Про идеологию
Для человека вполне естественно быть патриотом, любить свою страну, трудиться на ее благо, желать её процветания и разделять её интересы. Даже животные любят свою стаю и защищают свою территорию. И нам всем неприятна собака, которая ест с чужой руки и не защищает своего хозяина.
Поэтому, как и сказал Путин, идеологическая пропаганда должна воспитывать патриотизм. В данном ключе, идеология нужна для сохранения власти, порядка, патриотического воодушевления. И все хорошо, если не замечать того, что в рамках идеологии нам постоянно твердят о духовности. А это, господа, уже заставляет насторожиться.
Духовность сама по себе - понятие религиозное. В нашем же обществе церковь пока что всё еще отделена от государства, хоть и наблюдается значительное сближение. Если государство недовольно, что народ его бездуховен, логичнее всего было бы вкладываться в церковь. Для чего нужна идеология, если уже есть Русское Православие? И если на данном этапе нашей общественной жизни духовность не достигается церковными методами, вряд ли удастся достичь её средствами пропаганды.
Если бы духовность оказалась бы просто заманухой, привлекающей народ к идеологической пропаганде - был бы повод выдохнуть и успокоиться. Тогда каждый занимается своим делом: церковь заботится о спасении души посредством церковных таинств, государство повышает градус патриотического воодушевления, чтобы народ сплотился вокруг президента в тяжелый исторический момент. Гармония восторжествовала и статья эта оказалась бы совершенно бесполезной. Но, сейчас происходит, на мой взгляд нечто другое...
В СССР идеология, действительно, насаждала духовность. В атеистическом обществе идеология была ВМЕСТО религии. Она утверждала то же самое, что и церковь, но от имени государства и без Бога. Рай был так же недостижим. Он обещался не на небе: на земле, но потом. Духовность проповедовалась утопическая, с фанатическим сектантским уклоном. Поначалу, она действительно сплачивала людей. Воодушевленные идеей великих свершений, люди строили заводы, фабрики, железные дороги, поднимали целину. А потом выяснилось, что сливки снимают другие. И чем больше жирел правящий класс, чем больше у него появлялось элитных больниц, дач, горничных и телохранителей, тем сильнее они жали и жали на педаль идеологии. Такой идеологической обработке, продолжавшейся 70 лет, не подвергался, кроме нашего, ни один народ в истории. И количество перешло в качество. Многие люди действительно поверили, что они - счастливы. (Вспомним Оруэлла - "Сколько я показываю пальцев, Уинстон?").
Когда человек возвращается из армии, ему становится неуютно. Там весь день за него распланировали другие. А на гражданке ему приходится это делать самому. И за ошибки свои - тоже вся ответственность лежит на нем. А это - неприятно.
Не по этой ли причине людям сейчас не хватает идеологии? Может им просто так хочется вернуться в теплое болотце советского единомыслия?
Идеология, создающая свою духовность, очень быстро столкнется с противодействием со стороны церкви, и вновь государство начнет конкурировать с церковью, начнутся гонения на веру. Этого ли мы хотим?
Самый главный вопрос, а кто станет насаждать эту возвышенную духовную идеологию? Атеисты, которых в правящем классе - большинство? Идеология - сродни закону, потому что она устанавливает приоритеты. А законом познается грех. Закон же не объединяет - он разделяет. И вот, когда идеология разделит народ на козлов и овец, велика вероятность того, что управленцы, в свете духовного закона оказавшиеся козлами, не захотят просто тихо удалиться, а очень аккуратненько так прикинутся овцами. И снова начнется террор. Ведь и Христос был осужден на смерть именно ими.
Граждане, мечтающие о справедливости, начнут вешать на столбах врагов народа. И, вместо единства, в стране может воцариться смута.
С другой стороны, вопросы духовности касаются сокровенной области сердечных расположений человека. Это религиозная, несколько интимная сфера. Если государство начинает в неё вмешиваться, налицо признаки тоталитаризма.
Государство НЕ МОЖЕТ решать, какое место, например, занимают деньги в моей жизни, потому что у него, как минимум, нет достаточных инструментов для анализа. Но, если я ради денег стану по утрам приносить в жертву христианских младенцев - оно обязано меня наказать.
Максимум, что может сделать государство - это изменить общественное мнение т.о., чтобы добродетель стала престижной. Но, следующий добродетели ради престижа, всё равно её не достигнет, потому что престиж - это тщеславие. И один порок будет побеждаться другим. Причем, неизвестно ещё, какой хуже.
Т.о. любая гос. идеология никогда не достигает своей цели, если этой целью она ставит подлинную духовность.
Свидетельство о публикации №225061101223