Маджид

В самом конце этой зимы 2025 года, мы, всей семьёй, съездили на север, в соседнее государство, где пробыли три дня и три ночи. Там у нас проживает один друг-канадец, персидского происхождения, которого зовут Маджид. Я его знаю с весны 2001 года. Про его необычную жизнь можно написать целый роман!.. И снять даже двенадцати серийный фильм, в котором маленький Маджид начинает свой жизненный путь в южно-персидском портовом городе Бендер-Абасс. В те ещё счастливые времена, в начале 1970-ых, при последнем шахиншахе Ирана; когда многие иранцы стремились стать частью так называемой западной цивилизации, и даже юные жительницы Тегерана из богатых семей, ходили в коротких юбках, курили «Мальборо» и слушали «Битлз». Жизнь в Иране мало чем отличалась от жизни в советской Армении. Если не брать нашу советскую идеологию то, во многом, Ереван, Баку и Тегеран были похожи…

                Когда маленькому Маджиду исполнилось семь с небольшим лет, персидского шаха свергли, и началась новая эпоха; которая до сих пор продолжается и, думается, будет продолжаться ещё долго. Вряд ли, там опять всё повернётся вспять, и вернутся к власти шахиншахи, как этого бы хотели монархисты всего мира. Нет, такое уже невозможно. Невозможно вернуться в шахские времена, и возродить тайную полицию «САВАК», которая преследовала сильно верующих мусульман и всех инакомыслящих; снова начать дружить с Америкой и отдать все природные богатства англичанам, как это было во времена шаха; и назвать главную площадь Тегерана площадью Джорджа Вашингтона, а главную улицу - проспектом Уинстона Черчилля. О таком мечтать может только обкуренный гашишом безумец…

                И сразу же после революции 1979 года, вспыхнула ирано-иракская война, которая продлилась восемь лет. И трагедию явно развязали западные и советские спецслужбы, тогда активно помогавшие иракскому усатому и гордому тирану Саддаму Хусейну, снабжая его оружием. В самом конце этой кровавой бойни, унесшей миллион жизней, юного Маджида забрали в армию, и он служил на самой ирано-иракской границе. К его счастью, эта война скоро закончилась, и он остался жив и невредим. Армия его закалила, и Маджид вернулся в свою семью, полный радостных ожиданий и надежд. И он бы мог дальше работать в торговле, открыть собственный магазинчик, жениться на персиянке, потолстеть, постепенно становясь обычным жителем города Бендер-Абасс, с его пёстрой, шумной, но скучной жизнью…

                …но ему вдруг захотелось поехать в Россию, в Москву, и там получить высшее образование.  И Маджид, странным образом, в самом начале 90-ых оказался у нас, где учился в очень престижном институте, во ВГИКе. Маджид хотел стать кинооператором. Иностранцев туда с удовольствием брали но, разумеется, за валюту. Я уж не помню, сколько он платил в год, за обучение, - думаю, сумма была не очень большая и вполне доступная. И в Москве Маджид прожил где-то пятнадцать лет, и прекрасно научился говорить, немного заикаясь, на нашем сложном певучем языке. В студенческой жизни Маджида происходило много смешных историй и романтичных переживаний. Он наблюдал наши бурные и свободные 90-е, когда мы, советские школьники и школьницы, учились новым капиталистическим отношениям, с большим энтузиазмом глядя в светлое Буржуазное Будущее. Высокого и заметного Маджида с его яркой восточной внешностью, часто останавливали наши правоохранительные органы, с целью проверить его документы на право пребывать на территории нашей гостеприимной столицы; и это было, пожалуй, самым неприятным его воспоминанием, где ему часто приходилось откупаться, чтобы не оказаться в отделении нашей милиции. Хотя, и в этом он находил много юмора, будучи от природы человеком остроумным, лёгким и само-ироничным, и поэтому его всегда окружали многочисленные друзья и подруги. После окончания Института Кинематографии Маджид работал оператором на телевидении, и это тоже была интересная жизнь, хотя и сильно утомительная. Маджид вживую видел многих наших известных политических и культурных деятелей. И нельзя сказать, что ему легко было плыть по этому течению, и что ему всегда везло. Бывали и трудные времена, и часто не бывало работы, и он жил как придётся. Но он не спился, не снаркоманился, не утратил своего южного оптимизма и любопытства к живой жизни людей…

                В 2004 году, когда ему было 32 года, Маджид женился на красивой скромной русской девушке, москвичке, которую звали Татьяна. Вскоре у них родилась дочь Дарья. И вроде бы жизнь стала нормальной и относительно спокойной. Но им вдруг захотелось увидеть другой край Земли, и они уехали в начале 2008 года в Канаду; где их местная жизнь засосала и они стали канадцами. Но это была уже совсем другая жизнь! Канада это далеко не Россия и не Иран. На этом месте я, пожалуй, остановлюсь, ибо про канадскую жизнь Маджида писать можно много, и здесь тоже случались тяжёлые времена, и не надо думать, что Канада это такой гостеприимный рай земной. И что здесь легко можно найти хорошую работу и доступное жильё. И что здесь все люди друг другу постоянно улыбаются, и все друг другу рады. Нет, конечно же!.. Но одно можно сказать, что Маджида уже  не останавливает полиция с целью проверить его документы и, можно сказать, он влился в интернациональное канадское общество. Возможно, он ожидал чего-то большего, и хотел стать кем-то большим, чем он стал. Маджид мечтал снимать кино… Увы! Насколько я понимаю, большинство эмигрантов бывают разочарованы, и мало кому удаётся стать полностью своим на новом месте жительства. Опять же, всегда надо довольствоваться малым и радоваться малому. И Маджид в Канаде стал философом и продолжает не унывать, хотя иногда у него появляются печальные мысли… и он скучает по своим московским мытарствам, и Москву он продолжает любить и вспоминать…

                Жизнь в Канаде намного скучнее, и здесь мало чего происходит. В этом смысле Маджиду, конечно же, часто не хватает московского лёгкого общения, и я его в этом хорошо понимаю. Мы с ним хорошо поболтали за эти три дня, вспоминая наших общих друзей. Один из них был режиссёр португальского происхождения Жоан, которого судьба потом закинула в Краснодар, где он сейчас  работает в каком-то театре. Именно он нас и познакомил весной 2001 года. Маджид тогда снимал короткометражный фильм про московскую бабушку, и моя мастерская на неделю стала местом встреч. Туда приходили разные богемные люди, и там было довольно весело и суетно. Я жалею, что мы там мало собирались и общались после этого. В той мастерской на Покровском бульваре можно было устроить Салон Независимых Гостей Столицы . Устраивать там художественные посиделки. Снимать это на видео. Потом смонтировать независимый малокомерческий фильм о жизни «понаехавших» в Москву из разных варварских окраин…

                Ну, что про это говорить, и что по этому поводу печалиться. Мне иногда снятся сны, где я опять нахожусь в своей мастерской на Покровском бульваре, и общаюсь со своими друзьями, многих из которых уже нет в живых. И Маджиду тоже, наверное, иногда снится ВГИК с той весёлой студенческой жизнью. Хотя, надо признать, в наших снах всё не так весело, и мы там, в основном, как в фильме режиссёра Тарковского «Сталкер», чего-то ищем, и куда-то бредём. И Маджиду, наверное, иногда снится родной Бендер-Аббас, где он появился на свет в далёком 1971 году. И просыпаясь после таких ярких томительных снов, Маджид долго приходит в себя, в своей Оттаве, куда его забросила Судьба. Он задумчиво заваривает турецкий чай, купленный в арабском магазинчике, и садится за свой компьютер; или же, если есть заказ, едет работать со своими сложными фото-устройствами, что-то там фотографировать. Всё-таки, ему, можно сказать, в жизни повезло и мало кому удавалось увидеть столько разных мест и столько разных людей!.. И я ему сказал, - как жаль, что ты не пишешь мемуары! И их точно бы купил Голливуд и снял бы по ним сериал, и ты бы стал миллионером. На что Маджид весело рассмеялся. С чувством юмора у Маджида всегда было хорошо и, я думаю, без юмора жить сейчас крайне сложно. И в России, и в Канаде, и в Иране. Только юмор нам позволяет оставаться самими собой, несмотря на все эти сумбурные жизненные обстоятельства, закидывающие нас в разные точки земного шара по имени - Земля, которая вращается вокруг звезды по имени – Солнце. 


Рецензии