Алые паруса надежд или рифы символизма

«Благими намерениями вымощена дорога в ад»
Крылатое выражение


Поднимаемы ранее вопросы о значимости символа и образа не привлекли должного внимания ответственных лиц, принимающих важные для города решения[1]. И потому можем полагать, что, поднимаемая в этой статье тема, заведомо непопулярна. Заранее приносим свои извинения тем, кому популярность и обыденный здравый смысл дороже глубинной сути, рано или поздно ставящей живущих одним днём перед неизбежностью осмысления, для которых такой результат всегда является неожиданным. Что мы и наблюдаем теперь, возмущаясь очередным бездумным вмешательством в существующее знаковое историческое пространство Севастополя людьми без роду и племени, без исторического опыта и памяти о чужом для них прошлом.

Стремление привнести в современную жизнь символический праздник требует от авторов идеи осмотрительной осторожности, глубокого анализа и тщательной проработки каждой детали, поскольку язык символов не только разнообразен и богат, но и многозначен.

Языком символов, иносказательно, авторам удаётся передать дух и образ времени, преломляя призмой своего сознания, увиденное современное им состояние общества и многое-многое другое. И, благодаря человеческой природе, читатель, или зритель становится участником этого действия, воспроизводя то состояние в своей настоящей жизни, в чём и состоит великая сила искусства.

Свою феерию «Алые паруса» Александр Грин (Гриневский) создал в Петрограде в 1923 году, черпая романтические настроения и идеи именно здесь — на невских берегах, на Невском проспекте. Полагают, что Ассоль он увидел в образе незнакомки в сверкающем магазине на Невском, запечатлев его в памяти во время своего первого знакомства с Петербургом в 1906 году, а с капитаном Греем Грин отождествлял себя.

Повесть стала весьма популярна, благодаря одноимённому ей фильму 1961 года, ставшему кинодебютом Анастасии Вертинской, а его романтическая идея веры, надежды и любви с тех пор владеет умами молодёжи.

28 июня 1968 года, по инициативе выпускников Ленинградских школ, впервые состоялся праздник по сюжету произведения Гриневского, хотя официально праздник был проведён впервые лишь год спустя, в 1969 году. С этого времени праздник выпускников средних общеобразовательных школ «Алые паруса» был признан советским, а в последующем и российским. Отмечают его ежегодно в Санкт-Петербурге, как правило, в ближайшую к самой светлой белой ночи субботу, ориентировочно 18-27 июня, за исключением 22 июня. С 1979 года был большой перерыв — мероприятие не проводилось и начато заново в 2005 году уже под девизом: «Вместе с Россией!». Торжественность и общее настроение «Алых парусов» подчёркивают те надежды, которые город возлагает на новое поколение, на талантливую и перспективную молодёжь, от которой зависит будущее Санкт-Петербурга и всей страны в целом. Музыкальным сопровождением праздника стал «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра из балета «Медный всадник» . Это произведение впоследствии стало одним из музыкальным символов «Алых парусов».

Таким образом, произведение А. Грина «Алые паруса» стало символом поколения, вступающего в новую жизнь. Но символ, как нечто таинственное, требует осторожного с ним обращения. А используя символический язык, следует помнить, что «Всякий знак приобретает свою полноценную значимость только в контексте других знаков. Свой реальный смысл каждое слово получает в связи с теми или другими контекстами, которых может быть бесконечное множество»[2] [3].

Символ (от древнегреч. symbolon — знак, примета) — многозначный иносказательный образ, основанный на подобии, сходстве или общности предметов и явлений жизни. В символе может быть выражена система соответствий между разными сторонами действительности: миром природы и жизнью человека, обществом и личностью, реальным и ирреальным, земным и небесным, внешним и внутренним[4].

Основными чертами литературного образа-символа являются:
- ассоциативность восприятия образа;
- воспроизводимость переносного значения;
- эмоционально-экспрессивная окраска;
- многозначность трактования.

То есть, для того, чтобы символ сохранял свою природу, ему одинаково важны и его создатель, воплощающий в нём сущность описываемых символом явлений, и воспринимающая его сторона, восстанавливающая смыслы, сокрытые в символе. Исходя из этих особенностей, следует рассматривать каждый воспроизводимый элемент, каждую деталь и атрибут во всём разнообразии значений, выбирая преобладающие в общественном сознании стереотипы, формируемые сложившимися культурными традициями, с обязательной поправкой на идеологические настроения или политический заказ.

Принято считать, что произведение Александра Грина «Алые паруса» — это романтическая повесть-феерия о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышенной мечте, о том, что каждый может сделать чудо для близкого ему человека. Однако финал произведения показывает, что это далеко не так, а произведение несёт иной, не соответствующий принятому пониманию, глубокий смысл:
«Когда на другой день стало светать, корабль был далеко от Каперны. Часть экипажа как уснула, так и осталась лежать на палубе, поборотая вином Грэя; держались на ногах лишь рулевой да вахтенный, да сидевший на корме с грифом виолончели у подбородка задумчивый и хмельной Циммер. Он сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье...»

Такой финал указывает на явную неопределенность будущего: неуправляемый корабль, предоставленный воле ветра и волн, хозяин которого предаётся радостям любви со своею избранницей, брак с которой даже не узаконил, спящая пьяным сном команда, упившаяся вином, предназначенным Грэю, когда он будет в раю... Всё описание в итоге даёт отличное от желаемого символическое представление, а устоявшиеся традиции в понимании символов заставляют задуматься о смысле предлагаемого праздника, кульминацией которого является появление судна под алыми парусами.

Чтобы понять суть проблемы, рассмотрим основные представления о символизме используемых в финале произведения образов и цвета.

1. Символика цвета.

Алый или червонный цвет — самый яркий оттенок красного цвета, — цвет крови и, соответственно, цвет жизни.
Означает:
Напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый труд, борьба, война, конфликты, трагедия, драма, гнев, жестокость, ярость, страсти.
Красный цвет был эмблемой Россию губившего хаоса (Андрей Белый).
Знак отличия в обществе — одежда и окружение царя, императора, жрецов, воинов, судей, палачей, волшебников, куртизанок, революционеров.
Язык ритуалов — праздники, свадьбы, похороны, карнавалы, шествия, манифестации, парады, очищение.
Знаки и сигналы — опасность, запрещение, грех, жадность, честолюбие, боль; условный цвет на эмблемах и геральдических знаках.
Алый цвет является цветом утренней зари, при которой из морской пены рождается богиня Афродита у греков, или Венера у римлян.

Для многих культур характерно восприятие реальных судов как магического одушевленного существа, о чем свидетельствуют часто встречающиеся штевни с головами различных животных. Но чаще всего символика водного транспортного средства связана с перемещением небесных тел, прежде всего Солнца, а также отправлением умерших в потусторонний мир.

2. Корабль, как средство переправы умерших в потусторонний мир.

В сюжетах переправы через воды смерти и возвращения в реальный мир душа умершего, как и заходящее Солнце, отправляются в преисподнюю на ладье смерти и возвращаются из преисподней на ладье воскрешения — греческий Харон, индийская Сатья-вати, шумеро-аккадская Ур-шанаби и другие. Иногда «корабль мертвецов» фигурирует в эсхатологических мифах (ср. Нагльфар скандинавской мифологии).

Египтяне захоранивали барки рядом с усыпальницами своих фараонов, чтобы умерший смог вместе с божественным перевозчиком переправиться на круг Запада — в Страну Мертвых.

В древнегреческой мифологии Харон является перевозчиком мертвых по водам подземных рек.

Викинги хоронили погибших воинов в ладьях (миф о боге Бальдре).

Корабль с белыми парусами означал удавшуюся миссию, радость, везение, с чёрными парусами является вестником печали, смерти (миф о Тезее).

3. Церковь-корабль.

Со времён ранних христианских апологетов и отцов Церкви корабль, уподобленный Ноеву ковчегу — ковчегу спасения, безопасно плавающему в бездне потопа, выступает особым символом Церкви Христовой.

«Жизнь в этом мире подобна бушующему морю, по которому мы должны вести наш корабль в гавань. Если нам удается противостоять искушениям сирен, он приведёт нас к вечной жизни». (Св. Августин).

Св. Амвросий также сравнивает Церковь с кораблём, а крест — с корабельной мачтой.

Теологами Церковь нередко рассматривается как корабль, — «Ладья Петрова», плывущий в порт Спасения. На этом судне Святой Петр выступал в качестве штурмана, отцы Церкви правили веслами, — законами христианской религии, как представители Иисуса Христа, а Матерь Божья — парусами. Чаще всего его мачта имела форму креста, увенчанного голубем, судно также могло покоиться на спине огромной рыбы — ранней аллегории Христа. Тертуллиан олицетворял с кораблём само место богослужения, из-за чего расстояние между колоннами храма стали называть нефами, от лат. navis, то есть, корабль. Храм-корабль сориентированный на север, направляется Св. Николаем через гиперборею, — край сени смертной, туда, где царит движение и покой.

Нередко корабль и ковчег представляют символ сокровенного знания и откровения о грядущем.

4. Корабль, как образ государства.

«Правитель — это лодка, народ — это вода. Вода несёт лодку, но вода может и опрокинуть её». Сюнь-цзы, III в. дон. э.

«Тот воображаемый корабль отчизны нашей всех нас несёт, и что в нём есть, то и есть» (Из речи иезуита, богослова и политического деятеля Петра Скарги в Сейме Польши).

5. Корабль, как аллегория в европейском искусстве.

Широкую популярность снискала легенда о «Летучем голландце» — корабле-призраке капитана Ван дер Деккена, обречённого на вечные попытки обогнуть мыс Доброй Надежды в наказание за свое богохульство.

Немецкий учёный и писатель-сатирик Себастиан Брандт написал аллегорическую поэму «Корабль дураков», в которой рассказывалось о корабле, который держит путь в «дурацкий рай». Поэма явилась своеобразной сатирой на глупость, распущенность и различные пороки того времени: пьянство, разврат, продажность законников и деятелей церкви, злонамеренность лекарей-шарлатанов и тому подобное.

Иллюстрацией к этому мотиву послужило полотно Иеронима Босха «Корабль дураков»[5], на котором художник изобразил пьяную компанию на борту судна, включив в неё поющего монаха и монахиню, играющую на лютне.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495—1500. La Nef des fous. Доска, масло. 58 ; 33 см. Лувр, Париж
Нам не известно, знаком ли был автор «Алых парусов» с упоминаемыми выше произведениями Себастиана Брандта и Иеронима Босха, но что бы ни хотел сказать А. Гриневский, мы имеем в своём распоряжении лишь текст его произведения, оставленный без авторского комментария, что вынуждает нас к его свободному символическому прочтению и проведению параллелей, находя связи с устоявшимися символическими толкованиями.

Как видим, стремление привнести в севастопольскую действительность светлый праздник для молодежи вызывает вопросы и сомнения в однозначности его понимания. Тем более, что для введения, либо организации, а тем более, проведения ритуальных, культовых и обрядовых действий требуется учитывать местные особенности. Важнейшей из таких особенностей является состояние среды обитания, создаваемое и поддерживаемое как предками, так и предшественниками. Этому правилу строго следуют институты ортодоксальных церквей, в том числе и православной, понимающие под средой обитания духовное состояние. На это качество указывает и Квебекская декларация по сохранению духа места , а также принятый в РФ ГОСТ Р 56891.4-2016 «Сохранение объектов культурного наследия». Это состояние обусловлено географическими, геологическими, климатическими особенностями самого места, наличием аномальных зон, а также деятельностью человека. Но приведённые документы не учитывают важной и основной особенности Севастополя — представление интересов России со времён его основания. Именно поэтому Севастополь был и остаётся центром решения ключевых проблем и споров, возникающих между Европой и государством Российским. На земле Севастополя, в его бухтах и на море происходили масштабные сражения, и всё это пространство становилось полем боя. Более миллиона человек, — воины и мирные жители, закончили здесь свои жизни, пролив свою кровь в этом месте за идею — отстоять Севастополь во что бы то ни стало! Многие из них до сих пор не захоронены и ожидают нашего участия. Какие же смыслы у севастопольской земли?

Согласно библейскому представлению, земля политая кровью — проклятая земля[6] [7] [8], по идейным соображениям объявляемая святой, что вносит ограничения на землепользование. Не сложно представить научное обоснование такому видению вопроса, но это не является предметом нашего рассмотрения.

Другой стороной представления о духе места будет установленная традиция. Прежде всего, следует вспомнить о торжественном обещании, данном жителями Севастополя в годовщину 50-летия обороны города, при открытии мемориала на Приморском бульваре, у Еранцевского сада, юбилей которого мы отмечали недавно. Речь шла о запрете организации и проведения торговых и увеселительных мероприятий на местах пролития крови: Малаховой кургане, бастионах, Историческом и Приморском бульварах. Впоследствии добавился ещё ряд мест, перечисление которых займёт много места, поскольку речь идёт практически обо всех территориях, где велись бои, а также местах расстрела, повешения и утопления людей во времена восстаний, Гражданской и Великой отечественной войн, в период «красного террора». При этом остаются коренные жители, — носителей духа места, которых на момент освобождения города в мае 1944 года, оставалось не более 4,5 тысяч человек.

К слову, из этого отнюдь не следует, что в городе возможны только траурные мероприятия, а веселью и празднику нет никакого места: просто праздник должен органично вписываться духовную среду, основываясь на устоявшихся традициях.

Севастополь имеет свою богатую историю и культурные традиции, а потому попытка превратить город-герой в придуманную Гриневским страну разрушает его устоявшийся образ. И это далеко не первая попытка изменить восприятие города его жителями, вмешаться в его, так называемый, «культурный код»[9]. По всей видимости, причина кроется в ротации населения, свойственной воинскому гарнизону, и отсутствию у вновь прибывших представления о предназначении города, его богатой истории, о высоком и трагическом духе этого места. А потому, прежде чем поднимать вопрос о городских праздниках, следует определиться в том, является ли Севастополь городом студентов, центром научной жизни, курортом, порто-франко, или свободной экономической зоной, а значит — торговым портом и городом, или остаётся военно-морской базой, либо сочетает в себе все эти, как и многие другие качества и характеристики.

Если рассматривать образовательный потенциал места, высоко ценимый ещё в Российской империи, следует вспомнить о создании мощной учебной базы, не только сохранённой, но и развивавшейся в советское время. В таком случае уместно говорить о патриотическом воспитании кадров, готовых служить своему народу, кузницей которых может стать город. Следует, прежде всего, помнить о подвиге экипажа брига «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта А. И. Казарского, принявшего 14 мая 1829 года неравный бой с двумя турецкими кораблями «Селимие» и «Реал-беем», десятикратно превосходившими бриг в количестве орудий, — подвига, остающегося одним из самых выдающихся в истории морских сражений. Но завещанное нам воссоздание брига с возможностью использовать его не только на парадах и в праздниках, но, прежде всего, в качестве реального музея и действующего учебного судна, всё никак не может состояться, несмотря на многочисленные инициативы энтузиастов, способных исполнить завет, которые не находят поддержки у «лиц принимающих решения».

При всём разнообразии тем для общегородских праздников и других мероприятий, надо соблюдать соответствие их содержания историческим событиям с учётом всех приведённых выше факторов. В этой работе немалым подспорьем станет севастопольский календарь событий и праздников, для создания которого следует привлечь широкий круг высококвалифицированных специалистов, причём не только историков. Главной задачей организаторов станет определение символов и традиций, свойственных этому месту, а также категорический запрет на чуждые символы и традиции,. Потому что идейное и культовое противоречие «тематики мероприятий» севастопольскому духу места ведёт не только к нарушению морально-этических норм и правил, пока не прописанных, и воспринимаемых как нечто воображаемое, не ставших обязательными, но и к прямому нарушению законов Природы, что влечёт за собой катастрофические последствия. Причём масштаб катастрофы и сроки её наступления, прямо пропорциональны глубине противоречия и размаху мероприятий. А за глупость организаторов платить придётся всем: им самим, и гостям, и городским жителям. Вопрос в том — кому, и какую цену, ведь незнание закона не освобождает от ответственности. Но главное состоит в том, что символ, обряд и традиция — это не досужие развлечения, или пережитки прошлого.

Прежде всего, это наследие предков и мощное средство культурно-исторической самоидентификации, делающих нас гражданами, дающее нам право на городскую символику — герб, флаг и гимн, как и право называть себя севастопольцами.



[1] Памятники Севастополя: проблема осмысления. Слава Севастополя. Электронный ресурс. Код доступа: Севастопольцы пытаются не допустить возможной профанации при разработке медали имени Даши Севастопольской. ОД «5 Оборона Севастополя». Электронный ресурс. Код доступа:  source=turbo ЩгЬр&=
Ни один из представленных эскизов Медали имени Даши Севастопольской не удовлетворяет условиям поставленной задачи. ОД «5 Оборона Севастополя». Электронный ресурс. Код доступа:
[2] Рейнгольд Глиэр «Гимн Великому Городу» 20.05.2018 Оркестр Филармонии, Евгений Хохлов. Youtube. Электронный ресурс. Код доступа: https://youtu.be/TbYSsLZnKfY
[3] Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство — 2-е изд., испр. — М.: Искусство, 1995. — 320 с.
[4] Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
[5] Корабль дураков (картина Босха). Материал из Википедии — свободной энциклопедии Электронный ресурс. Код доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Kopa6nb дураков (картина Босха): [6] Фрегат «Херсонес» в Севастополе оснастят алыми парусами. ForPost — sevastopol.SU Севастопольский новостной портал Электронный ресурс. Код доступа: https://sevastopol.su/news/fregat-hersones-v-sevastopole- osnastyat-al;mi-parusami
[7] Квебекская декларация по сохранению духа места. Электронный ресурс. Код доступа: https://obzor.city/data/files/kvebek.pdf
Дух места. Электронный ресурс. Код доступа: https://meganorm.ru/Data2/1/4293755/4293755977.pdf
[8] Быт.4:11
[9] Культурный код. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Электронный ресурс. Код доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Культурный_код


Рецензии