Библиотека киевского князя ярослава мудрого

Пожалуй, все нынче знают о легендарной «либерии Ивана Грозного», между тем она не единственное книжное собрание на Руси бесследно потерявшееся в веках. Так, киевский князь Ярослав Мудрый, правивший в первой половине XI-го века, слыл большим любителем книг, да и вообще образованным правителем. За годы своего княжения он, по некоторым сведениям, собрал внушительную, а главное разнообразную, библиотеку, насчитывавшую около тысячи томов книг.
Количество для тех времен - огромное. По некоторым данным, в ней, наряду с греческими и латинскими рукописями, также имелись и древние славянские рунические книги. Как следует из источников, хранились все эти письменные сокровища в одном из помещений старого Софийского собора в Киеве. Очевидно, там же, где и лежала вся богатая казна киевского князя.
Однако тут возникает сразу несколько вопросов. Если Ярослав Мудрый (недаром у него было такое прозвище) собирал разные манускрипты, значит он должен был в них, по меньшей мере, разбираться, то есть умел их читать. Согласитесь, зачем вам дорогие и редкие книги, а редкими были тогда все, если вы их не в состоянии прочесть. Иначе получится, как с лакеем Чичикова в «Мертвых душах» у Н.В.Гоголя.
Другой момент, а реально ли существование в его время на Руси еще рунических книг? Конечно исключать этого нельзя, ведь от языческой эпохи Ярослава отделяло не так уж много лет. Тогда греческие попы не успели еще пожечь все языческие письмена древних славян. Но вот каким образом они оказались в распоряжении князя-христианина – загадка.
Если на минуту предположить реальность княжеской библиотеки, то, о чем же это может говорить нам сегодня. Только о том, что по крайней мере, элита на тогдашней Руси должно быть была достаточно образованной. Иначе зачем копить все эти книги, которые никто не мог бы прочесть. Это была бы, прямо скажем, пустая трата средств и лишняя головная боль от их хранения.
Судя по всему, книжное собрание Ярослава должно было просуществовать до конца XII-го века, поскольку затем следы его куда-то таинственно теряются. Дело в том, что к этому времени на Руси обострились междоусобные войны в связи с возвышением Владимирского княжества и смещением политических центров. Так в 1169 году Киев взял и разграбил сын владимирского князя Андрея Боголюбского Мстислав Андреевич. В 1203 году тоже сделал с городом смоленский князь Рюрик Ростиславович.
Очевидно, что по старому обычаю их ратники, как минимум три дня грабили и разоряли Киев, причем в такой обстановке не щадили ни церквей, ни монастырей, ни теремов. Драгоценные манускрипты вполне могли погибнуть в пламени пожаров, но неисключенно также, что они оказались и в обозе у победителей, если их только не затоптали в суматохе просто в уличную грязь.
А вот затем, эти рукописные сокровища могли уже приобрести для своих библиотек различные монастыри в Северной Руси. От куда, кстати, стали всплывать спустя века разные произведения, отражающие исторические события в Киевской Руси. Такие, как, например, «Слово о полку Игореве».
Однако некоторые исследователи склонны видеть библиотеку Ярослава жертвой монголо-татарского нашествия в 1240 году. Ну да, у нас принято все валить на безбожных татар. Однако прямых сведений о ее гибели в этот момент или разграблении ордами Батыя, увы, нет. Да и зачем, по правде сказать, темным кочевникам книги на непонятных им языках. Скорее всего они на них не обратили бы никакого внимания. К тому же в пламени горящего города было не до собирания культурных ценностей.
В общем все эти печальные обстоятельства делают судьбу библиотеки весьма неопределенной. Правда, некоторые археологи считает, что книжное собрание при Софийском соборе не погибло в огне, и не было расхищено, а до сих пор спрятано где-то в киевских подземель¬ях, которые до сих пор толком не изучены.
В самом деле, обилие катакомб и пещер в Киеве, породило множество версий. Одни настойчиво предлагают искать ее в подземельях Печерской лавры, другие - бывшего Межигорского монастыря, а третьи – св.Софии. Последнее предположение, родившееся еще в Средневековье, нашло некоторое подтверждение в самом начале ХХ-го столетия.
Так в 1916 году неподалёку от Софийского собора образовался земляной провал, который привлек внимание научной общественности. Открывшийся подземный ход обследовал археолог А.Эртель. На полу подземной галереи, куда спустился ученый, он нашел берестяную грамоту странного содержания про некий клад Ярослава Мудрого.
Однако специалисты, изучив грамоту, отнесли ее к рубежу XVII-го – XVIII-го столетий, то есть уже тогда вызывала сомнение ее древность. Напомним официально берестяные грамоты были обнаружены только во второй половине ХХ-го века. Впрочем, провести полномасштабные раскопки подземелья почему-то не удалось, и тайна хода так и осталась не разгаданной.
Существуют и другие легенды о находках в каких-то случайно откопанных подземельях Киева сундуков с некими древними книгами. Но вот все эти слухи почему-то сводятся к одному: увидели сокровища по ахали и закопали их вновь, потому что очень куда-то спешили, ну не до них было находчикам. Странно, а ведь результаты таких раскопок могли переворотить всю отечественную историю, но, увы.
А вот теперь подумаем насколько реально существование этой библиотеки в тогдашнем мире. В 988 году произошло такое событие, как крещение Руси. С этой даты, как правило, начинается все просвещение у восточнославянских (российских) народов. Естественно, «просветителями» тогда выступали приезжие византийцы (чаще болгары, иногда греки). Только они могли прочесть книги на греческом и латинском языках. Очевидно, и служба в начале велась только на греческом.
Что же касается рунических книг, то о них до нас не дошло никаких сведений, за исключением одной сомнительной «Велесовой книги». Стоит отметить, что руны, так распространеные среди германцев и скандинавов, в реальности уже тогда никто не мог прочесть. Поэтому все сведения о неких рунических фолиантах следует признать мифом и выдумкой.
В общем библиотека Ярослава Мудрого по большей степени – измышление поздних фальсификаторов истории. Не исключено, что они и подделывали рукописи типа хорошо всем известной нам «…Откуда есть пошла Русская земля…». На нее до сих пор опираются историки-ортодоксы, хотя многие ученые уже сомневаются в ее подлинности.
Думается, что не следует видеть в первых славянских князьях сильно грамотных людей. А значит всяческие письменные труды на заморских языках им были попросту не нужны. Ну вот задумайтесь, будете вы держать у себя книгу на неведомом языке? Понятно, что нет. А такие трактаты, как известная «Русская правда» Ярослава Мудрого дошли до нас уже в более поздних списках и ко времени ее гипотетического написания не имевших никакого отношения.
Подводя итог нашим рассуждениям, можно сделать один вывод, что собрание неких книг, собранных Ярославом Мудрым, следует признать мифом, существование которого противоречит культурным реалиям и условиям его исторической эпохи.
Евгений ИВАНОВ


Рецензии