3. Природа и человек в романе
3. Глубина и характер взаимоотношений природы и человека.
У Югова преобладает светлое, радостное восприятие картин природы, даже если она, эта природа, становится просто фоном, свидетелем таких сцен и событий, о которых человеку хочется позабыть, как страшный сон.
Между окружающей (внешней) средой и природой человека, по убеждению писателя, существует глубинная связь.
От глубины и характера этих отношений зависит не только благополучие и здоровье человека, но и сама судьба.
Вот главный герой романа Арсений Шатров с молодой спутницей едет бором.
Понаблюдаем за ними. Природа дарует героям Югова гармонию души и тела, умиротворяет путешественников чудесными пейзажами в дороге, наполняет их души волнующими запахами и чувствами.
«Земля принялась за род свой! Земля буевала. Зелень травы, кустов и всего … хвоевеющего бора вокруг… мужала.
Сильно пробивалось в ноздри сквозь сырой запах трав сухое, жаркое благоухание сосен».
Трудно не заметить народность и эмоциональность взгляда автора на природу: земля живая, она мужает, родит, благоухает, «буевает».
И неудивительно, что на таком фоне с героями начинают происходить неожиданные для них самих вещи.
Шатров досадует на себя, что согласился на просьбу лесничего подвезти его молодую жену до станицы.
В такой зной «хорошо ехать одному, молчать, вспоминать, думать…».
«А дорога бором, бором, бором. А под колёсами – песок, песок, песок…
Пески отсвечивают, зноят.
Оборотишься, глянешь из ходка на задние колёса – и сыплются и сыплются, текут нескончаемо две песчаные струйки по обе стороны сверкающего на солнце железа.
Если б не бором ехать, зной истомил бы!».
Арсения Тихоновича незаметно «обуевала» волнительная истома, и он отвлекал себя от «дурных мыслей и чувств» разговорами.
О чём только не перебеседовали они, коротая путь:
о ландышах, что растут только в тени; о бабке-знахарке, что заговаривает кровь;
об отлучении Льва Толстого от церкви;
«о старинном танце «фурлана», которым Папа Римский советовал высшему обществу заменить «не благолепное» танго…».
Коснулись и музыки, и театра, заговорили о живописи.
«Глядя на необхватные красные стволы сосен с отстающей, сухой, розовато-прозрачной плёнкой», заговорили о Шишкине.
Взгляд Шатрова в бездонное небо, «голубизна которого словно бы выгорела от зноя», обнаружил «недвижно светоносные, белоблистающие, словно бы тёсаные глыбы, облака».
И эта недвижная монументальность облаков успокаивала Шатрова, приглушала «буевание» чувств, держала в твёрдых берегах его настроение.
Но конца и краю дороге не видать. А дорога бором, бором… А под колёсами песок, песок…
Прошло два часа пути по пустынной лесной дороге. Спутница попросилась «прогуляться» ненадолго.
Через какое-то время Арсений испугался, что жена лесничего заблудилась и бросился на её поиски.
Глазам его предстала следующая картина: «Сосны вдруг стали редеть, как вот бывает перед поляной. Сверкнула там и здесь белая прорезь берез.
И вдруг в знойной, благоуханной сухмени соснового бора повеяло легкой и влажной прохладой.
Сквозь деревья, в белых песках, словно синька, до краев налитая в белую отлогую тарелку, засинелось малюсенькое озерцо, вернее, бочага, колдобина, с его не усохшей водою таяния».
Внезапно он увидел её: «Лесничиха сидела на самом бережку озерца… и, опустив в воду оголённые до живота ноги, шумно колотила ими по воде».
«Даная» -самая страшная картина на земле!» - подумал Арсений и яростно повалил лесничиху навзничь».
Кто виноват в случившемся грехопадении?
Нужно ли осуждать героев за проявленную слабость?
Автор романа не дает разъяснительных и осуждающих оценок.
И читатель не торопится с вынесением приговора.
Истина откроется позже.
И эта обжигающая правда жизни заставит читателя по-иному взглянуть на роль природы в жизни человека, на характер их отношений.
Летняя жара пробудила «жар» сердец спутников, сосновый бор укрыл от людского глаза тайну внезапной страсти, прохлада озера утолила телесную жажду.
Оказалось, что природа мудро распорядилась людьми и обстоятельствами: сделала всё, чтобы заполнить настоящую и грядущую пустоту в судьбе героев.
Произошло фатальное, судьбоносное событие, смысл и значение которого состояли в следующем.
Лесничиха много лет не могла забеременеть от мужа, а Шатров через три года потеряет навеки и сына, и супругу.
Природа восполняет пустоту, она её не терпит.
*****
Пейзаж у Югова играет определённую композиционную роль.
Описывая разные времена года, он помогает читателю воспринять хронологические рамки романа, дает перспективу времени, показывает текучесть жизни.
Но главное, природа тесно связана с внутренним миром человека.
Стояло бабье паутинное лето. В солнечный день сентября Ольга Александровна Шатрова возвращалась из-за реки с прогулки.
«Скошенные луга, светло-пустынные, окутаны были там и сям сверкающим на солнце паутинником, отдельные нити его носились в воздухе, то становясь невидимыми, а то снова на миг взблёскивая и обозначаясь».
Босоногая стая ребятишек со звонкими криками старалась поймать длинные нити, а Ольга Александровна грустно подумала:
«Вот и моё бабье лето кончится скоро…
Проходя мимо распряженных помольских возов, она случайно услышала разговор:
- Говорят, что лесничиха не от мужа понесла. Шатровское носит!
-Да ну, не выдумывай! Раньше не слыхать было про него: некидкой был на баб!
-В чужую бабу черт ложку меду положил!»
В тот же день, без объяснений с мужем, Ольга Александровна уехала в город.
Картина бабьего лета без лишних эмоций внесла перемены в душевное состояние героини, урезонила её настроение, подтолкнула к нужному поступку.
Время и природа – лучшие лекари душевных ран.
*****
Можно свернуть горы, «оседлать» могучий хребет родной реки, но управиться с самим собой, со своей природой – дано не каждому.
Югов словно говорит читателю, что в природе высшими силами заложена тайна мироздания, что природа не безучастна к человеку.
Природа не только место действия, фон событий. Она – важное действующее лицо.
Она творит, сопереживает, «родит» живое.
Она сильнее, мудрее человека, а потому вмешивается в его судьбу.
Она умеет предвидеть и многое знает наперёд.
Повинуясь своему главному предназначению – закладывать семена, способствовать продолжению жизни, - природа делает всё для бессмертия всего живого на земле.
Природа внешняя и природа внутренняя, человеческая, в романе Югова находятся в тесной, неразрывной связи.
И эта взаимосвязь носит глубокий, интимный характер.
http://proza.ru/2025/06/11/1543
Свидетельство о публикации №225061101528