Два эпизода из жития царя Давида. Часть 1
То, что составители Библии не замалчивали ряд поступков, не делающих Давиду, любимцу жрецов , чести, доказывает, что их личные симпатии оказались бессильными перед неопровержимыми историческими документами, с которыми они должны были считаться, и некоторые неприглядные факты были известны в народе. Однако, историчность царя Давида по-прежнему остается предметом научных дискуссий историков и археологов.
Итак, каков же он, библейский царь Давид? — Пастух и помазанник Божий, которого боялись даже могущественные египетские фараоны ; искусный военачальник, который вел победоносные войны с врагами Израиля ; идеальный правитель, справедливый судья;выдающийся государственный деятель и дальновидный дипломат; поэт, музыкант, псалмопевец , глубоко религиозный праведник, преданный Богу .Семьдесят три псалма приписывают Давиду, выражавшему свою любовь к Богу в музыке и песне, и назначавшему певцов и музыкантов поклоняться Ему непрерывно в скинии . Его псалмы переведены на все языки мира и уже три тысячелетия привлекают к себе внимание; ветхозаветная Книга Псалтирь по-прежнему является самой употребляемой в богослужении Православной Церкви.Постоянно греша и нарушая закон, он искупал свои недостойные поступки искренним раскаянием.
Давид очень далек от совершенства. Будучи командиром вооруженной банды из беглых людей, он занимался чем-то, очень похожим на современный рекет. Какое-то время служил исконным врагам Израиля-филистимлянам и при этом отплатил филистимлянскому царю за гостеприимство изменой, жестокими грабежами его подданных. Короновался в цари племени Иуды в ущерб сыну Саула, признанному всем остальным народом, который в дальнейшем был убит . Это убийство сделало Давида властелином всего израильского царства.
По Библии, будучи военачальником, Давид вел «войны Господа», т.е. войны под Божественным руководством. Его военные походы рассматривались в рамках службы Богу как часть Божественного плана и всегда имели Божественное одобрение. При этом к побежденным он проявлял поистине варварскую дикую жестокость.Библия сообщает, что жителей Рамы он "присудил к пилам, к железным молотилам и железным секирам и ввергал их в печь для обжигания кирпичей; так поступил он со всеми городами аммонитян, попавшими в его руки".
Слава «святого» была несколько подпорчена его грехами, о которых сообщает сама Библия. Один из них — двойной грех прелюбодеяния и убийства. Воспылав страстью к Вирсавии, он отнял ее у мужа, своего верноподданного Урии, в это время сражавшегося на войне. Не довольствуясь этим, Давид приказал по существу убить Урию, честного, благородного человека и отважного воина, для того, чтобы спокойно наслаждаться его женой и избежать проблем, связанных с ожидаемым ею ребенком. Когда пророк Нафан с большим тактом деликатно упрекнул его в содеянном, рассказав притчу о несчастном бедняке и его любимой овечке, Давид проявил просто отвратительное лицемерие. Он метал гром и молнии против чужого греха, ему было жаль овечку, но про свой грех-подлое убийство Урии он видимо, забыл, совесть его была спокойна. Он оправдывал свой грех, призывая военачальника Иоава (которому ранее приказал поставить Урию в бою на такой опасный пост, чтобы он оттуда не мог спастись, и оставить) не смущаться косвенным убийством воина. Но все же Давид смог увидеть свой грех «очами Господа» и взмолился о прощении: « Сердца сокрушенного и смиренного ты не отвергнешь, Боже»… И Бог простил Давида, наказав за совершенный им грех членов его семьи: умирает его ребенок от Вирсавии; его сын-первенец насилует и разрушает жизнь сводной сестры-дочери Давида и погибает от рук другого сына; любимый сын Авессалом поднимает бунт в царстве и в конце концов — тоже погибает.Сам же Давид царствовал сорок лет и умер в своем дворце, окруженный роскошью...
Библия показывает Давида не застывшей статуей, а живым человеком, противоречивым, и, как и все люди, обреченным на взлеты и падения.При этом Библия дает ключ к пониманию его образа: Давид — избранник Божий. Через пророка Нафана Бог говорит Давиду:
«...Я взял тебя... чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; и был с тобою везде, куда ни ходил ты, истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим... Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки... И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2-я Книга Царств, глава 7, стихи 12-16).
Через пророка Нафана Господь благословил не только его, но и все его потомство, провозвестив, что именно от него, из Дома Давидова, произойдет Мессия.
В Библии есть два эпизода, в которых сообщается о грехах Давида, за которые не последовало явное осуждение их Богом. Эти эпизоды составляют , как и многие из описанных ранее, трудные для понимания места Библии. Остановимся на них.
Свидетельство о публикации №225061101615