Два эпизода из жития царя Давида. Часть 1

 Читая библейское повествование о царе Давиде, мы сталкиваемся  как бы с двумя разными  людьми, настолько противоречива была его яркая личность: есть Давид  исторический и поэтический Давид легенды. Одни представляют его праведником, «святым царем и пророком» ; другие считают жестоким , подверженным страстям и вожделениям человеком, пролившим много крови,  узурпатором, идущим по трупам к власти. Оба эти взгляда  на Давида в  Св. Писании   соединяются : с одной стороны , он — «герой веры» , с другой- грешник.
     То, что составители Библии не замалчивали ряд поступков, не делающих Давиду, любимцу жрецов , чести,  доказывает, что их личные симпатии оказались бессильными перед неопровержимыми историческими документами, с которыми они должны были считаться, и некоторые неприглядные факты были известны  в народе. Однако, историчность царя Давида  по-прежнему остается предметом научных дискуссий историков и археологов.
     Итак, каков же он, библейский царь Давид? — Пастух и помазанник Божий, которого боялись даже могущественные египетские фараоны  ; искусный военачальник, который вел победоносные войны с  врагами Израиля ; идеальный правитель,  справедливый судья;выдающийся  государственный деятель и дальновидный дипломат; поэт,  музыкант,  псалмопевец , глубоко религиозный праведник, преданный Богу .Семьдесят три псалма приписывают Давиду, выражавшему свою любовь к Богу в музыке и песне, и назначавшему певцов и музыкантов поклоняться Ему непрерывно в скинии .  Его  псалмы   переведены на все языки мира и  уже три тысячелетия привлекают к себе внимание; ветхозаветная Книга  Псалтирь по-прежнему является  самой употребляемой в богослужении Православной Церкви.Постоянно греша и нарушая закон, он искупал свои недостойные поступки искренним раскаянием.
    Давид  очень далек от совершенства.  Будучи командиром вооруженной банды из беглых людей, он занимался чем-то, очень похожим на современный рекет.  Какое-то время служил исконным врагам Израиля-филистимлянам и  при этом  отплатил  филистимлянскому царю  за гостеприимство   изменой, жестокими грабежами его подданных. Короновался в цари племени Иуды в ущерб сыну Саула, признанному всем остальным народом, который в дальнейшем был убит . Это убийство сделало Давида властелином всего израильского царства.    
     По Библии, будучи военачальником, Давид  вел «войны Господа», т.е. войны под Божественным руководством. Его военные походы рассматривались в рамках  службы Богу как часть Божественного плана  и  всегда имели Божественное одобрение. При этом к побежденным он проявлял поистине варварскую дикую жестокость.Библия сообщает, что жителей Рамы он "присудил к пилам, к железным молотилам и железным секирам и ввергал их в печь для обжигания кирпичей; так поступил он со всеми городами аммонитян, попавшими в его руки".
      Слава «святого» была несколько подпорчена его грехами, о которых сообщает сама Библия. Один из них — двойной грех прелюбодеяния и убийства. Воспылав страстью к Вирсавии, он отнял  ее у мужа,  своего верноподданного Урии, в это время сражавшегося на войне. Не довольствуясь этим,   Давид  приказал по существу убить  Урию,  честного, благородного  человека и отважного  воина, для того, чтобы  спокойно наслаждаться его женой и избежать проблем, связанных  с ожидаемым  ею ребенком.   Когда пророк Нафан с большим тактом деликатно упрекнул его в содеянном, рассказав  притчу о несчастном бедняке и его любимой овечке, Давид проявил просто отвратительное лицемерие. Он метал гром и молнии против чужого греха, ему было жаль овечку, но про свой грех-подлое убийство Урии он видимо, забыл, совесть его была спокойна. Он оправдывал  свой грех, призывая   военачальника Иоава (которому ранее приказал  поставить Урию в бою на такой опасный пост, чтобы он оттуда не мог спастись, и оставить)  не смущаться косвенным убийством воина.  Но  все же Давид  смог увидеть свой грех «очами Господа» и взмолился о прощении: « Сердца сокрушенного и  смиренного ты не отвергнешь, Боже»…  И Бог простил Давида, наказав  за совершенный им грех  членов его семьи: умирает его ребенок от Вирсавии; его сын-первенец насилует и разрушает жизнь  сводной сестры-дочери Давида и погибает от рук другого сына; любимый сын Авессалом поднимает бунт в царстве и в конце концов — тоже погибает.Сам же Давид  царствовал сорок лет и умер в своем дворце, окруженный роскошью...
     Библия  показывает  Давида не застывшей статуей, а живым человеком, противоречивым, и, как и все люди, обреченным на взлеты и падения.При  этом  Библия  дает ключ к пониманию его образа:  Давид — избранник Божий. Через пророка Нафана Бог говорит Давиду:
«...Я взял тебя... чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; и был с тобою везде, куда ни ходил ты, истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим... Когда же исполнятся  дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он  построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки... И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2-я Книга Царств, глава 7, стихи 12-16).
Через пророка Нафана Господь благословил не только его, но и все его потомство, провозвестив, что именно от него, из Дома Давидова, произойдет  Мессия.


            В Библии  есть два эпизода,  в которых  сообщается о  грехах Давида, за которые не последовало  явное осуждение их Богом.  Эти  эпизоды  составляют ,  как и многие из описанных ранее,  трудные для понимания места Библии. Остановимся на них.


Рецензии