Алан след древнего этнонима в современных тюркских

Алан: след древнего этнонима в современных тюркских языках

Этноним «алан», известный с глубокой древности, изначально обозначал кочевые племена, обитавшие в Евразийских степях. В тюркской языковой и культурной среде это слово не исчезло — напротив, оно получило новое звучание в формах обращений, прозвищ, имён и этнических самоназваний.

Во многих тюркских языках, особенно в казахском, кыргызском и башкирском, «Алан» встречается как мужское имя, нередко указывающее на связь с открытым, свободным пространством (алан — «равнина», «площадка»). В казахском языке также сохранилось архаичное слово «аламан», означающее народ, толпу, множество людей, что подчеркивает коллективное, этническое значение корня.

Кроме того, в казахском языке «алан» означает детеныша барса (ирбиса) — что указывает на устойчивую связь слова с образом хищного зверя, характерную для звериного стиля кочевников.

В устной традиции слово алан может использоваться как уважительное или образное обращение, особенно в поэтических формах. Например, в айтысах или импровизированной поэзии могли сказать:

Эй, Алан-жигит! — подчеркивая благородство, храбрость или родовое достоинство.

В турецком языке сохранилась форма «лан», употребляемая при неформальном обращении к знакомому:

Ne yapiyorsun lan? — «Ты что делаешь, а?»
Хотя в современном языке она воспринимается как разговорная частица, её фонетическая связь с «алан» может указывать на историческую основу.

В северо-восточных диалектах Турции (Ардвин, Карс, Эрзурум) при обращении к человеку нередко используются формы «ола», «ала», «ула» — то есть передняя часть слова алан. Аналогичное явление наблюдается в азербайджанском языке, где частое обращение звучит как:

Ala, sene deyirem! — «Эй, я тебе говорю!»

В крымскотатарском языке распространено обращение «олян»:

Olan, qara bu yana! — «Эй ты, смотри сюда!»

Особо примечательно, что в карачево-балкарском языке слово «алан» сохранилось как обращение к соплеменнику, несущего в себе этнонимический смысл. В повседневной речи можно услышать:

Эй, алан, не этесе? — «Эй, алан, что делаешь?»
Такое употребление подчеркивает этническую идентичность и преемственность с древними аланами.


Этимологический аспект


Корень слова «алан» — это, вероятно, древнее тюркское «ала» — «пестрый», «полосатый», «светлый». Суффикс -н формирует от него существительное. Это объясняет, почему названия многих хищников в тюркских языках имеют окончание -лан:

Аслан (лев) — «пестрый, светлый зверь»;

Каплан (тигр) — «полосатый зверь».

Таким образом, «алан» первоначально могло значить «пестрый», а затем — в переносном смысле — образный, сильный, особый человек, или даже группа таких людей.

Ряд казахских историков выдвигают версию происхождения этнонима алан от имени мифического тюркского героя Аланча хана, описиваемого в"Родословной туркмен". Автор произведения Абулгази Бахадур-хан  рассказывает о мифическом тюркском предке по имени Аланча-хан, который выступает как один из праотцев тюрков после великого потопа. Во время правления Аланча хана "юрт улучшился, народ сделался богаче". Рассказы об Аланче хане, или по другому Алаш хане, присутсвуют почти у всех тюрксих народов Средней Азии и Урала.

Культурный контекст

Такое богатство значений и использование слова «алан» может быть связано с звериным стилем — художественным направлением, распространённым у скифов и других кочевых культур.
Через образность пестрых хищников, ритуальных значений цвета и воинских эпитетов слово «алан» приобрело символику силы, этничности, и героического статуса, сохранив эту нагрузку в тюркских языках вплоть до наших дней.

Следует так же сказать о мотиве ношения шкур тигра или барса древнетюркскими воинами, особенно в образе легендарного воина Альп Эр Тунги, является важным элементом тюркской мифологической и воинской традиции. Он отражает идею слияния человека с силами природы, сакрализации власти и героического начала, восходящего к тотемическим верованиям и древним культовым практикам.

Древнейшая гипотеза

Карачаевский историк Сосланбек Байчоров выдвинул гипотезу о ещё более глубоком значении слова «алан», восходящем к шумерской лексике, где словом «лу» обозначался человек.
Сходство с тюркскими словами «оглан», «улан», «оглу», означающими сына, мужчину, потомка, может свидетельствовать о древнем субстрате. Согласно этой версии, алан в праязыке означал народ, людей, мужчин как общность.


Вывод: этноним «алан» — не просто след древнего народа, но и живой элемент тюркской лексики, охватывающий имена, обращения, звериные образы и культурные ассоциации. Это слово хранит многослойную память степной Евразии — от шумер до скифов, от поэтических формул до разговорной речи.
Во второй половине периода Средневековья аланы сыграли немалую роль в формировании тюркских народов, проживающих вокруг Кавказа. Их влияние проявилось как в языке, так и в культуре, укрепляя связь между древними и современными этническими слоями региона.


Рецензии