Янка
- Да что ж это такое! Сколько раз тебе надо говорить, чтобы не трогала памперс! Сколько раз я должна тебя мыть!
- Так я же в туалет собралась. - удивилась свекровь. - А зачем меня мыть, я сама помоюсь. Вечером-то в душ пойду и всё.
- Какой душ? Ты уже несколько месяцев не ходишь! Лежи спокойно, не шевелись! - Янка пошла в ванную. Набрала воду в тазик, взяла мыло, мочалку, полотенце.
"Да что ж за дура она стала", ворчала женщина себе под нос, "а ещё с высшим образованием!"
Янка злилась, но на самом деле хотелось плакать, только это было бессмысленно. Нужно было бежать на работу, но сначала вымыть свекровь.
Янка вернулась в комнату и, насупившись, принялась за работу.
Свекровь теперь почти всегда жила в другом мире, каждый раз осознавала себя в разном возрасте. Сейчас она была в том мире, где может сама пойти и помыться. Иногда она переносилась в сознании в возраст ребенка и звала отца. Иногда думала, что ей пора собираться на работу, хотя не работала уже лет десять.
В другие моменты Вера Федоровна могла сползти с кровати - иногда ей хватало на это сил - и начинала кричать: "Люди добрые, помогите мне отсюда выбраться!"
Поначалу соседи спрашивали, что это они там делают со старухой. Пытались стыдить: "Мать беречь надо!". Но Янка так умела хлестко ответить, что к ней перестали подходить. Может, были те, кто сочувствовал, но вслух не высказывал.
Янке не хватало сил, чтобы затащить Веру Федоровну обратно на кровать и тогда она звонила мужу. Тот отпрашивался с работы, приезжал, поднимал мать и снова уезжал.
Сейчас Янка закончила работу. Подоткнула подушки с краю кровати, чтобы свекровь не скатывалась. Это не всегда помогало, но так свекровь сползала реже. Положила ей очечник с очками и пульт от телевизора возле подушки, на которой лежала сама Вера Федоровна.
- Все, я пошла на работу, а вы телевизор смотрите. В обед приду и принесу еды.
Гнев Янки поутих, на его место пришло привычное уже чувство обреченности, поэтому она снова перешла "на вы". Она всегда раньше говорила "вы", но сейчас, когда сдавали нервы, выкать не было сил.
Старуха лежала и смотрела перед собой. Наверное, она опять была где-то в своем мире. А может, обиделась.
Янка вышла, затворила за собой дверь комнаты. Оделась и пошла на работу.
Хорошо, что работа была недалеко. Янка работала в поликлинике регистратором.
Высшего образования у Янки не было. После школы пошла в училище, а потом сразу стала работать. Потом как-то и не рискнула дальше учиться. Зарабатывали с мужем на квартиру.
Муж сильно был привязан к родителям. Сказал - будем жить с родителями, пока на жилье не заработаем. Янка согласилась - выбора не было. Не разводиться же с мужем. Витька был хорошим человеком - не обижал, не грубил, приносил деньги в дом. Работал на заводе посменно. Хоть денег лопатой и не гребли, но жили неплохо. И откладывать получалось. Собрали первоначальный взнос, оформили ипотеку. Переехали, сделали ремонт. И тут - на тебе, умер отец Витьки. А спустя некоторое время оказалось, что Вера Яковлевна не в себе. Сначала думали, что из-за горя. Но лучше не становилось. Уговорили обследоваться. Оказалось - болезнь Альцгеймера. Ходили, проведовали свекровь.
Янка только начала осваиваться в роли полноправной хозяйки в своей квартире. А тут свекровь слегла. За ней нужен постоянный уход и просмотр. Витька часто в две смены работает, чтобы платить ипотеку. Пенсии свекрови только на лекарства, квартплату и кое-какие продукты хватает. Сиделку не нанять на оставшиеся копейки.
И вот уход за нелюбимой свекровью свалился на Янку. Приходилось почти жить со свекровью, лишь изредка наведываясь в свою квартиру.
Янка с трудом мирилась с этим. И отказаться не могла. Она чувствовала, что это будет предательством по отношению к Витьке. Витька переживал очень из-за болезни матери. И он не вполне понимал, почему Янка недолюбливает мать.
Янка пришла на работу. Переоделась в халат и заняла привычное место.
Посетители часто были противные, такие же, как свекровь. Не соображали, что им говорят. Но были и молодые, спокойные. Иногда даже, мужчины делали комплименты. Сегодня был четверг, день профосмотра. А значит, было много посетителей средних лет. Они быстро все понимали, забирали талончики и уходили. Янка немного расслабилась и в промежутках между посетителями разговорилась с коллегами.
Люда, которая выдавала больничные листы, достала из сумочки вязание.
-Смотри, Ян, чем занимаюсь. - похвалилась она. - Свитер Вадику взялась вязать. Он из старого свитра скоро вырастет, этот будет на замену.
-Крутая ты! - похвалила Янка. - Красивый свитер получается. И как тебе терпения хватает все эти петельки нанизывать!
-Да знаешь, меня это даже успокаивает. - поделилась Люда. - Бывает приду домой с работы или если поругаюсь с кем. Достану вязание и пока рядков двадцать свяжу, успокаиваюсь. А потом радости сколько, когда закончу вещь. Гордости: это я связала!
-Счастливая ты, Людка! - позавидовала Янка. - Вон у тебя сын растет, муж хороший и любимое дело есть. А у меня только с мужем сложилось.
-Ладно тебе убиваться, - отмахнулась Людка. - У тебя, может тоже много хорошего впереди. Вот останется вам от свекрови квартира, продадите ее и поедете на Багамы отдыхать!
Женщины засмеялись. Янка любила Людку за то, что она умела поднять настроение в любой ситуации.
После смены Янка пошла кормить свекровь.
Уже открывая дверь в квартиру, она услышала, что у Веры Федоровны очередной приступ. "Помогите люди добрые, выпустите меня отсюда!", голосила свекровь.
Ну все, опять с кровати сползла.
Чертыхаясь себе под нос от бессилия и досады, Янка быстро разделась в прихожей. Вымыла руки в ванной и вошла к свекрови. Та лежала посреди комнаты на животе и голосила.
- Да что ж такое-то! За что мне вот это все?- возмутилась Янка и опять перешла "на ты" к свекрови, - Ты куда уползла? Куда с кровати слезла, я тебя спрашиваю? Как я тебя должна на кровать затаскивать?
Вера Яковлевна перестала кричать и полуосмысленно посмотрела на Янку.
Вот вроде свекровь и не крупная женщина была, но Янка была худенькая и невысокая. Ей тяжело было ворочать свекровь. У той мышцы были расслаблены и тело от этого стало тяжелым.
Янка командовала "Поворачивайся! Поворачивайся!", но свекровь не понимала, что от нее хотят. Пришлось ворочать ее, но это было не самое трудное. Янка перевернула свекровь на спину, схватила под мышки и начала подтаскивать рывками к кровати. А вот поднять свекровь на кровать было сложнее. Если муж был на выходном, Янка звала мужа. Но муж был на работе. И Янка придумала так: она приподняла верх свекрови в позу "вертикальные четвереньки". И так затащила сначала корпус, а потом и ноги закинула. Усадила в подушки.
- Вот, лежи, и нечего орать, как потерпевшая. - резюмировала Янка и пошла греть обед.
Свекровь притихла.
Разогрела, принесла и плюхнула на прикроватную тумбочку разнос с едой. Свекровь ела пока еще нормально сама.
- Ешь быстрее и я уберу. У меня ещё дела сегодня есть. - командовала Янка.
- За что ты меня так не любишь?- вдруг спросила свекровь.
- За что, за что! А то ты не знаешь, за что!- вопрос Веры Федоровны застал Янку врасплох и она не сдержалась.- Никогда тебе не прощу, как ты меня в беременность заставила мебель двигать.
Вера Федоровна молча начала есть. Янка вышла, хлопнула дверью. Пошла на кухню, налила себе кофе. Стала пить кофе, есть сушки и вспоминать.
Завтра день рождения Веры Федоровны. Тот самый день.
Восемь лет назад. Янка была на шестом месяце беременности. А у Веры Федоровны день рождения на носу, она ждала гостей. Она готовилась, и давай Янку дергать "подай это, принеси то". Уборку взялась делать и перестановку. И заставила-таки Янку помочь кресла передвинуть и стол поставить. Как только Янка согласилась! Но беременность протекала нормально, а отказать страшновато было. Янка избегала конфликтов со свекровью. Та была женщиной авторитарной, властной. В семье к ней прислушивались. А Янка тогда еще робела перед свекровью. Перед тем, как Вера Яковлевна говорила своим командным поставленным голосом, как отвечала на возражения и аргументировала свое мнение. Как держалась - всегда с прямой спиной. Это внушало уважение.
А вечером у Янки живот заболел. Вызвали скорую. Оказались преждевременные роды. Малыш маленький был, легкие не раскрылись. Умер по пути в реанимацию. Янке тогда показали крохотное тельце мальчика. Но с собой, конечно, не отдали. Нельзя.
Может и не виновата свекровь в том, что случилось, как говорил Витька. Может, малыш и так бы не выжил. Врачи сказали, что причины преждевременных родов не изучены до конца. Может, нагрузка спровоцировала процесс, а может уже не все в порядке было.
Но Янка не могла простить. Она пила кофе, грызла сушки и тихо ненавидела свекровь. Когда не нужно было ухаживать за Верой Федоровной, женщине было проще. Можно было даже в гости не ходить. А теперь тяжело было видеть свекровь и не было сил быть терпеливой и милой.
Но у Янки был секрет. И этот секрет грел душу.
Назавтра у Янки был выходной. Она купила искусственные цветы - 4 красных розы маме и 4 белых гвоздики сыну и поехала на кладбище.
Мама умерла десять лет назад. Она одна воспитывала Янку. Других близких родственников в городе у них не было. Янка одна ездила к маме на могилку. Она не звала Витьку с собой, потому что не знала, как он отнесется к могилке сына.
В роддоме Янка услышала от кого-то, что одна женщина потеряла ребенка и сделала на кладбище для него "фиктивную могилку". Вроде как, это помогло справиться с горем. Янка тоже так сделала. Справа от материного места сделала холмик. Попросила рабочего из поликлиники сбить из досочек небольшой деревянный крест. Вкопала его в изголовье холмика. Могилка была готова.
С тех пор Янка старалась около важной даты взять выходной и съездить на кладбище. Муж, может, догадывался, куда она ходит. Может, не догадывался. Но вопросов не задавал.
Янка приехала на кладбище. Нашла могилки. Поздоровалась с матерью: "привет, мам", погладила надгробный камень. Собрала старые, слегка выцветшие от солнца, цветы. Сунула их в сумку, чтобы на выходе с кладбища выбросить. Установила свежие цветочки. Поздоровалась с сыном: " привет, сынок, Санек", прикрепила цветочки к крестику. Погладила крестик. Это она придумала назвать сына Сашей, а муж не возражал.
Присела на лавочку, которую сразу после смерти матери установили с Витькой в оградке. Оперлась локтями на коленки. Взгрустнула. Всплакнула даже.
Нужно было возвращаться домой. Янка, погруженная в свои мысли, взяла сумку, пакет с цветами и пошла с кладбища. Села в маршрутку и поехала домой.
Сегодня Витька присматривал за матерью. Когда Янка пришла, он почему-то был дома.
- Я мать накормил, уложил, она спит. Ты вовремя, я как раз борщ грею. Давай поедим, я помоюсь и обратно к матери пойду. - муж вышел встречать Янку.
- Давай, поедим. - согласилась женщина.
Поставила машинально сумку с пакетом на пол, стала снимать верхнюю одежду.
- У тебя цветы из пакета торчат. - осторожно сказал муж. - Ты, наверное, выбросить хотела?
- А? Что? Цветы? - встрепенулась Янка и "выпала" из раздумий. - Да, выбрось, пожалуйста. Я на кладбище у матери была и забыла выбросить цветы.
Витька забрал пакет, выбросил цветы. Накрыл на стол.
Сели есть.
- Ты, если хочешь, можем большой крестик поставить. - тихо сказал муж.
Янку как током ударило. Она вздрогнула, выронила ложку и посмотрела на мужа.
- Крест? Да у мамы же плита надгробная, мраморная. Она хорошая. - пролепетала женщина, понимая и не понимая, о чем говорит муж.
- Да я не для мамы. - ответил муж.
- Так ты знаешь?- обескураженно спросила Янка.
- Знаю. - подтвердил мужчина.
- И давно? - зачем-то спросила Янка.
- С самого начала. - признался муж, опуская глаза.
- Да как же так, ты следил за мной, что ли? - рассердилась жена.
- А что мне было делать? Ты сама не своя была и постоянно ездила на кладбище. Я волновался, куда ты пропадаешь, поэтому и проследил. - оправдывался мужчина.
- Блииин. - выдохнула Янка. - А я-то, как дура, скрывалась. Почему ты раньше не говорил, что знаешь?
- Мне неловко было признаваться, что следил и что знаю твой секрет. - признался Витька. - А что ты не рассказала? Давно бы крест поставили.
- Да и мне неловко было. - впервые за последнее время, смущенно, улыбнулась Янка.
Муж налил чаю. Чай пили молча. Потом мужчина собрался и ушел к матери.
А ночью Янке приснился сон. Мальчик, лет 7-8 обнимал ее за шею и говорил: " Ты моя самая любимая мамочка! Хоть мы и недолго были вместе, ты была лучшей мамой для меня! Ты не виновата, что я умер. Так нужно было. Я хочу, чтобы ты была счастлива"
Янка проснулась в слезах. "Я тоже тебя люблю, малыш", прошептала она, "эх, не уберегла я тебя".
Но надо было бежать к свекрови. Витька уже должен был уйти на смену.
Погода была хорошая. Дом свекрови был через два квартала от их квартиры. Янка шла быстро, по дороге заглянула в магазин. Купила хлеба свекрови, а себе шоколадку.
Поднялась в квартиру, сняла курточку, повесила. Унесла пакет с продуктами на кухню. Помыла в ванной руки и вошла к свекрови.
Та сидела на кровати и задумчиво ковыряла подушку.
- Доброе утро, Вера Федоровна! - поздоровалась женщина. - Сейчас умываться будем.
Она пошла в ванную, набрала теплой воды в тазик, взяла мочалку и полотенце.
Умыла свекровь, согрела и принесла ей еду.
Оставила ее есть, а сама ушла на кухню, налила себе кофе. Стала пить кофе с шоколадкой.
Почему-то злости на свекровь почти не было. Толи она послушная сегодня, толи с Янкой что-то случилось.
Женщина быстро управилась с кормлением, вымыла посуду. Включила Вере Федоровне телевизор, подоткнула подушки. Положила пульт на одеяло, рядом со старушкой.
- Смотрите телевизор. Я в обед приду, покормлю вас. - наказала свекрови и пошла на работу.
Сегодня Янка решила пойти на работу другой дорогой. По пути попался магазинчик с тканями и пряжей. Янка зачем-то подошла к витрине с пряжей.
- Вам что-то предложить?- приветливо спросила продавец.
- Да, можно мне пряжу на теплый шарф, чтобы примерно на полтора метра изделия хватило. И спицы.
Янка попробует вязать. Пусть Людка научит.
Свидетельство о публикации №225061100231