Проклятая необходимость

«…Вот тогда неизбежное
Маски мрачные снимет,
Мы останемся прежними,
Только станем другими…»
 
(Татьяна Ляшенко)



Отрицание необходимости

В детстве любая необходимость тяготит, воспринимается, как ненужное и злонамеренное лишение: садик, школа, уроки, уборка, вынос мусора, … – всё, что лишает комфорта, что заставляет напрягаться (особенно регулярно) ради того, что выходит за рамки понятных, очевидных смыслов в виде получения чего-нибудь приятного.

Для ребёнка необходимость несправедлива, а жизнь родителей с однообразным «дом-работа-дом-работа…» представляется невыносимо скучной, возмущает и вызывает сопротивление: «Что и я так буду жить, когда вырасту? Ну, уж нет! Не хочу работать!»

И лишь с возрастом, выбирая и осваивая самостоятельность, отношение к работе и её необходимости меняется: «Хорошо, когда есть работа! Плохо, когда её нет…»
Взрослея, понимаешь, что необходимость является не только одним из основных условий жизни, но и её благо!

Необходимость побуждает к действиям, к изменениям. Если для того, чтобы человеческому существу выучиться на человека, необходима лишь погружённость в человеческую среду, то для того, чтобы стать личностью – необходимо преодоление трудностей, совершение поступков, опыт личных выборов. А они совершаются лишь в ситуации необходимости – когда невозможно обойти проблему. Без необходимости, в которую человека ставят обстоятельства, не развивается даже мышление.

Видение необходимого, позитивное отношение к нему, готовность преодолевать проблемы, ставить задачи и решать их отличает взрослого, зрелого человека от желающего лёгкой жизни и требующего от мира заботы и обслуги ребёнка.

Отрицание необходимости, избегание самостоятельного решения проблем своей жизни является одной из существенных внутренних причин, которая и порождает эти проблемы, а также зачастую является условием для развития таких состояний, как депрессия, тревожность, фобии, навязчивости и пр.

Когда нужды (потребности) не присваиваются, они воспринимаются тягостными, не своими, а жизнь становится бесконечным преодолением ненужного, навязанного, бессмысленного, скучного.
И в этой борьбе с «не своим», «ненужным» тонет всё самое нужное, интересное, личное. Свои желания, под маской «навязанного», не признаются своими, остаются неузнанными, брошенными, отвергнутыми. А с ними – и всё, что могло бы стать интересным, любимым, что могло наполнить жизнь смыслом.

В этом отчуждении от самого себя, конечно же, есть личный психологический смысл.
Например, обеспечение безопасности, ради которой человек жертвует другими своими желаниями и смыслами.

И вот вопрос...

Насколько эта жертва сейчас (да и раньше!) действительно необходима? – вопрос, нуждающийся в личном исследовании.
Основа такого исследования – поиск не объяснения и оправдания тому, почему я отчуждён от себя и выбираю жертвовать собой (их найти проще простого), а чувственное (!) проникновение в непосредственный смысл этой жертвы и переживание этой жертвы как свой собственный выбор (а не оправдывающую всё «вынужденность»).

Насколько этот выбор имеет смысл сейчас?
Что говорит об этом моя душа, моя совесть? Какие чувства рождает?
В чём конкретно я сегодня, сейчас себя предаю? Ради чего? Это и впрямь сейчас для меня важнее всего?
В чём отказываю себе?
Как и ради чего подавляю свою силу, агрессию, оставаясь беззащитным и беспомощным?
Кому перепоручаю свои смыслы, желания? Кто должен о них позаботиться, обеспечить их мне? От кого и чего жду?
Каково мне от этого? – в этих чувствах и находится лазейка к самому себе и выходу из тупика.

Необходимо (и здесь эта «проклятая» необходимость!) начать прислушиваться к этому внутреннему голосу, к своей неудовлетворённости…
 
 
© В.В. Ляшенко
17.04.2022


Рецензии