О книгах и путях
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
В. Высоцкий
Финал «Баллады о борьбе», ставший здесь эпиграфом, прекрасно формулирует принцип, согласно которому книги весенней поры человеческой жизни задают тон всей этой жизни. Само стихотворение тоже об этом, но последнее четверостишие–сама суть! Заключающую же строку я всегда вспоминаю, когда приходится говорить неровностях земной поверхности(если образно выражаться) и особенностях плавания по житейскому морю.
Вот и сегодня на просторах моря виртуального, которое впрочем органично вытекает из обыкновенной нашей жизни, пришлось мне вспомнить это сочинение Владимира Семёновича. Что за волна напомнила мне о нужных книгах детства?
Книги кстати бывают не только нужные, но и ненужные, однако как те, так и другие становятся учителями и проводниками человека в начале пути. Но как дерево познаётся по плодам, так и путь человека связан с первыми его книгами. Так вот, сегодня, следя за дискуссией пользователей одного из тг-каналов, я как раз и вспомнил строку Высоцкого. О чём же была дискуссия? Дискуссия(скорее это был спор) касалась внутриправославных, почти богословских вопросов, суть которых в данном случае не так важна. Важно, что один из собеседников занимал более умеренную позицию, другой–более радикальную. Умеренная позиция, как часто в подобных случаях бывает, являлась куда более близкой учению Церкви. И снова вставал вопрос о причинах радикализма среди людей церковных. Иному, конечно, всякая религия покажется радикальной, а все верующие–фанатиками и мракобесами, но тот, кто знаком с учением Церкви и Божественным Откровением, на котором это учение основано, не сможет ни поразиться упёртости крайних ревнителей православия.
Книги детства в данном случае будут образом, за которым стоят книги и учителя, встретившие человека, переступившего порог храма веры. Речь идёт не о том, что человека в Церковь привело, а о том, что помогло ему в ней остаться. Говоря иначе, каждый из нас слушал или читал что-то, когда постигал азы новой жизни. Что за голоса, что за маяки освящали в те незабываемые дни наш путь? Что говорило нам о Христе и спасение или о чём другом, что выдавалось за основу основ? Тут-то часто и кроются причины радикализма христиан, вроде бы не созвучные Христу и Его учению. Хорошо начать с Евангелия(Писания вообще) или веками проверенных святоотеческих поучений. Но не у всех было такое начало:кого-то вдохновило обилие святынь и чудес, повествованиям о коих нет недостатка–это в совокупности с естественной религиозностью(язычеством), присущей в разной степени чуть ли не каждому, порождает нездоровую страсть к чудесам; радикалов же рождает литература о многочисленных пророчествах «непогрешимых» старцев с их страхами перед технологиями и культом сильной(желательно имперской России). Конечно, ни в чудесах, ни в старцах, ни даже в сильной России нет ничего плохого или антихристианского, но когда это или что-либо иное вытесняет Христа из поля нашего внимания, делая Его лишь ликом на знамёнах, христианство перестаёт быть собой. А теперь подумаем, что ждёт человека, начинающего свой духовный путь с этакой подмены?..Но человек-то думает, что он–христианин. Он и других учит такому христианству.
Могу предположить, что отсутствие в заметке примеров христианства либерального, согласного уступать миру сему, пренебрегая заповедями Божьими, перетолковывая их, вызовет возмущение моих единоверцев. Примеры эти я не привожу лишь потому, что лично мне модернисты от христианства не встречались(хотя их тоже хватает), а вот с ревнителями различной степени непробиваемости мне часто приходиться общаться.
Так что книги начальной поры, хотя и не исчерпывают всех причин искривлений, а то и извращений дальнейшего пути, но являются важной частью фундамента, на коем воздвигается храм веры конкретного человека.
10. 06. 2025г.
Свидетельство о публикации №225061100063