Педагогический совет

I

Педагогический совет – дело тонкое, внутришкольное. Это не линейка, где звучат помпезные речи, взмывают над кронами деревьев воздушные шары и голуби, гремят гимны, реют знамена, транспаранты и вымпелы, льются слезы радости, пестрят банты и выпускные ленты, сыплются поздравления и вручаются аттестаты. Нет, на педагогическом совете обсуждаются темы фундаментальные и порой не менее секретные, чем в Совете Безопасности, – подводятся итоги учебного года, оцениваются результаты, латаются пробоины, изыскиваются возможности, строятся планы на будущее – на следующий год, на десять, на четверть века. Да-да, в школе по-другому нельзя, школа – объект стратегический, формирует новое поколение, поэтому видеть нужно на поколение вперед.
 За окнами нынче шумно и суетно, а работа педагогов размеренна, монотонна и не терпит суеты. Даже во время войны учительский труд, как дыхание, непрерывен, но самое главное, самое важное сражение педагогическое воинство начинает в наиболее ответственный момент («момент истины») – когда стихают последние бои на полях военных действий. На учителях лежит миссия, значение которой трудно переоценить, – учителя своего рода «закрепы», их задача – зафиксировать победу, сделать ее окончательной и непреложной. Победу разумного, доброго, вечного.
Не проводят нынче массовых линеек: во-первых, нет уже тех масс – поразъезжались, разлетелись по миру, вдвое меньше от прежнего теперь людей на родных берегах; во-вторых, небезопасны массовые собрания – взвоет тревога, и беги по убежищам, не до линеек и празднований. Так что без представительных визитов, без долгих построений и напутственных слов – встретились, спели-станцевали через стихотворные связки, поулыбались друг другу, разбежались на каникулы.
И педсоветы нынче другие – не построишь «долгих» планов, не расставишь вехи «на дистанцию», перспективу образовательных целей скрывает туман войны. Добрые, умные педагогические инструменты отложены на полку, а то, что оставлено, «рекомендуемо», не запрещаемо, то мало пригодно к употреблению в работе, поскольку искажено, искорежено, сиюминутно, создано на потребу дня, на краткосрочную повестку, а потому больше вредит, чем позволяет добиваться нужного результата. Даже прозорливый руководитель школы пребывает в растерянности, ибо отсутствие четких и – главное! – правильных целей лишает возможности давать четкие распоряжения и ставить перед педагогами ясные задачи.
Директор школы на педсовете вынужден играть ту же роль, что некогда выполняли лекторы общества «Знание» в трудовых коллективах огромной страны. А именно: через отвлеченные абстрактные примеры из истории, литературы, мифологии, религии прояснять ситуацию в отрасли, а также определять конкретные задачи на текущий учебный год и в принципе - «на жизнь», а жизнь каждого педагога, как известно, неразрывно связана с призванием и работой. Помните астронома Никадилова из «Карнавальной ночи»? Того самого, который создавал праздничную повестку в Доме культуры через освещение вопроса, есть ли жизнь на Марсе. Вот таков теперь директор на педсовете – берем телескоп, смотрим на небо, видим одну звездочку, две, но лучше всего – пять звездочек.
Итак, чем же суть педагогики в настоящий момент, чем занята педагогическая мысль, зажатая в тиски обстоятельств? Каковы перспективы, цели и задачи школы – настоящей школы, не как фабрики, что кует новых граждан, выполняя социальный заказ, а как субстанционального, онтологического института, ответственного за судьбу человеческой цивилизации? Я выбрал в качестве примера историю одной религиозной конфессии…

II

Одной из древнейших ныне существующих религий на Земле является зороастризм. Простая, честная, чистая система религиозных установок, отголоски которой мы найдем и в исламе, и в буддизме, и в христианстве-иудаизме, и даже древние Веды впитали в древнеиндийский пантеон зороастрийских богов (Митру, Варуну) и дэвов (давов, дивов).  Зороастризм держится на трех китах: благие мысли, благие слова, благие деяния. Работа педагога основывается на тех же принципах.
Некогда зороастризм господствовал чуть ли не на доброй половине цивилизованного мира. Потом свои коррективы внесло победоносное шествие Александра Македонского, которого до сих пор приверженцы маздеизма признают воплощением злого духа Аримана. За Македонским пришли римляне, затем иудеи (эти – учиться, не господствовать), а позже, при Сасанидах, зороастрийцев принялись истязать захватившие Персию мусульмане, и поэтому часть верующих, парсы, нашли пристанище в древних индийский царствах, позднее - у Великих Моголов.
И всякий раз, чтобы не исчезнуть, зороастрийцы приспосабливались. При греках дали своим богам имена жителей Олимпа, например, дух войны Бахрам превратился в бога Ареса, при римлянах послушно переименовали Ареса в Марса. При монотеистических религиях (иудаизме, христианстве, исламе) зороастризм тоже стал религией монотеистической. Для этого даже придумали бога времени Зурвана, который и стал отцом близнецам – доброму Ахурамазде и злому Ариману.
В результате гонений, истязаний, притеснений, запретов из господствующей религии маздеизм сжался до локального верования, имеющего две-три сотни тысяч последователей. Но зороастрийские жрецы-маги, которых остались единицы, хотя в лучшие времена у больших священных огней отправляли таинства десятки и сотни священнослужителей, до сей поры искренне верят, что настанет счастливая эпоха, когда истинная вера воцарится на всей Земле, согласно заветам пророка Зороастра. 
Так и наши педагоги, словно таинственные маги Персии, хранят древнюю тайну, которая и не тайна вовсе, а просто накрепко забытая истина: благие мысли, благие слова, благие дела – вот на чем стоит человеческая цивилизация. Этот период суеты и хаоса просто разовьет навык адаптивности, отточит мастерство коммуникативного такта, испытает терпение и выдержку. Но всего этого педагогам не занимать – работа такая. Все отечественное образование копит силы и ждет – наш бой еще впереди. Мы тоже искренне верим, что образовательные реформы иссякнут, злой болонский дух будет развеян и разумное, доброе, вечное снова воцарится по всей стране.


Рецензии