Карнавал Феллини - карнавал жизни

Все фильмы Фредерико Феллини пронизывает карнавал как метафора, как сама жизнь

Карнавал жизни Феллини — это грандиозное, шумное, трагикомическое, чувственное, абсурдное и бесконечно меланхоличное представление.
Это визуальная и эмоциональная метафора человеческого существования во всей его сложности: с его страстями и страхами, одиночеством и жаждой связи, поиском смысла и наслаждением бессмыслицей, красотой и уродством, мимолетной радостью и вечной тоской.
Это праздник вопреки всему, где сама жизнь — и главный герой, и режиссер, и зритель участники карнавала.

Выделим ключевые характеристики феллиниевского карнавала:
Во-первых, это хаос и абсурд - но осмысленный. Как сама жизнь.
Во-вторых, театральность: у Феллини все персонажи носят маски в переносном смысле.
В третьих: двойственность карнавала: смех сквозь слезы, красота в уродстве.

Карнавал Феллини - это не праздник, а скорее способ выживания. Его герои прячутся под масками от жестокости мира.

У Феллини нет разделения на "игру" и "реальность". Для него весь мир - театр. Это близко к шекспировскому "весь мир - театр", но у итальянца это более физиологично, земно.

Феллиниевский карнавал это праздник жизни вопреки всему. Даже когда все плохо, человек может надеть маску и танцевать. Это очень по-итальянски, кстати.
Фильмы Федерико Феллини — это и есть грандиозный, вечный карнавал жизни, где реальность переплетается со сновидением, а личность растворяется в маске. Вот его ключевые черты как метафоры существования:
    1. Хаос и Абсурд как Норма: Как на настоящем карнавале, в мире Феллини царит контролируемый (а чаще — неконтролируемый) хаос. События следуют не логике сюжета, а причудливой логике сна, ассоциаций и эмоций. Жизнь предстает как поток абсурдных, нелепых, порой гротескных ситуаций, в которых герои барахтаются, как в толпе ряженых.
    2. Театральность и Игра: Все — спектакль. Герои Феллини  постоянно играют роли, надевают маски — перед другими, перед собой, перед камерой режиссера-демиурга (часто его alter ego). Сама жизнь — это сцена, а человек — актер, чья подлинная сущность скрыта за личиной.
    3. Стирание Граней:
        ; Между сном и явью: Воспоминания, фантазии, страхи и реальность смешиваются беспрепятственно. Карнавал позволяет нарушать законы физики и логики.
        ; Между красотой и уродством: Величественные образы соседствуют с гротеском и вульгарностью. Прекрасная женщина может обернуться чудовищем, уродство — обладать странной притягательностью. Как в жизни, где возвышенное и низменное неразделимы.
        ; Между смехом и слезами, радостью и тоской (Felliniesque "Грусть-Веселье"): Карнавал Феллини — это не просто веселье. За яркими красками, музыкой и танцами всегда чувствуется глубокая меланхолия, экзистенциальная тоска, одиночество. Смех часто сквозь слезы или над пропастью. Праздник мимолетен, за ним — пустота или будни.
    4. Парад Масок и Поиск Идентичности: Герои Феллини постоянно примеряют разные маски (социальные, профессиональные, сексуальные, архетипические), пытаясь понять, кто они на самом деле. Карнавал — идеальное пространство для этого поиска и одновременно символ его тщетности. Подлинное "Я" ускользает.
    5. Сексуальность и Витальность: Карнавал у Феллини предельно телесен, чувственен, порой до вульгарности. Изобилие форм (особенно женских, часто гипертрофированных), намеки на плодородие, оргии — это гимн жизненной силе, животному началу, пульсации самой жизни, ее неукротимой энергии, даже в самых темных проявлениях.
    6. Одиночество в Толпе: Самый пронзительный парадокс. Шумная толпа карнавала, вечеринки, процессии — но герои Феллини чаще всего невероятно одиноки. Они окружены людьми, но погружены в свои миры, страхи, воспоминания. Карнавал подчеркивает их изоляцию внутри всеобщего безумия.
    7. Память как Карнавал: Воспоминания ("Амаркорд" — вершина этого) у Феллини — это всегда карнавальное действо. Прошлое не реконструируется объективно, оно мифологизируется, приукрашивается, искажается, оживает в ярких, театрализованных, эмоционально заряженных образах-вспышках.
    8. Бегство и Защита: Карнавал — способ сбежать от серости, ужаса, скуки, экзистенциальных вопросов повседневности. Это защитный механизм, щит от реальности. Надев маску и растворившись в толпе, можно на время забыть о себе и своих проблемах.
    9. Режиссер-Демиург: Сам Феллини выступает как главный постановщик этого карнавала жизни. Его камера — это взгляд человека, который одновременно участвует в безумии и наблюдает его со стороны, любя своих героев, но и иронизируя над ними.


Рецензии