Снова про статус учителя и систему образования
И я думаю: и вот ради этого у нас убивалась великая образовательная система?! Ребенка не надо учить быть конформистом, его надо приучать к дисциплине (самодисциплине), умению работать в коллективе, учиться учиться. Конечно, бить детей некрасиво, но иногда в исключительных случаях полезно. Бывает, легкий подзатыльник полезнее и эффективнее тысяч слов. Ребенок - по своей сути тиран и насильник. Когда он понимает, что у него есть права, а у учителя нет, тогда учитель превращается в западный вариант своего коллеги - живое приложение к учебнику, в который можно бросать бумагу, щелкать линейкой по голове и т.п.
Ребенок должен чувствовать свое равенство с другими детьми и с учителем, только так могут возникнуть приемлемые для образования условия. Однако, учителю, во избежания панибратства, необходимо иметь дистанцию с детьми: во-первых, учитель старше, во-вторых, он знает больше, в-третьих, он учитель. Это не значит, что учитель всегда прав, но это дает возможность служить для учеников неким образчиком, воспитателем. Как говорил киногерой Вяч. Тихонова в "Доживем до понедельника": "Не позволяйте им садиться себе на голову, дистанцию держите, дистанцию! Чтобы не плакать потом".
Учитель может быть говном как человек, как личность, но если он бог в преподавании, он заслуживает уважения как учитель, дети тоже все это понимают. Они будут его уважать хотя бы за то, что он все доступно объясняет ради них (ради - них, подчеркиваю). Только так можно добиться уважения и авторитета учителю, хотя бы номинально. А без авторитета учителя, прав учителя, никакое образование не может быть полноценным. На Западе авторитет учителя начисто убивается. Теперь и у нас авторитет учителя сильно подорван.
Еще на Западе не понимают такой вещи (я не говорю про всех). В идеале у учителя должно быть в классе до 5 человек, чтобы он мог работать с каждым индивидуально. Но где вы найдете столько педагогов, да еще, желательно, талантливых? Поэтому стандарт и ориентация на усредненность - это самый приемлемый выход для массового народного (и бесплатного) образования (этого не понимает, похоже, Марсия Годдард в своей книге про мозг). А в обществе, от педагогики в школах хотят репетиторства, чего в классах от 25 до 35 человек невозможно добиться. Дети обеспеченных родителей могут иметь больше шансов на хорошее образование, однако это не означает, что в социально ориентированном государстве дети менее обеспеченных не могут получить хорошее среднее образование, поступить в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения. Если ребенок нацелен на обучение, на дальнейшие планы по поступлению в ВУЗ, государство обязано ему дать образовательную норму. Все остальное ребенок может найти сам - в интернете, библиотеке, книгах, журналах. В выпускных классах дети вполне уже понимают, что, если родители не могут тратить деньги на репетитора, ему нужно полагаться на самого себя. Вникать самому и просить учителя объяснить еще раз какой-либо материал, если что-то непонятно.
Там, где у учителя нет авторитета, там не может быть ни системного нормального образования, ни воспитания.
...Дети учатся знаниям и социальным отношениям, смотря на учителя. Без доверия у детей не будет номинального уважения к учителю, к его знаниям (хотя бы). Многие не понимают, что образование происходит через воспитательную функцию учителя. Когда у учителя будет социальный статус, правовой, тогда и система получит один из успешных механизмов по улучшению образовательного уровня учеников, населения. Без социального статуса учителя, без его авторитета (мало мальского) среди учеников, никакие учебные программы не спасут деградации образования, системы образования. Учитель, педагог - это краеугольный камень, вокруг которого крутится вся система образования. Не чиновник от образования, не учебники, не программы, а именно - Учитель - альфа и омега в системе образования. Вот это следует понять и возвести в жизненный принцып.
Свидетельство о публикации №225061100851