Путешествие в Сибирь. гл. 4. Тюмень

       гл. 4. Тюмень

24 января 1979 год      
Ещё при подъезде к Тюмени я полистал путеводитель по городу. В то время в Тюмени проживало 400 тысяч жителей.
В местных театрах из семи пьес в неделю пять были посвящены любви:

1. «Курортная история» («Репититор»).
2. «Всё начинается с любви».
3. «Ночь перед разлукой».
4. «Женщина, не знавшая слёз».
5. «8 женщин, преданных любви».

       Одним словом, всё о любви. Любвеобильные, должно быть, здесь женщины. Упомянут факт, что в Свердловске по приказу Ельцина разломали дом, где была расстреляна царская семья. Но в газетах об этом не писали, а в путеводителе, видимо, забыли убрать.
      
       Несколько фактов, чтобы понять, куда меня занесло.
1953 год -- первый фонтан природного газа в посёлке Берёзово.
1960 год – первая нефть Шаима.
1965 год – первый нефтепровод Западной Сибири: Шаим-Тюмень.
1966 год – первая скважина на Самотлоре.
1975 год – построена железная дорога Тюмень – Сургут – Нижневартовск.
       
       Сойдя с поезда, хочется быстрее где-нибудь укрыться. На улице больше двух минут не простоишь. На автобусной остановке ни души, люди ждут транспорта, прячась в здании вокзала. Максимальные морозы в Тюмени достигали 53-х градусов. Сегодня поменьше, но ненамного. Мне ещё повезло: было у кого остановиться. Первые дни жил в квартире фотографа Николая Малышкина, пока он не нашёл мне гостиницу, что было очень непросто. В городских гостиницах мест нет. Тюмень -- город командированных. Реально можно заселиться только по записке из АХО «Главтюменьнефтегаза». К тому же январь –- ещё и время зимней сессии у студентов.
      
       С Николаем мы познакомились в Ленинграде, я приютил его на ночь на антресолях, когда он оказался в затруднительном положении, за что он был мне премного благодарен.
       Сам я поселился в гостинице «Нефтяник» в двухместном номере.  За первые дни брали 2,30 рубля в сутки, потом уже 1,60. В номере был телефон, душ, шкаф, полированный столик и вращающиеся кресла. За такими я гонялся в Ленинграде,
но безуспешно.
      
       В городе две центральные улицы -- Республики и Ленина -- с односторонним движением, так что в центре ориентироваться несложно.
Здесь существует как бы два города. Один -– старый, обычный город центральной России. Другой –- новый, современный, стремительно растущий из стекла и бетона. Он обязан своим появлением нефти, а точнее «Главтюменьнефтегазу». Дело доходит до того, что эта организация строит объекты в других городах (гаражи в Новосибирске) и получает с них прибыль.

       Даже в центре Тюмени можно увидеть множество маленьких, преимущественно двухэтажных деревянных домов, окна которых украшены ажурными резными наличниками. Ставни обычно тяжёлые и неярких цветов. Дворы открытые, обязательно с сараем и двумя-тремя деревьями и огородом.
       Правый берег Туры очень высокий и крутой, спускаться по нему по обледеневшим выступам небезопасно. Я сам видел, как вечером напротив местного музея какая-то женщина, спускаясь с сумками, оступилась и покатилась вниз, отсчитывая своей пятой точкой все бугорки и кочки.
      
       В местном универмаге, отстояв длиннющую очередь, купил мужской жилет из овчины. После страшных морозов, эта одежда снова востребована. А тут неожиданно с 27 января морозы на пару дней неожиданно спали до минус четырёх.
Я весь взмок в своей зимней амуниции: валенки на резиновой подошве под брюками, старое ватное дядино пальто с каракулевым воротником, заячья шапка.
      
       Снабжение города скудное, хуже, чем в Ленинграде. Мяса и колбасы не видно. Молоко можно купить только рано утром.
На рынке цена мяса доходит до 6 рублей за килограмм. В универмаге тоже бедновато, даже в таких отделах, как телевизоры.

    
        Моим соседом по номеру оказался Сергей, экскаваторщик из Нижневартовска. От него я и узнал, что город Тюмень буквально стоит на болоте. Каждый метр земли здесь отвоёван с огромным трудом, даже грунт приходилось завозить. С жильём просто беда. Много рабочих рук, а жить негде. Общаги переполнены. А недавно случилась вспышка венерических заболеваний. Хорошо хоть, что меня предупредили.
      
        Интересно, что главное богатство этого региона, нефть, добывается не в Тюмени, а в Нижневартовске. Там же находятся и нефтеперерабатывающие заводы. Сергей со мной также поделился двумя историями на охоте.

        1. Один паренёк просил взять его на охоту. Охотник согласился, но поставил условие:
       -- Когда зайду в берлогу, ты должен лечь на снег и не поднимать головы.  А если крикну: «Ложись!», то закрой глаза
и не двигайся. Иначе медведь может тебя разорвать. Я не собираюсь за тебя отвечать.
       Паренёк-то не знал, что медведь в берлоге уже убит охотниками.
Залез охотник в берлогу и кричит: «Ложись!». Паренёк тут же рухнул на снег, лицом вниз. Охотник вылезает из берлоги (на нём унты из собачьего меха), подходит к лежащему и начинает этими унтами гладить парнишку по щеке и рычать, как настоящий медведь. Парнишка от страха в штаны наложил и ещё два месяца не мог прийти в себя.
    
      
        2. В начале весны, в брачный период, волчица увела овчара у лесника Данилы. Когда она вернулась в стаю, ей пришлось защищать своего овчара от других волков.  Особенно невзлюбил овчара белолобый вожак, имевший виды на волчицу.
           Через три месяца в мае у пары родились волчата, и они со своим потомством ушли из стаи на новую помеченную ими территорию. Однако ушли недалеко.          
           Однажды, когда овчар был на охоте, белолобый привёл к логову волчицы пятерых своих братьев, чтобы загрызть щенков. Но волчица встала на защиту своих детёнышей. Её и  щенков разорвали в клочья.
           Вернувшись с охоты, овчар увидел что его подруга и щенки убиты, поднял морду вверх и завыл от горя. Его вой был настолько пронзительным и громким, что его услышал Данила, находящийся на довольно приличном расстоянии от места трагедии.
           Овчар выл почти час. А потом, переполненный яростью, он пошёл по следам своих обидчиков и настиг их на берегу маленького озера. Удивительно, но он всех растерзал, хоть и получил серьёзные раны.
           Подойдя к своему логову, он услышал жалобное хныканье, которое часто издают волчата, прося еду или внимание у своих родителей. Оказалось, что один щенок чудом выжил. Овчар облизал детёныша, взял его в пасть и принёс на крыльцо к леснику. Данила хотел подлечить овчара, но тот не остался, а ушёл к своему логову, где и умер рядом с волчицей. Данила пошёл по следам и стал свидетелем этой печальной сцены. Он также побывал на месте смертельного боя и был поражён его исходом.

--------------------------------------------------         
      
       По вечерам люблю смотреть на огромный многоэтажный дом напротив гостиницы, который сотнями светящихся окон смотрит на меня. К ночи его глаза-окна устают и гаснут одно за другим, и толькао одно или два бодрствуют, но и они,
не дотянув до утра, исчезают в темноте.
       У каждого дома есть своя минута сна. В эту минуту почти одновременно гаснут все окна и дом кажется пустынным и необитаемым.
      
       Николай познакомил меня с редактором окружной газеты в Салехарде -- Дубровиным. Тот порекомендовал мне районную газету «Северный луч» в Тарко-Сале.  А его друг Лёва Седов дал мне рекомендательное письмо. Оказалось,
что Тарко–Сале -– это единственное место в области, где можно устроиться на работу в газету. Вот уж верно говорят: не имей сто рублей, а имей сто друзей.
       Жалко, что я не владею ни одной рабочей специальностью. Если что и умею, то только ручку в руках держать. Ничего не поделаешь, сам виноват.

       Женщины в Сибире в особой цене. Чтобы в этом убедиться, достаточно сходить на местные танцы и постоять "в сторонке, платочек в руках теребя". Нельзя сказать, что в других местах их не ценят, но здесь, при продолжительной морозной зиме без них очень трудно прожить.
       Много женщин с пухленькими, нежными личиками. Роста ниже среднего, крепенькие и, да простят они меня, с не совсем стройными ножками, но милы, милы, чертовски милы!  Хотя лица по большей части простые. В глазах нет глубины, изюминки, что ли. Видимо, цивилизация ещё не коснулась их душевных глубин. Зато в них много естественности и радушия.

http://proza.ru/2025/06/11/907


Рецензии
Эта глава гораздо интереснее, Андрей! Вспоминала. Да, такой Тюмень и была!
Прекрасный экскурс в прошлое. Но где-нибудь упомяни ещё раз число, год!
Чтобы ветераны окунулись реальнее, глубже в прошедшие годы.
Не стесняйся пользоваться не только собственными воспоминаниями, но и другими источниками.
Например, газетами тех лет или журналами. Наверняка ты их читал.
С благодарностью и неизменным уважением,

Элла Лякишева   20.06.2025 22:30     Заявить о нарушении
гл. 1,2,3,4,9,10 Я уже дополнил, а то пустовато.
Спасибо за своевременное замечание.
Успехов.

Андрей Жунин   23.06.2025 19:40   Заявить о нарушении
Перечитываю с удовольствием, Андрюша!
Добавления очень оживляют текст. Эпоха со всеми противоречиями - на авансцене, в свете софитов.
С уважением,

Элла Лякишева   25.06.2025 12:03   Заявить о нарушении