Загадки русских сказок
«Что за прелесть эти русские сказки!» И не только сюжет лихо закручен, но и намек прозрачен. «Сказка ложь да в ней намек». Исследователь сказок В. Я. Пропп говорил, что хоть русские сказки бывают похожи на сказки других народов, тем не менее оригинальны, своеобразны и неповторимы.
Вот, например, в какой прочей сказке лягушка, ударяясь о землю, превращается в писанную красавицу? Может быть, и ударяются о землю в каких странах, может быть и красавицей станет, но, чтобы стать после этого русской красавицей? Это уж извините. На такие резкие перемены способны только русские лягушки и русские красавицы.
Это наш случай, у нас так часто - кто был ничем, тот стал всем. И еще чаще – кто был всем вдруг становится ничем. По принципу роста энтропии. В России этот принцип великих взлетов и великих падений заметен. «мнил я вверх меня несет. ох как я ошибся, ибо свергшийся с высот, вдребезги расшибся»
Почитайте историю. Найдете между русской сказкой и русской историей не то, чтобы параллели, но в официальной истории заметный оттенок сказки. Хотя, казалось бы, сказки создает народ, а историю пишут историки. Но историки разве не народ? Они живут в не сказочном, реальном мире. Соображают, что к чему. Понимают тенденцию Потому и из-под их пера выходит история в традициях русской сказки. Поэтому у нас какой-нибудь царь или государственный деятель преподносится историками не как человек, а как сказочный персонаж.
Поэтому после его смерти и торжественных похорон на лафете историки покойника периодическим ударяют о землю. Или закапывают в землю. И историческое лицо меняет свое лицо, волшебным образом преображается. То он благодетель, то изверг, то снова благодетель, то снова изверг. «Но в феврале его немножечко того, тогда узнали мы всю правду про него». «Оказался наш отец не отцом, а сукою». А потом эффективным менеджером. Такая чехарда: то лягушка, то красавица, то снова лягушка, а потом снова красавица.
Красавица по необходимости могла снова удариться о землю и превратиться в лягушку. Земля что ли, о которую она ударялась, такая волшебная? Ну положим, сначала она была лягушкой, из болота, рабоче-крестьянского происхождения. Но ведь, после того, как она стала красавицей она уж точно не сидела на болоте. А, следовательно, о какую землю ударяться, не имеет значения. Значит, она сама была такой необыкновенной ударницей. Значит, не от земли, а от героини сказки все волшебство шло. Особая технология у нее была.
Нигде в сказках других народов я про ударяния о землю не слыхал. В иноземных сказках, чтобы из ничего стать кем-то, нужно заклинание произнести или волшебное кольцо на пальце покрутить, или волшебной палочкой махнуть. Но для этого нужно заполучить волшебную палочку или кольцо. А с ударом о землю проще. Никакой специальной аппаратуры не требуется. Земли же навалом. Однако, такой нюанс. Если имеешь ты волшебную палочку или знаешь заклинание, то будь ты хоть самым простым человеком, тебе волшебство с палочкой дано. А с ударянием о землю другая картина. Тут простой человек хоть сколько бейся о землю, ничего не получится.
Посмотрим на эту историю с ударениями, под марксистским углом. С марксистским взглядом на историю: в различии сюжетов сказки и скрыты различия между формациями. Между феодализмом и буржуазным строем. При буржуазном строе обычный человек без титулов и геральдического древа может достичь успехов. Достаточно ему заполучить волшебную палочку, то бишь, капитал. А при феодальном строе – тут нужно иметь либо это самое феодальное право, либо нечто другое. Конечно желательно иметь ум. Но не обязательно.
А при феодализме вверх несет происхождение. По этой причине Пугачев не заявлял себя просто повстанцем, а выдавал за царя. Похож был. По той же причине по сей день некоторые вполне официальные историки пишут, что все в России пошло на сближение с ненавистным западом из-за того, что царя Петра Первого во время его пребывания в Европе подменили. Царь назад вернулся не настоящий, не нашими европейскими ценностями тронутый. Мол все в стране от личности царя зависит. То есть судьба простых людей зависит единственно от монарха. А уж тем более царедворец должен приглянуться божьему помазаннику. Уметь удариться о землю. историки подробно описали случай знакомства молодого царя Петра Алексеевича с Меншиковым. Тот сумел понравиться царю. С первой встречи. Петр еще не знал его качеств. Но одно было уже при нем – умение понравиться. В поэме «Полтава» Пушкин дает Меншикову такую характеристику: «И счастья баловень безродный, полудержавный властелин»
У Грибоедова читаем об искусстве ударяться о землю
А дядя! что твой князь? что граф?
;Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
;Когда же надо подслужиться,
;И он сгибался в перегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
;Старик заохал, голос хрипкой:
Был Высочайшею пожалован улыбкой;
;Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
;Упал вдругорядь - уж нарочно-
А хохот пуще; он и в третий так же точно.
А? Как по-вашему? По-нашему, смышлён.
;Упал он больно, встал здорово.
А поскольку мы уже выяснили, что нет в сказках упоминания, что земля должна быть какой-то особенной: чернозем, глинозем, песок, камень, - и все зависит от личных пробивных качеств ударяющейся о землю. перед нами еще примеры из жизни. За какие достоинства Петр Первый выбрал себе жену Екатерину Первую? За какие достоинства возвысился у Екатерины Потемкин?
Сразу замечу, чтобы меня не обвиняли, подобные возвышения не исключительно российская черта. Сколько у французов. англичан в эпоху абсолютизма таких историй. А сколько у турок и китайцев, когда наложницы почти правили государством. Такая картина, согласно Марксу, не национальная черта, а черта абсолютизма.
Примеры из жизни подсказывают, что, все-таки, многое зависит и от знания почвы, о какую землю биться. Если биться о скалу, то долго, упорно, по-стахановски придется в нее врубаться, чтобы достичь каких-либо результатов. Лучше падать на ковре. Не персидском. На ковре 12х12 для художественной гимнастики. Лягушка держала в зубах стрелу. А в жизни тот, кто держит в зубах медаль, уже имеет все шансы на то, чтобы стать царицей.
Но диалектика, та же марксистская диалектика, предостерегает от обобщений при малом количестве примеров. И я обратился за помощью к интернету. И увидел, что не я один вопросом ударения о землю задавался. Вот цитата
«Как известно герои русских сказок и былин имели обыкновение оборачиваться всякими животными. Положительные как правило ясными соколами да горлицами, отрицательные - черными воронами, да волками серыми (надо отметить, что последним не брезговали и положительные). Причем процесс превращения непременно сопровождается ритуалом ударяния оземь. "Ударился Иван-царевич оземь и обернулся коньком-горбунком!". С детства не давала мне покоя сия процедура. Как это так - удариться оземь? Головушка буйная не сломается?»
И на этом все. Так я ответа по поводу технологических тонкостей ударяния и не нашел. У Грибоедова красочнее всего.
2
Другой загадкой является Кощей бессмертный. Загадка начинается с имени. В одной транскрипции он КАщей, в другой КОщей. А как по метрике, как его папа с мамой назвали, точных данных нет. Ученые спорят. Кто-то говорит, что имя произошло от того, что он был костлявым. Но не родился же он костлявым? А если так, то Кощей - это прозвище от особенностей телосложения. Уже в старости.
И тогда все переворачивается. Не костлявых людей по нему зовут кощеями, а его, этого царя, из-за костлявости прозвали кощеем. То, что по профессии он царь, сомнений не вызывает. Но Бессмертный может быть вовсе не фамилией, а тоже прозвищем. Потому что он ну никак не умирал.
В том, что человеку дают прозвище, ничего странного. Царям дают прозвища. Фунт перечислял Остапу Бендеру: «Я сидел при Александре Втором «Освободителе», при Александре Третьем «Миротворце», при Николае Втором «Кровавом».
Был же у нас Иван Грозный. Но несомненно, что в юности тоже его не Грозным звали. Это прозвище дали ему потом. За особые заслуги перед народом. Некоторые современные и авторитетные российские ученые говорят, что его так прозвали за его справедливость. «Грозный –значит справедливый». Словно Пушкин писал предвидел их исторические исследования, написав: «В его «Истории» изящность, простота. Доказывают нам, без всякого пристрастья, необходимость самовластья и прелести кнута.» Неважно, что девятнадцатилетний Пушкин писал эту эпиграмму в 1818 году по поводу «Истории государства Российского» Карамзина, которому император Александр I, указом от 31 октября 1803 года даровал официальное звание российского историографа. Но полезнее писать историю в ключе российской национальной традиции, а не эпиграммы.
И снова подчеркну, давать царям прозвища характерно не только для России. Лидера Ирака Саддама Хуссейна сначала называли Его Превосходительство, пожизненный президент, председатель Совета революционного командования и Помазанник, а потом злой лжец, безжалостный диктатор, мясник Багдада,
Ну а Кощей - он Бессмертный. Кощея мы в сказках застаем уже стариком. И на должности царя. Какого государства, не указывается. Тридевятого. Это нужно полагать, где-то в районе Потомака. Но по крайней мере царь был богат. Что для царя, тем более тридевятого царства, естественно. А вот жизненный цикл у него был противоестественный. Сначала рос себе рос, взрослел, старел. Дорос до преклонных лет без особых отклонений. Без инфаркта и паралича. А как постарел, так на тебе, словно бабка пошептала, никак не умирает.
Почему так? Сам он за жизнь цепляется? Или врачи ему делают особые инъекции? Кремлевскими таблетками пичкают? Китайскими мазями? Тайским массажем? Молодок как царю Соломону ему в постель подкладывают? Кровь маралов в ванну наливают? Амулетами из Шамбалы обкладывают? «Боржоми» прямо из Грузии доставляют? Это тайна великая.
И еще вопрос. Омар Хайям писал:
Тот усердствует лишком, кричит: «Это =я»!
В кошельке золотишком бренчит: «Это – я!»
Но едва лишь успеет наладить делишки
Смерть в окно к хвастунишке стучит: «Это-я»
Так написано о человеке, добившимся и славы, и богатства. Почти Кощей? Если так, тогда вопрос, а какие делишки успел наладить Кощей? Что именно? По крайней мере, что мы четко знаем - свою смерть окружил многослойной защитой. Такой, что в бронированные кощеевы окна смерть стучит, а достучаться не может
Но вот что удивительно: почему Кощей остановил процесс старения в столь преклонные годы, когда жизнь не в радость? Если он всесильный, перестал бы прибавлять годы еще в молодости как Дориан Грей. Так гораздо лучше. Не расстанусь я с престолом, буду вечно молодым. А он решил продлить именно старость.
Маяковский писал: «Лет до ста расти нам без старости, год от года расти нашей бодрости». Или: «У меня в душе ни одного седого волоса, и старческой нежности нет в ней. Мир огромив мощью голоса, иду красивый двадцатидвухлетний». Или, как пели в песне: «Потому, что у нас каждый молод сейчас в нашей юной прекрасной стране.»
Юна Мориц писала: «Хорошо - быть молодым, за любовь к себе сражаться. Перед зеркалом седым независимо держаться». Хотя, согласно сказке, царь Кощей за любовь к себе уже не больно сражался. Ему чихать было на то, любят его или не любят. Боятся – вот что главное. Кощей, он был сурьезных правил, «когда не в шутку занемог он уважать себя заставил, и лучше выдумать не мог»
Вероятнее всего, по молодости Кощей не был всесильным. Но повзрослел и «исчезли юные забавы как сон, как утренний туман». И только став всесильным, отбросив юные забавы, он разошелся и, как следствие, стал бессмертным.
Не один Кощей умирать не хотел. Часто бывает, что в молодости мы торопим годы, а в старости пытаемся притормозить. Многие мудрецы писали о старости. Дожили до таких лет, когда старость сама потребовала подумать о ней. Цицерон верно заметил, что люди клянут старость, но никто не против, чтобы до нее дожить, никто не хочет умереть в молодости. Он написал целый трактате "О старости" где рассматривает старость как благо и награду за долгую и полезную жизнь, утверждает, что старость приносит мудрость, спокойствие и возможность продолжать вносить вклад в общество.
А приносила ли старость Кощею покой, если его пытались убить? Может быть он уже от этой своей жизни страдал, а умереть никак не мог. И даже просто уйти в отставку. Наверное, у него в государстве так была организована властная вертикаль, что ему от власти ну никуда. Вот и страдаешь. День и ночь на посту. Непонятно, какой же он вносил вклад в общество, если в сказке речь все время идет о попытках его убить. За что? Конечно, должность царя сопряжена с профессиональным риском. Безопаснее уж быть президентом. Хотя президент - это ненадолго. А потом, и в президентов стреляют. Ну и жил бы себе этот Кощей. Сидел бы в своей неприступной резиденции и чах бы над златом. Почему так уж необходимо обязательно его убить? Чем он так мешал положительным, прогрессивным героям русской сказки? Как будто он какой-то дикий авторитарный правитель, со смертью которого многое может измениться к лучшему?
Спросил у интернета. Он пишет:
«Кощей Бессмертный в славянской мифологии и сказках –это персонаж, который не может умереть, так как его душа или жизненная сила заключена внутри яйца, которое вложено в гуся, который в свою очередь сидит в зайце, который спрятан в сундуке, который находится на дереве. Чтобы убить Кощея, нужно найти и уничтожить это место, где заключена его жизнь, что делает его бессмертным только до этого момента.»
Но это не ответ. Не видно причинно-следственной связи между цеплянием Кощея за жизнь и попытками его убить. У нас обычно таких людей необычно возраста дожития, если не на руках носят, то пишут о них в СМИ, спрашивают, чем таким особенным они питались, что до таких лет дотянули.
Чем питался Кощей, не известно. даже не известно бегал ли он трусцой от инфаркта. Известно, что его жизненная сила была скрыта очень глубоко. И отдельно от него. в отдельно хранящемся яйце. Но зачем же такие сложности с кащеевым убийством? Яйцо бы в силу естественных причин протухло. Но нет. Кощей мешал со своим противоестественным старением. И вся интрига сказки строилась на том, чтобы убить Кощея. Сгинет Кощей – вот тогда положительные герои сказки заживут долго и счастливо.
Что в сказке в конце концов и случилось. «Сказка ложь да нам намек, добрым молодцам урок». И в жизни такой сказочный сюжет бывает. Но гораздо реже. Кощеи часто живут долго. А вот счастливо ли?
Свидетельство о публикации №225061100924
Леонид Колос 14.06.2025 08:12 Заявить о нарушении
Леонид Колос 14.06.2025 12:05 Заявить о нарушении
Леонид Колос 14.06.2025 16:55 Заявить о нарушении
Леонид Колос 14.06.2025 19:49 Заявить о нарушении