Казачий характер
Согласно мнениям авторитетных теологов, на том свете не существует суда для тех, кто уже осуждён на земле, покаялся и понёс наказание. Это убеждение хорошо отражает речь Грицка Письменного (то есть грамотного): «Доброжелательные Панове и отцы! Да благословит Бог ваше собрание и спасёт души ваши за ту потерянную любовь, которую вы ко мне, грешному, имели. Вы сами видите, что я чувствую – мне предначертано умереть не своей смертью, и когда это произойдёт, не знаю, но, вероятно, в четверг. Родимое во мне желание войны не даст мне покоя ни днём, ни ночью, пока я не вернусь вновь с мечом резать неверных, евреев и поляков. А если я попаду в руки турок или ляхов, меня упрячут туда, куда не следует идти никому. Вы понимаете, что я с ними столкнулся и очень серьёзно; знайте, что они – мои главные враги и как неверные, предадут меня, уморив без священника. Несмотря на свои грехи, я остаюсь верным и благочестивым христианином, потому и боюсь вечных мук больше, чем временной смерти. Поэтому я добровольно иду принимать наказание, даже если это будет на виселице, лишь бы меня простил Бог! Простит ли Он, по этому истинному писанию: «Что свяжите на земле, то будет связано на небе». Верите ли вы мне или нет, я, исходя из заботы о душе и вечности, считаю себя гораздо более счастливым, чем те, кого давно уже нужно было повесить, а они всё ещё не на виселице». Грицко Письменный получил помилование, но вскоре погиб в бою, как и подобает настоящему казаку, стремящемуся к славе. Слава была высшей целью, а основанием служили жизнь и честь. Казаки искали славной смерти, будучи уверены, что только мученическая смерть даст им право на Царствие Небесное. Эта вера помогала им смеяться и шутить даже под пытками, переносить тяжкие страдания, сражаться с намного более сильным врагом и одерживать победу. Казаки искали войны не ради наживы, а ради славы, как высшей формы признания и духовного очищения. Это побуждало их рискнуть даже в самых безумных приключениях, следуя призыву атамана: «Братья казаки! Кто хочет быть повешенным, варёным в смоле, разорванным крючьями, сидящим на коле, в куски порубанным или сожжённым заживо за Христа и православный народ, идите со мной!» – именно эта идея вдохновляла казаков-рыцарей, которые с презрением отвергали призыв бедняков: «Идите, пощупаем зипуны!» Обычно таких посылали первыми, подставляя под огонь, считая, что смерть на поле боя помогает спасти их заблудшие души, остающиеся в нераскаяной темноте.
Согласно мнению высоких авторитетов богословия, на том свете нет суда для тех, кто уже осуждён здесь, признал свои грехи, раскаялся и понёс наказание. Ярким подтверждением этой веры запорожцев служит речь Грицка Письменного (грамотного): «Доброжелательные Панове и отцы! Да благословит Бог ваше собрание и спасёт души ваши за ту потерянную ко мне любовь, которую вы проявили, несмотря на мои грехи. Вы видите, что мне предначертано умереть не своей смертью, и если это не произойдет сейчас, то, вероятно, в четверг. Моя врождённая охота к войне не даст мне покоя ни днём, ни ночью, пока я не вернусь снова с мечом сражаться с неверными, евреями и поляками. Если же меня захватят турки или поляки, они упрячут меня туда, куда не стоит идти никому. Вы знаете, что я уже столкнулся с ними; они – мои главные враги, и как неверные, предадут меня, убив без священника. Хотя я грешен, я остаюсь верным и благочестивым христианином, и поэтому боюсь вечных мук больше, чем временной смерти. Я добровольно иду, готов принять смерть, даже на виселице, лишь бы Бог меня простил! И Он простит, согласно истинному писанию: «Что свяжите на земле, то будет связано на небе». Верите ли вы мне или нет, я, заботясь о душе и вечности, считаю себя гораздо более счастливым, чем те, кого давно пора было повесить, а они всё ещё не на виселице». Грицко Письменный был помилован, но вскоре погиб в бою, как и полагается настоящему казаку, стремящемуся к славе. Слава была для них высшей целью, основанием которой служили жизнь и честь. Казаки искали славной смерти, будучи уверены, что только мученическая смерть обеспечит им место в Царстве Небесном. Эта вера заставляла их смеяться и шутить даже под пытками, переносить невыносимые страдания, сражаться с намного сильнейшими врагами и одерживать победы. Казаки искали войну не ради наживы, а ради славы, как высшего признания своего духовного очищения. Это подтолкнуло их к самым смелым действиям по призыву атамана: «Братья казаки! Кто хочет быть повешенным, сваренным в смоле, разорванным крючьями, сидящим на коле, порубанным на части или заживо сожжённым за Христа и православный народ, идите со мной!» Именно эта идея вдохновляла казаков-рыцарей, которые с презрением отвергали призывы бедняков: «Идите, пощупаем зипуны!» Чаще всего их отправляли в первых рядах, подставляя под огонь, считая, что смерть на поле боя поможет спасти их заблудшие души, остающиеся в темноте без каятия.
Использованы материалы книгии Бориса Алмазова Военная история казачества.
Свидетельство о публикации №225061201167