Лезгины в произведениях исламских авторов

Лезгины в произведениях исламских авторов и их процесс обращения в ислам


«В одном из важных центров Кавказа в историко-географическом и социокультурном отношении, народ, проживающий в регионе, расположенном на юго-востоке Дагестана и северо-востоке [современного] Азербайджана, называется лезгинами. По этой причине географию, где они проживают, также называют Лезгистаном.

Эта местность, привлекшая внимание многих политических организаций тем, что находится на путях миграции, считается одним из подходящих мест для поселения. По этой причине на протяжении всей истории регион находился в состоянии политической мобильности. География проживания лезгин находится на пересечении востока и запада и является перекрёстком. Несмотря на это, лезгины никогда не были ассимилированы и сохранили свое существование до наших дней. Не довольствуясь этим, они также преуспели в плавлении своих соседей, вовлекая их в свой состав. Даже те, кто поселился в Лезгистане в результате больших волн миграции с востока на запад, и арабы, поставленные арабскими завоевателями в стратегических точках, смешались с лезгинами, потеряли свой язык и самобытность и стали лезгинами. С возникновением ислама и его распространением за пределы Аравии через завоевания во времена правления Хазрата ‘Умара Кавказ стал одной из целей Исламского государства. Лезгистан, расположенный на [Исторического] юго-востоке Дагестана, попал под влияние этих завоевательных движений, и ислам начал распространяться с VII века. Исламские авторы подробно описывали распространение ислама на Кавказе в своих трудах в VII–III веках. В связи с этим целью исследования является выявление информации о распространении ислама в Лезгистанском регионе и среди лезгин с VII века в рамках работ исламских авторов.

Происхождение названия «лезги» и «лезгины».

Лезгины, племя, живущее на Кавказе, — один из народов, составляющих многообразие здешней культуры, а также один из коренных элементов Дагестана. Мнение Шамс ад-дина Сами о том, что лезгины являются коренными жителями Дагестана, следующее;

«Первоначальные жители Дагестана принадлежали к лезгинскому роду, а лезгинское племя — одно из кавказских племён, происхождение и род которых неизвестны. Это племя очень древнее в регионе и упоминается под этим именем даже в истории знаменитого Геродота, написанной за 450 лет до нашей эры: «... Хотя коренные жители Дагестана — лезги, они живут в горных и возвышенных местах, жители низменных мест, близких к уровню Бахр-и Хазара, — турки, туркмены, татары, ногайцы и другие туранцы».

Со временем, когда регион стал недостаточным для удовлетворения потребностей лезгин, и особенно в связи с миграцией тюркских общин в Дагестан, лезгины были вынуждены покинуть земли, на которых они жили. После этой миграции некоторые лезгинские племена поселились в Грузии, Ширване, Кубани и Тереке. Лезгины, живущие в бассейне реки Самур на юго-востоке Дагестана, а также на севере и северо-востоке [современного] Азербайджана, соседствуют с азербайджанскими турками на юге, даргинцами, лакцами и аварцами на севере и северо-западе. Сегодня они в основном проживают в городах Ахты, Курах, Касумкент, Докуз-пара, Рутул и Магарамкент Автономной Республики Дагестан и в городах Кусары, Куба, Огуз, Хачмаз, Кабала и Худат Азербайджана. Кроме этих мест, есть и те, кто живёт в таких городах, как Дербент, Баку, Махачкала, Огни, Каспийск и Сумгаит, но они составляют меньшинство. Историки и географы разных национальностей, проводившие исследования лезгин, дали лезгинам названия, которые, хотя и похожи друг на друга, имеют заметные различия между собой. Причиной такой ситуации может быть неспособность исследователей согласовать свой родной язык с изучаемыми языками.

Лезги, одно из древних коренных племён Кавказа, у латинских авторов назывались леги, у иранцев и арабов — лекз/лакз, у русских — лезгин, у грузин — леки/лекзи.В грузинском рассказе о лезгинах говорится, что лезгины и картвелы [грузины] произошли от двух братьев по имени Лекос и Картлос. Согласно тому же повествованию, имя Лек происходит от имени Лекоса, сына Таргомаса, который установил суверенитет в регионе от Дербента до Грузии. Балазури, один из исламских авторов IX века, упоминает город и замок народа под названием ал-Лакз в своем труде под названием «Футух ал-Булдан». Лезги известны как храбрые, воинственные, но верные, преданные, верные своим обещаниям, любящие знания и учёных, гостеприимные, большеглазые, каштанововолосые, красиволицые, одаренные превосходным интеллектом, уверенные в себе, устойчивые к трудностям и долгожители. Иногда их считали гостеприимными, иногда — жестокими. Александр Григорянц в своей работе на эту тему приводит следующие сведения:

«В отличие от черкесов, которые хорошо относились к своим пленникам и даже освобождали их, лезгины были известны своей жестокостью. У лезгин был обычай отрубать правые руки своим врагам».

Шам ад-дин Сами, в свою очередь, упоминает об уникальном характере лезгин следующим образом:

«Лезги в основном высокие, крепкие [хорошо сложенные], большеглазые и каштанововолосые мужчины, их лица очень гладкие, а походка — быстрая. Они обладают исключительным природным талантом и умом, и если раньше они увлекались разбоем и грабежами, то с приходом под власть России вынуждены были отказаться от этих привычек. Все они — сунниты».

В дополнение к вышеперечисленным характеристикам лезгин, их агрессивность и воинственность выходят на первый план из-за географических условий, в которых они живут. Именно из-за этих особенностей лезги неоднократно организовывали набеги на Грузию целыми группами. Будучи воинственным сообществом, лезгины привлекали внимание соседних государств и использовались ими в качестве наемников. Например, лезгины служили наемниками у ширван-шахов.

Юго-восток Дагестана и северо-восток [современного] Азербайджана, где живут лезгины, были завоеваны ‘Абд ар-Рахманом б. Раби’а или его братом Салманом б. Раби’а, одним из его полководцев, во времена правления исламского халифа Хазрата ‘Умара. После завоевания арабы оказали на лезгин политическое, социокультурное и лингвистическое влияние. Ахмет Ташагил [Ahmet Ta;a;;l] пишет, что эти завоевания произошли в 652/653 году во время правления Усмана. Исламский писатель Кудама б. Джафар также утверждает, что Салман б. Раби’а закрыл ворота города по соглашению с жителями Баб ал-Абваба и столкнулся с хазарами за рекой Баланджар. В результате борьбы Салман был замучен вместе с 4 000 мусульман. Общая география Дагестана, где проживали лезгины, была введена в ислам в период правления Умаййадов в середине VII века. Некоторые группы поселились в регионе после того, как арабы под предводительством Абу Муслима [Маслам б. ‘Абд ал-Малик] напали на хазарских тюрков и завоевали часть региона. После прихода ислама в регион такие религии, как язычество, зороастризм, христианство и иудаизм, были вытеснены, и жители Дагестана стали принимать мусульманство. Первым исламским центром Дагестана стал Дербент, который был завоёван в 652–653 годах в результате набегов арабов-мусульман.

Первыми мусульманскими регионами стали Кумук, Табасаран, Цахур и Лезги. После Дербента исламскими городами стали такие поселения, как Тарки, Бутри, Хунзах и Кайтаг. Лезгины сыграли важную роль в распространении ислама в регионе после арабских завоеваний. Это объясняется тем, что лезгины, став мусульманами, прочно приняли ислам и оказали влияние на другие дагестанские племена. В 708 году арабы под командованием Кутайба б. Муслима организовали большие походы в районы проживания тюрков, особенно в Дагестан, и добились значительных успехов. В конце этих походов арабы захватили множество хазарских городов и крепостей и получили большую добычу. Через два года после этих событий, в 710 году, Валид б. ‘Абд ал-Малик отправил в Дагестан исламскую армию под командованием своего брата Масламы б. ‘Абд ал-Малика. В сражениях, происходивших в хазарской стране, исламская армия возвращалась со значительными успехами. После случившегося хазарская армия спустилась к югу от Дербента [ал-Баб] и предприняла наступление, чтобы вернуть утраченные места.

В 730/732 году исламская армия вновь собрала большую армию и отправилась в поход на Дагестан, захватив Дербент и продвигаясь к Баланджару. Балазури описывает этот поход следующим образом: в городе ал-Баб жила тысяча семей хазар. Город был осажден ал-Масламой, и когда он не сдался, колодцы, питающие город, были отравлены. По этой причине хазары, защищавшие город, бежали и эвакуировались из крепости. Таким образом, ал-Маслама б. ‘Абд ал-Малик привез из Дамаска 24 000 наёмных работников и поселил их в городе ал-Баб ва ал-Абваб. Он также построил склады для хранения продовольствия и ячменя и место для хранения оружия. Он приказал засыпать цистерну землей и отремонтировать город. Та же информация об экспедиции содержится в книге Кудама б. Джафара. Он также утверждает, что во время осады в Дербенте проживала тысяча семей хазар. Захватив город, аль-Маслама осадил крепость и бил по ней катапультами. В свое время он зарезал овец и крупный рогатый скот и выбросил их внутренние органы в реку, по которой Хосров I провел воду в цистерны. Поэтому вода за ночь становилась больной. Защитники замка не смогли долго продержаться в такой ситуации и эвакуировались из замка. После этого Маслама б. ‘Абд ал-Малик начал проводить различные мероприятия по превращению Дагестана в исламскую страну. Для того чтобы ислам был принят и преподавался народу, он назначил священнослужителей, кади и администраторов в городах, сёлах и других населенных пунктах. Кроме того, он приказал построить мечети и медресе в завоеванных районах.

В процессе исламизации Дагестана Абу Муслим назначил правителем Шамхала, потомка дяди Пророка, пророка Аббаса. В результате успешного правления Шамхала это имя со временем стало административным титулом, и география Дагестана долгое время управлялась Исламским государством с «Шамхалатом». Абу Муслим назначил Мухаммада Ма’сума, имевшего опыт административной работы, управлять Табасаранским районом. Его потомки также известны под титулом Ма’сум. Кроме того, Абу Муслим назначил священнослужителей и судей для обучения табасаранцев исламу, как и в Дагестане. С приходом в регион исламских войск все лезгины, которые начали становиться мусульманами в VII и VIII веках, в течение длительного времени принимали ислам. В начале XIII века лезгины подверглись нападениям монголов, а завершился этот процесс в середине XV века, когда ширваншах Халил Аллах захватил области, где жили лезгины. Подавляющее большинство лезгин — мусульмане-сунниты, принадлежащие к школе Шафи’и. Кроме того, существует ши‘итское меньшинство, особенно в [современном] Азербайджане. Например, [есть] лезгины, проживающие в Докузпаринском районе, принадлежат к ши‘итской школе.

Заключение

Лезгины, проживающие на территории Кавказа, предстают как народ, часто упоминаемый в произведениях исламских авторов в связи с географией их проживания и принятием ими ислама. География проживания лезгин была одним из важнейших социокультурных и стратегических центров во все периоды истории. Из-за того, что земли лезгин на юге современного Дагестана и севере [современного] Азербайджана расположены на путях миграции, они на протяжении веков подвергались нападениям многих государств. Несмотря на эти нападки, лезгины никогда не теряли своей этнической идентичности и даже сумели растворить в себе различные элементы, пришедшие в их регион. По этой причине в регионе в ходе исторического процесса наблюдалось культурное разнообразие и космополитическая религиозная структура, а религией большинства лезгин был ислам. Впервые регион, населённый лезгинами, был освоен арабами-мусульманами в VII веке в результате завоевательных походов, организованных во времена правления Хазрата ‘Умара, и в течение нескольких столетий полностью стал мусульманским. Этот процесс исламизации происходил в результате ожесточенной борьбы между исламскими войсками и коренными народами, населявшими Дагестан, особенно хазарами. После принятия ислама лезгины оказались под политическим и социокультурным влиянием арабов, и их строгое следование новой религии сыграло важную роль в обращении в ислам других племён, проживавших в регионе, и распространении ислама. Хотя большинство лезгин предпочитают ислам суннитского толка и принадлежат к школе Шафи’и, известно, что среди них есть и последователи ши‘изма».

Автор перевода: ‘Али Албанви

Литература

1. Yavuz Selim Altinok. ;sl;m M;elliflerinin Eserlerinde Lezgiler Ve M;sl;man Olu; S;re;leri. S. 1–12. // Лезгины в произведениях исламских авторов и процесс их обращения в ислам. С. 1–12. [Электронный ресурс] Режим доступа: ограниченный. — Загл. с экрана [дата обращения: 12.06.2025]. — Яз. тур.


Рецензии