Жизнь одна на двоих
Добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть – извечные темы мироздания, так до конца никем и непознанные. Почему? Да потому, что нет общепризнанного и единственно верного ответа на эти вопросы. У каждого человека своё восприятие этих вселенских понятий.
В определенном возрасте многие люди начинают задумываться о смысле жизни, сожалея о её скоротечности, необратимости изменений, которые неотвратимо ведут человека к смерти.
Казалось бы, всё уже обговорено не единожды. Написаны сотни книг, прочитана масса документальных источников, составлены философские трактаты о жизни и смерти, даны профессиональные разъяснения корифеев медицинской науки, изучены психологические и религиозные аспекты этого сложного и неодолимого явления человеческого бытия…
Но сколько бы об этом не говорили и что бы об этом не писали, каждый в определенной момент остаётся со смертью один на один. Воспринимает её индивидуально, переживает уход родных и близких людей по-своему, в первые мгновения трагедии, забывая обо всём и обо всех. Безразличных и равнодушных здесь точно не бывает.
Даже когда знаешь, что человек подошёл к последнему рубежу, когда до вечности остаётся один шаг и он вскоре должен уйти, просто в силу физиологических причин, то всё равно – это потрясение и трагедия, которая проникает в твоё сознание, заставляет сжаться сердце от горестных мыслей, от чувства безысходности и невозможности что-то изменить. Всё! Земная жизнь закончена. Остаётся только надежда на жизнь в ином измерении. Телесная оболочка уйдёт в землю, превратившись в прах, а душа согласно религиозным канонам «воспарит на небо», к Богу. Или к Вселенскому разуму, который и есть всесильный и Святый дух… Кому, что больше нравится и кто как определяет для себя этого всемогущего и недоступного рациональному пониманию грозного и одновременно милостивого Создателя.
В этой истории, которую я хочу вам рассказать, два персонажа – Он и Она. Неожиданная встреча и взаимное притяжение, как искра, пробежавшая между ними, разожгла костёр большой и чистой любви. Торжественное бракосочетание, энергия молодости, дети, зрелые годы, серебряная и золотая свадьбы… Время промелькнуло со скоростью курьерского поезда.
Казалось совсем недавно они вместе, с энтузиазмом и радостью строили загородный дом, в надежде, что он обретёт статус семейного очага, зазвенит детскими голосами внуков, засияет улыбками друзей и родных. Но мечты и надежды растаяли, как утренний зыбкий туман под порывами северного ветра, несущего холод забвения и тревогу.
Дети выросли и уехали. У каждого теперь своя жизнь, свои интересы, планы, обстоятельства. Единственной радостью оставались телефонные звонки. Вначале один-два раза в неделю, затем пару раз в месяц и наконец, по праздникам и дням рождения.
Поэтому главным смыслом их жизни со временем стало просто удовольствие от совместного общения, от каждого нового дня, дарованного Господом. Поддерживать друг друга в большом и малом, обсуждать новости и прочитанные книги, путешествовать и удивляться разнообразию и красоте природы, которую в суете мелькающих будней обычно не замечаешь, любить и быть любимым, вместе встречая неизбежную старость. Что может быть ценнее этих кратких и бесконечно дорогих мгновений с родным и близким человеком?
И всё это оборвалось в одночасье. Коварная болезнь рухнула, как снежный ком с обрыва, разрушив прежний размеренный уклад жизни. Почему люди стареют и хиреют, спотыкаются в определённый момент? Предательски подкашиваются ноги, из памяти выпадают напрочь простые и обычные слова. Забываются имена и номера телефонов, которые раньше знали, как таблицу умножения. Деменция, склероз и угасание жизненных сил? Незаметное себе самому, но очевидное для других, окружающих тебя людей. Сочувственные и подбадривающие слова, при отведенном взгляде – слабое утешение.
Она ушла под вечер, зная, что это должно случиться если не сегодня, то завтра или через несколько дней, может быть недель. Просто закрыла глаза, чтобы предательская слеза не омрачила последние минуты жизни и замолчала навеки, испив до дна горькую чашу страданий и боли. Боялась ли она этого или смирилась с неизбежностью, внутренне готовая к переходу в иной мир? Кто теперь ответит?
За одну ночь он постарел сразу на несколько лет. Тишина, рухнувшая безжалостной гильотиной на всю ставшую привычной за долгие месяцы её болезни ежедневную суету, разрубила жизнь на «до» и «после». Звенящая пустота в некогда живых «квадратных метрах» большого загородного дома окружила его со всех сторон, пропитала каждую клеточку его тела и, несмотря на свою внешнюю незаметность и безмолвие, давила сильнее любого пресса. Стискивала голову раскалённым обручем отчаяния, пульсировала и жгла в висках и затылке.
Раньше он чутко прислушивался к каждому шороху в её комнате, скрипу половицы под неуверенными, шаркающими шагами. Почти мгновенно реагировал на любой зов: слабый или требовательный, настойчивый или беспомощный, до комка слёз в горле, трогательный и по-детски беззащитный, но такой родной и знакомый до хрипотцы голос.
Болезнь накладывает свой неизгладимый отпечаток на человека, зачастую кардинально меняя его отношения с окружающими. Всё чаще накатывает раздражение из-за непонимания его проблем. Вспышки немотивированного гнева, порой граничат с грубостью и обидой. И тут же слабость, усталость, досада… «Меня не ценят, не любят. Я – обуза. Создаю столько проблем, или не создаю, но…», – эти понятия становятся почти равнозначными. – «Меня не хотят услышать, просто они…». И так далее. Перепады настроения, как в девятибалльный шторм: то вверх, то вниз, камнем в бездну. Пронзительный, проникающий до самых укромных уголков сердца укоризненный и одновременно просящий взгляд. Полюбите меня ещё чуть-чуть, побудьте рядом, поговорите. Всё спешите? Конечно. Я никому не нужна, и опять провал…
Был человек, была теплота общения, пульс жизни, иногда затухающий, иногда энергичный и активный. И всё, пустота и неизвестность.
Её уже нет, а он даже сейчас всё время опасается сделать что-то не так или слишком громко, чтобы лишний раз не побеспокоить. Неловко повернулся на кухне, зацепил край стола и нечаянно разбил любимую вазу. Замер испуганно. Вдруг услышит, раскричится, расплачется… И тут же вспомнил, что теперь он один. Один навсегда до своего смертного часа. И ничего уже не интересно, ничто больше не держит в этой жизни.
Где она сейчас? Рядом или в другом параллельном пространстве? Почему оставила меня, не забрала с собой?
Но в ответ лишь гулкая тишина: злая, опасная, бесконечная… И отсутствие страха, и желание ухода! Клубок путаных мыслей, вспышек неосознанных поступков и действий. Бессмысленные передвижения по комнатам. Пустые и никчемные занятия. Перебирание фотографий, старых книг, одежды… Эфемерность действительного и реальность вымышленного, запредельное возбуждение сознания и глухое вязкое безразличие к настоящему балансируют на грани умопомешательства.
Как хочется ещё раз услышать слабый, тихий голос. Бросить всё, забыть изматывающие дни, недели и месяцы беспросветной и утомительной борьбы с трудностями. И вернуть её обратно. Пусть тяжело, пусть лежит, пусть обижается, но пусть будет! Приходить устало днём, и вскакивать среди ночи. Но слышать и чувствовать, мы всё ещё вместе, мы нужны друг другу: я – ей, она – мне. Не это ли счастье? Не в этом ли смысл жизни и слов, которые пропускаешь в весёлом шуме бракосочетания и звуках бравурного марша Мендельсона: «Вместе в болезни и в радости, до самого последнего дня, пока смерть не разлучит нас».
Привычные запахи, ставшие сразу бесхозными разнообразные вещи, пустые молчаливые комнаты, разрывали сердце. Накатывала необъяснимая щемящая грусть и тоска. Не та тоска, которая про скуку и банальность жизни, вызывающая лишь зевоту и безразличие. Тут тоска другая – животная. Хочется сесть и завыть волком, кататься по полу, рвать на себе волосы, биться головой о стену. Или замереть и бесконечно долго смотреть в одну точку без всяких мыслей, ничего при этом, не замечая вокруг. Или кричать и плакать. Но слёз нет. Только боль и тяжесть в районе солнечного сплетения.
Ах, ты злокозненная, жестокая, безразличная смерть. Да, никто не минует твоих объятий, всех приберёшь, обожжёшь и исковеркаешь жизни близких и любимых людей. Боль будет долгой, особенно поначалу… А потом она притупится, раны в душе зарубцуются, затянутся защитной плёнкой забвения. Воспоминания с годами померкнут, а сердце либо огрубеет и превратится в камень, либо будет кровоточить, и саднить, не переставая, до конца дней. Отголоски прошлого постепенно начнут исчезать, напоминая о себе только в церковные дни поминовения усопших.
А потомки? Сначала будут послушно приходить и печально стоять или делать вид, что печально, а потом забудут. Внуки и правнуки лишь на пожелтевших от времени фотографиях или на мониторах старых компьютеров будут с удивлением разглядывать портреты незнакомых мужчин и женщин, которые, оказывается, были родителями или дедушками и бабушками их родителей. И всё! Нить надорвана, предыдущие поколения исчезли на просторах мироздания, превратившись в далёкий призрак былого, недоступный пониманию потомков.
Ну и что? Ну были… Сейчас мы живём, молодые, сильные. Мы никогда не постареем или постареем, но не сильно. У нас всё будет по-другому. Самообман и невозможность в определённый конкретный момент времени и в определённом возрасте понять и проникнуть в суть бесконечности конечной жизни.
Да, они были! И прожили по-своему счастливую жизнь, которая осветила Божественным светом последние непростые дни их совместной жизни. Будем верить, что их любовь и преданность друг другу поможет их душам вновь соединиться в Вечности!
В память о Большой любви сложились несколько поэтических строк, которыми я и хочу закончить эти печальные размышления.
Мы по жизненным волнам
Свои чувства пронесли.
Всё делили пополам.
Друг для друга жить могли.
Из кирпичиков любви
Создавали наше счастье.
Но порушены мечты
Смертью были в одночасье.
Я взываю к небесам,
Но молчит небесный свод.
Я не верю в чудеса,
Но всё жду. А вдруг придёт?
Дверь в наш дом не заперта.
Там твой смех ещё звучит.
Я шепчу в ночи слова,
К Господу мольба летит.
Как мне без неё прожить?
Боже Святый, дай совет.
Буду век благодарить…
Но лишь тишина в ответ.
Среди солнца и цветов
Распахнётся в Вечность дверь.
Для любви не надо слов
Голос скажет. Сердцу верь!
Свидетельство о публикации №225061201303