Выставка невесомость. 2025

    Никогда и несмотря ни на что -
не терять позитива и веры в человека!
Любовь – это невесомость любящего жизнь
И в ней - полёт в прекрасное для каждого человека!
 
    ЫСТАВКА «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви.
   29 ноября 2024 года в Музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Невесомость.
   Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», посвящена 125-летию со дня рождения художника-авангардиста, лидера Общества художников-станковистов (ОСТ), ближайшего друга Владимира Татлина и Александра Тышлера.
    В экспозицию вошли более 150 живописных и графических работ мастера из собраний 18 ведущих музеев России, включая Музей «Новый Иерусалим», Русский музей, Третьяковскую галерею, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Екатеринбургский музей изобразительных искусств и другие, а также из 12 частных коллекций.
   Межмузейный выставочный проект организован при участии Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Александра Лабаса (Лабас-Фонд) и наследницы авторского права художника Ольги Бескиной-Лабас.
   Впервые выставка, посвященная Александру Лабасу, не фокусируется на определенной теме, а ставит задачей максимально полно представить разные грани творчества художника через его ключевые работы, созданные в 1920–1930-е годы - самого яркого и впечатляющего периода его творчества.
   Экспозиция заняла основные выставочные залы музея, которые преобразились в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений.
   Атмосферу ирреальности и нематериальности, характерной для художественной манеры Александра Лабаса, дополняют абстрактная видеопроекция и сценографические элементы. Экспозицию дополняет оригинальное звуковое сопровождение, созданное музыкальной лабораторией «Антифон».
      Искусство Лабаса особенно актуально сегодня, потому что рассказывает о том, как можно понимать настоящее сквозь призму размышлений о будущем.      Это - взгляд в будущее и проект строительства нового мира 
               Главная тема творчества Александра Лабаса — СОТВОРЕНИЕ НОВОГО МИРА, связанного с развитием техники и городов и социальными преобразованиями начала XX века. Однако в отличие от футуристов, классиков итальянской аэроживописи или своих коллег по группе ОСТ, Лабас воспевает не мощь технического прогресса, но саму жизнь — неизвестную, многоликую, завораживающую.
     Поклонник дирижаблей, самолетов и городских ритмов, он остается подлинным романтиком, увлеченным не техникой или скоростью самой по себе, а неизвестным ранее самоощущением человека в этом новом мире, полном движения и трансформаций.
     Драматичным ракурсам и резкости художник предпочитает общий план и акварельную недосказанность.
    Название выставки «Невесомость» отражает состояние, открывшееся человеку с появлением летательных аппаратов. Оно неизменно присутствует в работах Александра Лабаса независимо от их сюжета или композиции.
    Сам художник испытал близкое к невесомости чувство в свой первый полет, описав его как «удивительное спокойствие» и «философское равновесие». Схожими словами в своих дневниках он описывает и чувство глубокой любви, когда время замедляется и наступают мгновения «беспечно свободные, всеохватывающие своим проникновением в тайны Вселенной».
Выставка раскрывает основные темы и циклы творчества Лабаса и рассматривает путь воплощения художника от первой знаковой сочинской серии (1924) до морских пейзажей второй половины 1930-х годов и ряда поздних космических произведений. Три зала поэтически отмерят этапы этого пути: «Предчувствие, «Сотворение» и «Невесомость». Этот путь сопровождает выдержками из дневников и воспоминаний Александра Лабаса, где он рассуждает о собственных творческих задачах и их решении, которые нередко относятся к конкретным работам, представленным в экспозиции.
   «В творчестве Лабаса плотно сплелись технические и поэтические задачи: поиски нового художественного языка и стремление запечатлеть таинство жизни. Новаторский художественный язык Лабаса выделял его на фоне современников и до сих пор остается неповторимым и хорошо узнаваемым. Выставка призвана расшифровать код Лабаса, раскрыть тонкости его мировосприятия»
   
     Раздел «Предчувствие» включает ранние «сочинские» работы 1924 года и несколько поздних, открывших в творчестве Лабаса космическую тему.
    Таинственная энергия ранних работ будто предвкушает завтрашний день.
Уже спустя два года художник начнет создавать динамичные, преимущественно вертикальные композиции, передающие его ощущение стремительно меняющегося мира — этот этап творчества Лабаса раскрыт -
в разделе «Сотворение».
     «Городская площадь», «Поезд идёт», «Едут», «Октябрь» и другие шедевры второй половины 1920-х годов демонстрируют не только сотворение нового мира, но и воплощение большого художника.
   Третий раздел - «Невесомость - сосредоточен на работах 1930-х годов — времени значительных перемен для художника. Этот период отмечен борьбой с «формализмом» в искусстве.  Жертвами этойборьбы стали и сам Лабас, и многие из его близких друзей.
    В то же время он встречает главную любовь своей жизни… художницу...
 В этот период он отстраняется от бурлящей энергии городов и с особым вниманием обращается к созерцанию любимых образов неба и моря, обретая гармонию на линии горизонта.

     «Лабас создал свой иллюзорный мир, он воспарил над реалиями своего окружения и времени. Мы попытались создать лёгкое невесомое пространство, пространство глубины и воздуха.
Полукруглые формы, где нет горизонтальных линий, пространство окутывает зрителя, меняет угол его зрения и погружает в заоблачный мир художника. Модули напоминающее остов дирижабля… мы как будто сами находимся внутри него, где-то выходя и летая вокруг» 
    Значительная часть наследия Лабаса — графика!
Она имеет ограниченный допустимый срок экспонирования, в силу чего проведена полная замена графической части экспозиции из музейных собраний.
     К выставке выпущен прекрасный  каталог, интереснейшая сувенирная продукция, проводятся тематические экскурсии и мероприятия для взрослых и детей. По выставке также доступен аудиогид.
     В рамках выставки музей «Новый Иерусалим» представит музыкально-просветительский проект «Время, вперёд!» — цикл лекций и концертов, вдохновленный не только сюжетами работ, но и философско-эстетическими взглядами Александра Лабаса.
Апология движения, время и пространство, цвет и свет, урбанистика и машинерия, космическая фантастика и земная природа — таков неполный список тем «музыкального контрапункта».
      Цель проекта — раздвинуть временные границы и ощутить связь открытий Лабаса и его современников-композиторов с основными направлениями художественного авангарда XX века.
   Выставка Александра Лабаса - это действительно ключевые работы художника из самых разных собраний и уголков нашей страны. Здесь максимально понятно и подробно показано, кто такой Александр Лабас, и рассказывается о нём и его работах самой широкой аудитории.     Александр Лабас имел удивительный дар:
   НИКОГДА И НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО
 НЕ ТЕРЯТЬ ПОЗИТИВА И ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА.
 Зарядить этим позитивом посетителей именно сейчас кажется особенно важной задачей выставки»


Рецензии