Выставка невесомость. 2025
не терять позитива и веры в человека!
Любовь – это невесомость любящего жизнь
И в ней - полёт в прекрасное для каждого человека!
ЫСТАВКА «Невесомость. Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви.
29 ноября 2024 года в Музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Невесомость.
Александр Лабас о скорости, прогрессе и любви», посвящена 125-летию со дня рождения художника-авангардиста, лидера Общества художников-станковистов (ОСТ), ближайшего друга Владимира Татлина и Александра Тышлера.
В экспозицию вошли более 150 живописных и графических работ мастера из собраний 18 ведущих музеев России, включая Музей «Новый Иерусалим», Русский музей, Третьяковскую галерею, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Екатеринбургский музей изобразительных искусств и другие, а также из 12 частных коллекций.
Межмузейный выставочный проект организован при участии Фонда содействия сохранению творческого наследия художника Александра Лабаса (Лабас-Фонд) и наследницы авторского права художника Ольги Бескиной-Лабас.
Впервые выставка, посвященная Александру Лабасу, не фокусируется на определенной теме, а ставит задачей максимально полно представить разные грани творчества художника через его ключевые работы, созданные в 1920–1930-е годы - самого яркого и впечатляющего периода его творчества.
Экспозиция заняла основные выставочные залы музея, которые преобразились в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений.
Атмосферу ирреальности и нематериальности, характерной для художественной манеры Александра Лабаса, дополняют абстрактная видеопроекция и сценографические элементы. Экспозицию дополняет оригинальное звуковое сопровождение, созданное музыкальной лабораторией «Антифон».
Искусство Лабаса особенно актуально сегодня, потому что рассказывает о том, как можно понимать настоящее сквозь призму размышлений о будущем. Это - взгляд в будущее и проект строительства нового мира
Главная тема творчества Александра Лабаса — СОТВОРЕНИЕ НОВОГО МИРА, связанного с развитием техники и городов и социальными преобразованиями начала XX века. Однако в отличие от футуристов, классиков итальянской аэроживописи или своих коллег по группе ОСТ, Лабас воспевает не мощь технического прогресса, но саму жизнь — неизвестную, многоликую, завораживающую.
Поклонник дирижаблей, самолетов и городских ритмов, он остается подлинным романтиком, увлеченным не техникой или скоростью самой по себе, а неизвестным ранее самоощущением человека в этом новом мире, полном движения и трансформаций.
Драматичным ракурсам и резкости художник предпочитает общий план и акварельную недосказанность.
Название выставки «Невесомость» отражает состояние, открывшееся человеку с появлением летательных аппаратов. Оно неизменно присутствует в работах Александра Лабаса независимо от их сюжета или композиции.
Сам художник испытал близкое к невесомости чувство в свой первый полет, описав его как «удивительное спокойствие» и «философское равновесие». Схожими словами в своих дневниках он описывает и чувство глубокой любви, когда время замедляется и наступают мгновения «беспечно свободные, всеохватывающие своим проникновением в тайны Вселенной».
Выставка раскрывает основные темы и циклы творчества Лабаса и рассматривает путь воплощения художника от первой знаковой сочинской серии (1924) до морских пейзажей второй половины 1930-х годов и ряда поздних космических произведений. Три зала поэтически отмерят этапы этого пути: «Предчувствие, «Сотворение» и «Невесомость». Этот путь сопровождает выдержками из дневников и воспоминаний Александра Лабаса, где он рассуждает о собственных творческих задачах и их решении, которые нередко относятся к конкретным работам, представленным в экспозиции.
«В творчестве Лабаса плотно сплелись технические и поэтические задачи: поиски нового художественного языка и стремление запечатлеть таинство жизни. Новаторский художественный язык Лабаса выделял его на фоне современников и до сих пор остается неповторимым и хорошо узнаваемым. Выставка призвана расшифровать код Лабаса, раскрыть тонкости его мировосприятия»
Раздел «Предчувствие» включает ранние «сочинские» работы 1924 года и несколько поздних, открывших в творчестве Лабаса космическую тему.
Таинственная энергия ранних работ будто предвкушает завтрашний день.
Уже спустя два года художник начнет создавать динамичные, преимущественно вертикальные композиции, передающие его ощущение стремительно меняющегося мира — этот этап творчества Лабаса раскрыт -
в разделе «Сотворение».
«Городская площадь», «Поезд идёт», «Едут», «Октябрь» и другие шедевры второй половины 1920-х годов демонстрируют не только сотворение нового мира, но и воплощение большого художника.
Третий раздел - «Невесомость - сосредоточен на работах 1930-х годов — времени значительных перемен для художника. Этот период отмечен борьбой с «формализмом» в искусстве. Жертвами этойборьбы стали и сам Лабас, и многие из его близких друзей.
В то же время он встречает главную любовь своей жизни… художницу...
В этот период он отстраняется от бурлящей энергии городов и с особым вниманием обращается к созерцанию любимых образов неба и моря, обретая гармонию на линии горизонта.
«Лабас создал свой иллюзорный мир, он воспарил над реалиями своего окружения и времени. Мы попытались создать лёгкое невесомое пространство, пространство глубины и воздуха.
Полукруглые формы, где нет горизонтальных линий, пространство окутывает зрителя, меняет угол его зрения и погружает в заоблачный мир художника. Модули напоминающее остов дирижабля… мы как будто сами находимся внутри него, где-то выходя и летая вокруг»
Значительная часть наследия Лабаса — графика!
Она имеет ограниченный допустимый срок экспонирования, в силу чего проведена полная замена графической части экспозиции из музейных собраний.
К выставке выпущен прекрасный каталог, интереснейшая сувенирная продукция, проводятся тематические экскурсии и мероприятия для взрослых и детей. По выставке также доступен аудиогид.
В рамках выставки музей «Новый Иерусалим» представит музыкально-просветительский проект «Время, вперёд!» — цикл лекций и концертов, вдохновленный не только сюжетами работ, но и философско-эстетическими взглядами Александра Лабаса.
Апология движения, время и пространство, цвет и свет, урбанистика и машинерия, космическая фантастика и земная природа — таков неполный список тем «музыкального контрапункта».
Цель проекта — раздвинуть временные границы и ощутить связь открытий Лабаса и его современников-композиторов с основными направлениями художественного авангарда XX века.
Выставка Александра Лабаса - это действительно ключевые работы художника из самых разных собраний и уголков нашей страны. Здесь максимально понятно и подробно показано, кто такой Александр Лабас, и рассказывается о нём и его работах самой широкой аудитории. Александр Лабас имел удивительный дар:
НИКОГДА И НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО
НЕ ТЕРЯТЬ ПОЗИТИВА И ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА.
Зарядить этим позитивом посетителей именно сейчас кажется особенно важной задачей выставки»
Свидетельство о публикации №225061201465