Хвалить - значит уничтожить

ХВАЛИТЬ - ЗНАЧИТ УНИЧТОЖИТЬ

Я, обычный болельщик, которого зовут Мамед, и чья преданность футбольному клубу «Шамкир» была сравнима с фанатизмом древних жрецов, столкнулся с поистине мистическим явлением. Сначала это было просто неприятное совпадение. Как только я надевал свою заветную футболку с гербом «Шамкира», как только мой голос срывался в едином порыве с тысячами других, вопящих на трибунах: «Вперед, Шамкир!», как только я начинал всем своим существом транслировать энергию поддержки... моя команда проигрывала.

Не просто проигрывала, а делала это с каким-то олимпийским размахом – позорно, трагически, иногда даже комически. Один раз вратарь умудрился забить гол в свои ворота, празднуя, видите ли, еще не забитый гол соперника. Другой раз нападающий, выйдя один на один, споткнулся о собственные шнурки и врезался в штангу, благополучно отправив мяч на орбиту Сатурна. Моё сердце кровью обливалось, а мозг медленно закипал от недоумения.

Я пробовал всё: менял места на стадионе, носил разные шарфы, даже пытался болеть левой пяткой, стоя на голове. Ничего не помогало. Команда продолжала падать в бездну футбольного отчаяния.

А потом, в один прекрасный солнечный день, случилось чудо. Я проспал матч. Вот так просто. Забыл, проснулся, а на календаре уже следующий день. И что же? «Шамкир» выиграл! Да не просто выиграл, а разгромил соперника со счетом 5:0. Моя челюсть отвисла, чуть не пробив пол. Случайность? Возможно.

Но когда это повторилось — я забыл, что сегодня матч, пошел на рыбалку, а потом узнал, что «Шамкир» снова одержал победу, да еще и какую – в решающей игре! – я начал подозревать неладное. В моих руках (или, скорее, в моем бездействии) оказалась некая... аномальная сила.

Я решил провести эксперимент. Перестал ходить на стадион. Перестал смотреть трансляции. Даже новости о «Шамкире» избегал, словно чумы. Это было пыткой! Моя душа рвалась на части от желания поддержать любимую команду, но разум, охваченный холодным ужасом перед неизвестной силой, приказывал: «Сиди тихо! Молчи! Не дыши на их пути!»

И знаете что? Футбольный клуб «Шамкир» – мой любимый «Шамкир» – впервые в своей истории стал чемпионом Азербайджана в Высшей лиге! Город гудел от восторга, а я сидел дома, нервно поглаживая неиспользованный билет на финальный матч, чувствуя себя то ли героем-невидимкой, то ли… проклятием, которое обратилось в благословение.

Эйфория от победы была недолгой. «Шамкир» прошел в Лигу чемпионов, и вот тут-то моя предрассудочная натура дала трещину. «Все это предрассудки! – убеждал я себя, когда команда без моего "участия" успешно проходила квалификацию. – Ну не может мой голос, пусть даже очень громкий, влиять на исход матча!»

И на волне этого ложного фанатизма, я, с лицом, раскрашенным в клубные цвета, и шарфом, обмотанным вокруг головы, как тюрбан, явился на первый матч группового этапа Лиги чемпионов. Я кричал, я пел, я прыгал, я даже станцевал лезгинку на трибуне в перерыве!

Результат? Команда «Шамкир» вылетела из Кубка европейских чемпионов, как пробка из шампанского, причем пробка, которая еще и умудрилась попасть кому-то в глаз. Мой триумфальный поход обернулся позором. Я, конечно, никому об этом не рассказывал. Как сказать друзьям, что ты — это тот самый тайный ингредиент поражения? Что ты — это ходячее бедствие для любой команды, которую искренне поддерживаешь? Меня бы предали всеобщему презрению, а в худшем случае – заперли бы в комнате с мягкими стенами, подложив под дверь расписание матчей, чтобы я не дай Бог, не забыл, за кого болеть.

Та же печальная участь постигла и другие виды спорта. Я начал болеть за нашу сборную по волейболу – она тут же потерпела поражение в решающей игре. Мой энтузиазм по поводу местной баскетбольной команды обернулся их вылетом из лиги. Я стал живым анти-талисманом.

И вот, наступил день. Я снова на стадионе. Трибуны ревут, «Шамкир» играет важный матч. Моё сердце разрывается, но я знаю, что моя искренняя поддержка приведет к краху. Внезапно меня осенило. А что если... что если изменить вектор?!

Я глубоко вдохнул, собрал всю свою волю в кулак и, глядя на поле, начал орать во весь голос: «Давай, соперник! Вы лучшие! Гол! Гол! Гол!» Болельщики вокруг меня сначала недоуменно заморгали, потом их лица исказились в презрительных гримасах. Несколько дюжих мужиков, сжав кулаки, привстали, готовясь, видимо, к уроку «как надо болеть за свою команду».

Но в этот самый момент, когда я, рискуя быть разорванным на куски, исступленно кричал: «Вперед, "Фенербахче"! Забей им, забей, родной!» – мяч, словно по волшебству, влетел в сетку ворот соперника. ГОЛ!

Трибуны взорвались! Мужики, которые собирались со мной разобраться, тут же забыли обо мне, бросившись в неистовые объятия, их лица озарились блаженным экстазом. Моя проклятая сила, направленная против «Шамкира», обернулась его благословением!

С тех пор моя жизнь на стадионе кардинально изменилась. Я стал самым верным, самым громким и самым... искренним болельщиком чужой команды. Я приходил на каждый матч «Шамкира», сидел среди своих, но внутри меня бушевала буря поддержки соперникам. Я выкрикивал здравицы в честь чужих защитников, я стонал от восхищения пасами их полузащитников, я вскакивал с места, когда нападающий противника приближался к нашим воротам, и истошно вопил: «Давай! Ты сможешь! Забей!» – и каждый раз мяч предательски залетал в ворота соперника.

Благодаря моим «болениям» за чужие команды, футбольный клуб «Шамкир» четыре раза подряд становился чемпионом Азербайджана в высшей лиге! Я был тайным оружием, секретным ингредиентом побед, самым незаметным и эффективным талисманом. Меня узнавали на стадионе, но никто и подумать не мог о моей истинной роли. Я был легендой, о которой никто не догадывался.

Но, как и всё хорошее, это не могло длиться вечно. Судьба забросила меня в Москву на несколько лет. И что вы думаете? Без моего «анти-боления», без моего парадоксального влияния, футбольный клуб «Шамкир» перестал быть чемпионом. Трибуны опустели, некогда изумрудный газон покрылся коричневыми залысинами, и команда скатилась до уровня районной лиги. Я стыдился своей причастности к этому опустошению, хотя, по сути, я всего лишь отсутствовал.

Однако опустение стадиона оказалось радостью для вновь назначенного главы исполнительной власти Шамкирского района. Он, человек с поразительной бизнес-хваткой и полным отсутствием привязанности к культурным ценностям, увидел в пустом стадионе не символ упадка, а золотую жилу. «Земля! Стройматериалы! – видимо, мелькнуло в его хищном взгляде. – Можно же продать! Зачем нам этот пережиток прошлого?»

Жители Шамкира и района пришли в ужас и негодование. Социальные сети взорвались гневными постами, жалобы в высшие инстанции в Баку летели одна за другой, как рой разъяренных пчел. Люди ругали его на чём свет стоит, призывали к немедленному увольнению, проклинали его род до седьмого колена.

Вспомнив о своем уникальном опыте с футболом, я предложил жалобщикам: «А что если применить к этому главе исполнительной власти так называемый эффект Жоффрея из фильма "Анжелика – маркиза ангелов"? Помните, как его чрезмерная хвальба чуть не погубила? Похвала врагов, поверьте, способна творить чудеса!»

Но люди, до такой степени ненавидевшие этого главу, не могли выдавить из себя и полслова доброго в его адрес. «Да вы что, Мамед?! – восклицали они. – Как можно хвалить этого... этого... (далее следовала непереводимая игра слов, явно нелитературная)!» Их гнев был слишком силён, чтобы позволить хотя бы крупице позитива проскочить в их речи.

Ирония заключалась в том, что именно эта критика и ругань, этот постоянный поток негатива, казалось, только продлевал его политическую жизнь. Отсутствие хвальбы в его адрес давало ему возможность порулить районом уже семь лет! И он, вероятно, рулил бы до самой своей старости, если бы я, получив отказ от всех друзей хвалить главу, не решил взять дело в свои руки.

Скрепя сердце, я начал. Я создал фейковые аккаунты во всех социальных сетях, завел блоги, написал хвалебные оды, восхваляющие его "мудрость", "дальновидность" и "бескорыстную преданность народу". Я описывал его как гения управления, как спасителя района, как маяк надежды для всего Азербайджана. Я выдумывал истории о его "добрых делах", "беспрецедентных достижениях" и "особом даре" руководить. Мои посты были настолько приторными, что у меня самого сводило зубы.

И что же? Не прошло и двух месяцев. На пике своей новоявленной славы, когда его имя мелькало в каждом позитивном заголовке, когда его "подвиги" цитировали на всех районных собраниях, когда ему вручали почетные грамоты за "бесценный вклад" – глава исполнительной власти был арестован. Тихо, без лишнего шума, по обвинению в "нецелевом расходовании бюджетных средств" и "продаже государственной собственности".

«Бойтесь хвалебных слов врагов своих!» – где-то я слышал такой афоризм, и теперь я понял его истинный, глубинный смысл. Стало абсолютно понятно и другое изречение: «Если ударили тебя по правой щеке – подставь левую», что теперь для меня означало: «Похвали и силы более сильные накажут обидчика». Конечно, не у всех это проявляется в такой сильной мере, как у меня. Моя «сила» была поистине гигантской.

Поэтому теперь я избрал новый жизненный путь – путь возвеличивания и одаривания хвалебными одами своих недругов. Я не боюсь трудностей. Главное, чтобы никто не узнал мой секрет. А то вдруг кто-то решит меня похвалить... И тогда уж держитесь!


Рецензии