Два эпизода из жития царя Давида. Часть 2

   
Эпизод первый: "Голодомор"

"Был голод на земле во дни Давида три года, год за годом. И вопросил Давид Господа. И сказал Господь: это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил гаваонитян. ...Гаваонитяне были не из сынов израилевых, но из остатков аморреев; израильтяне же дали им клятву, но Саул хотел истребить их по ревности своей о потомках Израиля и Иуды.
И сказал Давид гаваонитянам:чего же вы хотите? Я сделаю для вас. И сказали они царю: из его( Саула)  потомков выдай нам семь человек, и мы повесим их пред Господом ...И сказал царь: я выдам. И взял царь ( семь человек, потомков Саула)  и отдал их в руки гаваонитян, и они повесили их на горе . И погибли все семь вместе; они умерщвлены в первые дни жатвы" (2 Царств 21:1-9).

      Этот  эпизод , как правило, вызывает непонимание и вопросы у читателей Ветхого Завета. Дело не только в жестокости , но и в том, что нигде в истории Саула не сказано, чтобы он причинил хотя бы самый малый ущерб гаваонитянам. Напротив, пророк Самуил постоянно осыпал его упреками за великодушие и милосердие, которые он неоднократно проявлял к окружающим народам.  Самуил объявил Саула низложенным именно за то, что он не уничтожил дотла несколько племен, живших в этой стране: амаликитян, аморреев, идумеян и др.
    Расправа  над семью ни в чем не повинными людьми , учиненная столь неожиданно, производит такое впечатление, будто Давид искал какого-нибудь вымышленного повода для того, чтобы отделаться от последних потомков своего предшественника на троне.
Что касается голода, который изнурял страну три года при Давиде, то  в тех местах не было явления более обычного, чем неурожай. Писание  говорит о голоде в Палестине очень часто.
С еще большим изумлением мы узнаем, что сам Бог сказал Давиду, будто бы этот голод Он послал из-за того, что Саул  много  лет тому назад имел дурные намерения по отношению к народу, не бывшему "народом божьим".
    Надо признать , что с  НАШЕЙ точки зрения, это была просто подлость - приказать повесить без видимых причин незаконных сыновей Саула, которые не претендовали и не могли претендовать ни на что.  Но к своей подлости и жестокости Давид присоединяет еще клятвопреступление, ибо он клялся Саулу никогда не лишать жизни никого из его потомков (1 Царств, гл. 24, ст. 22-23).
Оправдывая это клятвопреступление, богословы отмечают «благородство»   Давида, который не собственноручно повесил  семерых человек, а передал их гаваонитянам. Но это "оправдание" , как и само поведение Давида,  только еще более усиливает представление о его жестокости и  лицемерии богословов - ревнителей Библии. Не говоря о том, что за  якобы «грех» одного человека  пришлось  расплачиваться  и  страдать всему еврейскому народу.
Так о чем же  эта  жестокая история из жизни  царя Давида?

    Поскольку автор взял на себя роль «адвоката» библейских  персонажей, обвиняемых в беспредельной жестокости,попытаемся  взглянуть на эту историю глазами современников  события.
    Итак, тридцатый год царствования Давида был примечателен  обрушившейся на всю страну жесточайшей засухой, неминуемыми следствиями которой стали неурожай и голод, который продлился три года.
Надо заметить, что засуха и голод — не такие уж редкие гости в землях, раскинувшихся по обе стороны Иордана, все водные источники которых пополняются исключительно за счет зимних и осенних дождей. Вспомним, что, спасаясь от голода, праотец еврейского народа Авраам покидает обетованную ему Богом землю и переселяется в Египет.  Именно голод заставляет  Иакова отправиться вместе со всем семейством в тот же Египет, где в итоге его потомки на долгие годы превращаются в бесправных рабов.
     Дарующий жизнь дождь всегда связывался в сознании евреев с их союзом с Богом: для того чтобы он проливался на Землю обетованную, они должны были неукоснительно следовать Его заповедям. Само отсутствие дождя считалось первым признаком того, что евреи нарушают данный им Закон и вызывают тем самым вполне оправданный гнев Всевышнего:
«И вот, если послушаете заповедей Моих, которые Я заповедую вам сегодня, чтобы любили вы Бога, Всесильного вашего, и служили Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей, то дам Я дождь стране вашей в срок, дождь ранний и дождь поздний, и соберешь ты хлеб твой, и вино твое, и оливковое масло твое. И дам Я траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться. Берегитесь, чтобы не польстилось сердце ваше, и не сошли бы с пути, и не служили бы богам чужим, и не поклонялись им, — чтобы не возгорелся гнев Бога на вас, и замкнет Он небеса, и не будет дождя, и земля не даст урожая своего, и исчезнете вы быстро из страны хорошей, которую Бог дает вам» (Втор. 11:13-17).
В связи с этим становится понятно, почему Давид увидел в растянувшейся на три года засухе проявление гнева Всевышнего  и  через первосвященника  просил  Бога, ответить, в чем причина Его гнева.  И вот ответ Бога на этот вопрос:
« И сказал Господь: за Саула  это и за этот кровожадный дом, за то, что он умертвил гивонитян…» (II Сам. 21:1).
Как видим, молитвы жителей языческих обитателей  аморейского города Гивона, взывающих о возмездии за кровь своих братьев, якобы убитых царем Саулом , были услышаны Богом, и Он счел их требование справедливым.
Зло не должно оставаться безнаказанным, но наказывать имеет право только Господь и тогда, когда Сам посчитает нужным. Оказалось, что  настало время «платить по счетам».  Когда-то  гаваонитяне хитростью, обманным путем заключили союз с Израилем и получили от Иисуса Навина обязательство, что народ их не будет уничтожен, а станет трудиться для Израиля, исполняя тяжелую  работу (Иис. Нав. 9:15-21). Саул якобы нарушил этот завет, совершив попытку истребить гаваонитян и в какое-то время умертвил кого-то из  них (Однако об этом  ничего не говорилось  ранее в Ветхом Завете!). Итак, пришло время наказать  дом первого царя Саула за его «беззакония над гаваонитянами» , и выпало это время на какой-то момент царствования Давида. Память Бога и Его «чувство справедливости» не притупляются с течением времени.
    Узнав, в чем причина голода, Давид немедленно вызвал гиваонитян и поспешил заявить им, что готов исполнить любую их просьбу, наделить их любым богатством , лишь бы они признали совершенный по отношению к ним грех искупленным и больше не имели бы никаких претензий ни к потомкам Саула, ни к народу Израиля вообще.Но
«сказали ему гиваонитяне: не ищем мы ни серебра, ни золота ...пусть будут нам выданы семь человек из потомков его, и мы повесим их пред Господом .  И сказал царь: я выдам» (II Сам. 21:3-6).
И Давид действительно выдает на растерзание гивонитянам семерых потомков Саула. «И сделали все, что повелел царь,  и  умилостивился Бог над страной» (II Сам. 21:14).
     Хлынувшие осенью дожди были восприняты царем и всем народом как однозначное свидетельство того, что Бог больше не гневается на израильтян. В страну окончательно возвращается благоволение Всевышнего .

     Остается вопрос:  почему за преступление Саула и его дома наказан голодом целый народ? Почему сыновья и внуки пострадали за преступление ( если оно действительно было) отца и деда?
На этот вопрос Библия не дает ответ .  Не дают ответ и  христианские комментаторы, тем не менее, предполагая , что в рассмотренном событии «заключался великий урок и предостережение для Давида, который, стоя наверху своего могущества, не мог не подвергаться сильному искушению поставить свою волю выше закона.»
К числу недоуменных и едва ли разрешимых относится еще вопрос: почему пострадали именно семь лиц, не более и не менее? По поводу этого замечают только, что виновны, вероятно, были все (?) потомки Саула, но гаваонитяне обнаружили умеренность, потребовав только семь.
    Такова общая картина  древнего библейского события, которое невозможно принять, но можно ( хотя бы частично)  объяснить традициями ТОГО времени.

Эпизод второй: НАРОДНАЯ ПЕРЕПИСЬ и МОРОВАЯ ЯЗВА

    «Святой автор»  передает и другой урок, данный Давиду Провидением (2Цар.24:1-25). Это была страшная моровая язва, которая свирепствовала хотя и недолго, но унесла множество жертв.
«Гнев Господень опять возгорелся на израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.
И сказал царь Иоаву военачальнику, который был при нем: пройди по всем коленам Израилевым .. и исчислите народ, чтобы мне знать число народа.
И сказал Иоав царю: ..но для чего господин мой царь желает этого дела?
И подал Иоав список народной переписи царю; и оказалось, что израильтян было восемьсот тысяч мужей сильных, способных к войне, а Иудеян пятьсот тысяч.
И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я.
Когда Давид встал на другой день утром, то было слово Господа к Гаду пророку, прозорливцу Давида:
пойди и скажи Давиду: так говорит Господь:три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе  одно из них. которое совекршилось бы над тобою.
И пришел Гад к Давиду, и возвестил ему: избирай себе, быть ли голоду в страпне твоей семь лет, или чтобы ты три месяца  бегал от неприятелей твоих и они преследовали  тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня?
И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне.
И послал Господь язву на израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа семьдесят тысяч человек..."
     По ходу рассказа представляется, что бедствие было вызвано исключительно исчислением народа, предпринятым по желанию Давида,  и что оно было наказанием только за грех царя. В связи с этой  библейской историей  также возникает вопрос : почему за грех царя наказан не сам царь, а ни в чем неповинный народ, и наказан так тяжко? В действительности, пострадал именно народ, а не царь, потому что в числе наказаний, возвещенных пророком Гадом, два прямо падали на народ, именно: семилетний голод и моровая язва, и только одно трехмесячное преследование Давида врагами всего более касалось личности царя. Но и в последнем случае народ не был бы избавлен от тягостей войны. На самом же деле разразилась моровая язва, не коснувшаяся ни царя, ни его семейства. И сам Давид недоумевал, смотря на гибель народа: «вот, я согрешил, я, пастырь, поступил беззаконно. А эти овцы, что сделали они? Пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего».
     Конечно, можно  говорить, что бедствие народа есть бедствие и царя. К этому можно еще прибавить, что виновник бедствия страдает  даже более тогда, когда бедствие постигает других из-за него; что ему легче переносить самому заслуженное бедствие.
Однако, трудно представить, что  народ  был употреблен только как материал для наказания и назидания какой бы то ни было отдельной личности.  Можно  предположить, что сам народ еврейский был повинен в чем-либо и заслужил казнь, что грех царя и грех народа только совпадали, и Провидение наказало тот и другой  одновременно  моровой язвой. Основанием к такому предположению служат самые первые слова  рассказа о рассматриваемом событии: «Гнев Господень  возгорелся на израильтян и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду».    Здесь ясно указывается, что еще прежде чем Давиду в голову пришло исчислить народ, произошло что-то такое, за что Бог прогневался на народ, с чем  был связан  замысел Давида о народосчислении. По какому поводу «возгорелся гнев Господень» на израильтян,  Библия  не объясняет.  Некоторые предполагают, что Бог прогневался на евреев за их участие в мятежах  против  царствования Давида.  Другие  комментаторы  предполагают, что период спокойствия и благоденствия, наступивший после периода бедствий и утомительных войн, породил в  жизни народа такие явления, которые указывали на начинающийся нравственный упадок.  Иногда указывается на  безмерное размножение народа на ограниченном, сравнительно, пространстве земли. Предполагают, что царь  решился воспользоваться избытком народных сил для обширного военного предприятия. Основанием к такому предположению  является то, что Давид перечислял именно людей «способных к войне». С кем и по какому поводу Давид намеревался воевать, конечно, неизвестно, но предположение военных предприятий считают  вполне обоснованным.
     Как бы то ни было, но опытный и в политике, и в войне Иоав  понимал, что царь заблуждается,  и повторял свой вопрос: «Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю»?
     Можно предположить, что Давид имел в виду  еще более усилить власть   над народом, к чему  всегда и везде служила вернейшим средством  перепись. Возможно, Давид хотел придать  другой характер своему господству: полупатриархальную власть, с которой уживались разные льготы и вольности,  заменить строгой централизацией управления и неослабным надзором . Поводом к такому замыслу могли послужить вышеупомянутые непорядки в народной жизни (напр., бунт под руководством Авессолома ).  Предполагают, что задуманная Давидом реформа  могла привести  к тирании, деспотическому управлению  страной , ставя   волю монарха выше закона. Первое должно было случиться всего скорее (и, действительно, случилось при его преемниках), и в этом заключалось заблуждение Давида: он полагал, что задуманная реформа благотворна и необходима.  Иногда предполагают, что  в основе замысла исчислить народ  были  гордость и  честолюбие Давида, что  также связано с деспотизмом. Библейский автор возможно, хочет решить вопрос: могла ли   в данном случае проявиться какая-то особенная греховная наклонность Давида? История его жизни показывает, что могла. Но  в отличие от многих, заблуждения Давида   не проистекали из злой воли и потому не были ни постоянными, ни продолжительными, он всегда способен был прийти к  раскаянию, с покорностью выслушать обличение и  принять данный урок . . Так было и в данном случае.
В конце концов, Давид понял сделанное ему предостережение,замысел свой бросил, как  греховный и противный воле Божией. 
Но вначале предостережение Иоава не подействовало на Давида и он настоял на своем. Иоав отправился считать народ в сопровождении  внушительного отряда войска;  обход продолжался 9 месяцев и 20 дней. Без сомнения, Иоаву пришлось немало употребить труда на то, чтобы сдерживать народное неудовольствие, чтобы не допустить до открытого восстания. Цифры, добытые исчислением показали, что в земле евреев в то время людей, достигших физической зрелости, людей средних лет и пожилых,  словом, работников и, в случае надобности, воинов, было около 1 миллиона; общее народонаселение  составляло примерно от 5 до 6 миллионов. Это количество, конечно, громадно для такой, сравнительно небольшой земли, как Палестина, но нисколько не невероятно
    Давид был вероятно,  поражен массой людей, вверенных его попечению, и когда ему было донесено, может быть, о  фактах народного негодования и весьма неблаговидных мерах к его подавлению для беспрепятственного выполнения царского предписания, а также, вероятно, о некоторых других явлениях народной жизни, требовавших совсем иных мер, чем ни для кого не полезное перечисление, тогда, как сказано, «вздрогнуло сердце Давидово, и сказал он Господу: тяжко согрешил я... ибо крайне неразумно поступил!».

     На другой день явился к Давиду пророк Божий и сказал: «так говорит Господь: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжении трех дней была моровая язва в стране твоей». И сказал Давид пророку: «тяжко мне, но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его, только бы в руки человеческие не впасть мне.
И тогда, для вразумления народа  и для наказания царя, забывшего свои обязанности  и  задумавшего дело, которое только возмущало народ, и, наконец, грозило извратить теократический строй государства, последовала казнь : Ангел смерти начал истреблять тысячи народа неожиданно и скоропостижно. На всех напал ужас, который  подавил в народе строптивые мысли. Что же касается царя, то если он мечтал о военной силе, о завоеваниях , то  моровая язва грозила зарыть эту силу в землю;  если он имел поползновение насладиться новым видом господства над народом и  беспредельностью власти , то  моровая язва грозила оставить его без подданных или же самого его спустить в шеол.    Моровая язва свирепствовала и в Иерусалиме и здесь при густоте населения опустошительные ее действия были нагляднее, чем где-либо. Многие видели  как Ангел смерти стоял над Иерусалимом с простертым мечем;даже замечено было место, над которым он стоял, именно – гумно Орны иевусеянина. Тогда среди всеобщего страха и отчаяния явился к Давиду пророк Гад, по слову Ангела , и сказал: «принеси жертву Господу на гумне Орны». Давид принес жертву, на которую сошел огонь с неба, и Бог помиловал народ, повелев Ангелу «возвратить меч свой в ножны его»...


Рецензии