Традиции Л. Толстого в творчестве Югова

автор Ломова М.Н.

195-летний юбилей Л.Н.Т. – замечательный повод  обратиться к творчеству нашего земляка. По воспоминаниям самого писателя, с детских лет  в пылу обид он нередко грозился убежать в Ясную Поляну.   
 
«Рукопожатие» со Львом Толстым у Югова получилось через   М.Горького, с которым писатель был лично знаком.

Известно, что  Горький  встречался с Толстым, об этом есть воспоминания.

А в 30-е годы Югов был  приглашен Горьким в Москву. Они много общались.

Оба оказались  единомышленниками в высокой оценке творчества великого классика.

Вот за что ценил Горький   великого русского писателя: Толстой «рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература…

Итог  всего пережитого русским обществом за весь Х1Х век.

Его книги  - документальное изложение всех исканий, которые предприняла в Х1Х веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело…

Толстой глубоко национален, он с изумительной полнотой воплощает в своей душе все особенности русской психики… 

Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

                ******

А.К.Югов не просто разделял взгляды Горького на  роль  Толстого в русской литературе.

Он понимал, что советскому народу,   прошедшему  через крутые, переломные времена,  необходимо, как и во времена Толстого,  осмыслить   пережитое, подвести итог произошедшему.   

И Югову,  много лет спустя,  удалось  воплотить в  своем творчестве  толстовский  подход  к  изображению  исторических событий, современником  которых  он был. 

Создавая свой главный труд «Страшный суд», Югов   вместил  в  произведение «итог пережитого»  страной за первую треть ХХ века.

И изобразил  этот итог, по-толстовски,  «с изумительной правдивостью, силой и красотой». За что в 1972 году его роман был удостоен Государственной премии имени Горького.
                *****

По словам  М.Горького, Толстой «заглядывал повсюду: в деревни, школу, Лавру, за границу, в тюрьмы, кабинет министров…».   

Югов  тоже объехал весь родной край и  почти всю страну ( Одесса,Урал, Сибирь…), освоил несколько профессий (был врачом, корреспондентом, редактором… ).

Он  изучал жизнь со всех сторон, был в гуще исторических событий, достойно  прошел путь жизненных исканий, которые сделали его сильной личностью. 

Он нашел свое место  и дело  в  истории России  - стал писателем, чтобы запечатлеть в своих трудах время прошлое и современное. 

В исторической дилогии «Шатровы. Страшный суд»  Югов  подвел итог пережитого русским обществом за первую треть ХХ века. 

Он рассказал о  революции 1905 года, об октябрьских событиях 1917-го, о Первой мировой  и о Гражданской войнах, о бело-чешском движении,  о начале  индустриализации страны  т а к    и    т а к и м   образом, что каждый читатель смог почувствовать личную  причастность к величайшим историческим событиям и подытожить и свою судьбу.
                ****

Известный факт. Чтобы понять причины восстания и поражения декабристов, Толстой  задумал роман «Декабристы», но получился роман «Война и мир» - о событиях Отечественной войны 1812 года.

Потому что именно там  западнические настроения  (салон А.П.Шерер)  проявились особенно  ярко: либеральная знать боготворила Наполеона и  ожидала от его похода на Россию  освобождения от  всего  домостроевского  русского.

Югов тоже ищет ответы на вопросы современности в прошлом, он заглядывает в истоки  российской  государственности - в Х11 век. 

Потому что его, главным образом, волнует вопрос не о причинах очередного предательства элит, а корни глубинного русского патриотизма, национальные  особенности  характера русского народа, который в трудную годину  всегда объединяется и находит в себе силы защитить,  уберечь Русь от гибельного распада.

Югов переводит «Слово о полку Игореве» и пишет  роман «Ратоборцы». 

Укрепившись в вере в несокрушимость Руси, в мудрости русского народа,  он  готов к созданию исторического полотна «Страшный суд».
               
                *****

Персонажи романа Югова, как и герои «Войны и мира», находятся в круговороте великих событий, с которыми связаны судьбы России.

Югов подтверждает мысль Толстого о том, что исторический путь страны определяет не воля исторического деятеля, а воля и устремления народа.

И место передовых людей в жизни страны – быть в гуще народа, знать его чаяния и заботы, остро ощущать личную ответственность за судьбу страны,  делать правильный  выбор.
 
Арсений Шатров, главный герой романа «Страшный суд»,  именно такая личность.

Путь его был очень нелегок, много потерь пережил он, смерть близких людей, разорение, предательство друзей, осуждение новой властью.

Он готов был вынести всё, снять с себя последнюю рубаху, но только чтобы в глубь земли русской  не проникли немецкие полчища, американские банкиры и прочие зарубежные хищники.

Патриотизм Шатрова роднит его  с патриотизмом семейства Ростовых, которые ничего не жалели для защитников Родины. 

Шатров сам принимает решение о добровольной передаче своих предприятий, заводов, мельниц, вкладов в полную собственность государства, народа, власти.

                *******

Югов, как и Л.Н.Толстой, населил свой роман огромным числом людей и изображал их не как безликую массу.

Исторические деятели (Столыпин, Керенский, Корнилов, Троцкий, Свердлов, Тухачевский, Красин, Ленин, Фрунзе, Каменев и  и др.)   оживают  на страницах романа  вместе с  масонами (с. 305-308), царицей и Гришкой Распутиным(с.118-121). 

Деятельность  Пуришкевича  и Милюкова  на заседании Думы 3 созыва (с.234)описывается автором  с протокольной точностью.

Заключение Брестского мира  (с. 431-439) изображено  в таких  мельчайших деталях,  что у читателя возникает эффект личного присутствия при дипломатическом поединке Троцкого и Гофмана.

Простые участники революционного подполья (Красин), герои  Гражданской войны (плотинщик Костя), комиссар Фрося,  пионер металлургии Башкин, жестокий  старовер Ерема (с.578), адвокат Кошанский, предающий своих клиентов, его красавица дочь Кира, работающая на чужую разведку. 

Лесничий, пытающийся сбежать за границу,  беспощадная  Сычиха (с.315-316), доктор Ерофеев, отдалявший раненым  солдатам неотвратимый смертный исход  сыропеченочной диетой (с. 712)…

Лучшие люди своего времени и стяжатели, убийцы,   карьеристы, предатели своего народа  проходят по страницам романа.
 
Югову, последователю Толстого, удалось создать множество разнообразных типов, характеров.

Одних героев связывают дружеские, родственные, любовные отношения. Других разделяет ненависть, вражда, взаимная неприязнь.

Как и Толстой,  Югов переносит  действие из одного места в другое, от частных судеб к историческим картинкам.

Так,  мы находимся  то на именинах  в загородном доме Шатровых под Глядянкой (с.35), то в госпитале его жены в Кургане (с.203-204), то на театре военных действий в Челябинске, то на заседании Временного правительства в Москве, то на балу в Офицерском собрании (с.552-555), то в Томске на заседании Сибоблдумы (с.492-495), то наблюдаем бой под Далматово (с.572), , то участвуем в Камышловско-Тюменском рейде.

Много страниц посвящено Колчаку, даны подробные портреты  лидера белого сопротивления (с. 631, 652, 633-634, 656). 

Портрет у Югова, вслед за Толстым, очень важная деталь характеристики героя.

Он пытается разглядеть «текучесть  внутренней жизни»,  многогранность и сложность человеческой личности.К примеру, мы видим Колчака истеричным (с. 654-655),  немощным и капризным  в период болезни (с.680).

Всем известна «диалектика души» по-Толстому, который утверждал, что «люди как реки». 

Югов, будучи по профессии врачом – психиатром, заглядывает ещё глубже в душу человека.

Он мастерски описывает, как в душе  героя происходит  борьба различных начал.

Так, в душе Шатрова во время изнурительной от зноя  поездки с Лесничихой по сосновому бору    свойственная ему нравственная чистота безуспешно  борется со стремлением к плотским (эгоистическим) наслаждениям.

Югов не только изображает тончайшие оттенки духовной жизни человека, но описывает и сам  психический процесс. 

Примечательна история душевной  болезни молодой девушки Раисы Вагановой (с.499, 500-501, 505).

Писатель прослеживает постепенное, едва заметное накопление в душе героини разных настроений, чувств, впечатлений, которые приводят её к критическому состоянию.

Врачи в Томске  заключают её в психбольницу.  Но герою романа, курганскому  врачу-психиатру Сергею Шатрову, старшему сыну главного героя, удается  доказать ошибочность поставленного в Томске диагноза всего одним аргументом: «Шизофреники не плачут!»

Девушка выздоровела и вернулась домой.
               
                ******

Историческую дилогию Югова «Шатровы. Страшный суд» можно  назвать романом – эпопеей.

Как «Война и мир», она повествует о грандиозных событиях страны начала ХХ века: Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 года, гражданская война.

Роман освещает быт и нравы различных слоев общества, освещает важные стороны народной жизни, борьбу взглядов и идей, поиска смысла жизни.

Произведение Югова очень важно для понимания исторического пути,  пройденного нашей страной в ХХ веке.

Вот какая главная мысль приходит в голову после осмысления масштабности исторического произведения нашего земляка, удостоенного Государственной премии в 1972. Году. 

Прошло 100 лет описанным событиям, а примирения  в российском обществе не наступило. 

В нашей литературе главными книгами о революции и гражданской войне считаются «Тихий Дон» Шолохова и «Хождение по мукам» А.Толстого.

Как известно, «Бог любит троицу».

Не только Москва и Юг России пережили кровавые события революционного лихолетья, но и за Уралом, и в Сибири (Курган, Челябинск, Свердловск, Томск, Омск, Тюмень, Тобольск, Новосибирск – география событий) не менее страшная бойня оставила после себя в памяти людей  рубцы и раны гражданского противостояния. 

Почему о  наших героических  Шатровых  в России   не знают так же широко и повсеместно, как про Григория Мелехова и Аксинью и героинь "Хмурого утра"?!   

В романе четко показаны причины кровавого противостояния тоболян с тоболянами, определена роль Западных разведок,  концернов и банкиров в расколе элит, в раскачивании лодки общественной жизни.

Очень было бы правильным  и своевременным обратиться к деятелям киноискусства, к депутатам ГД, к губернатору с просьбой об экранизации произведения нашего земляка.

Предлагаю создать инициативную группу по продвижению этой идеи в жизнь.

9 сентября 2023 года.


Рецензии