Вы верите в Великую историю Любви?

Я был влюблен в одну девочку с 7 лет, которую звали Оля. Вместе мы сидели за одной партой. Старые парты, когда писали перьевыми чернилами, а их заливали дежурные по классу в специальные металлические чернильницы, которые располагались на парте. Я родился в центре Москвы - Уланский переулок. В коммунальной квартире -36 человек, в которой не было отопления, горячей воды, один туалет. Дом двухэтажный, деревянный постройки 1808 года. Располагался в 200 метрах от здания бывшего Генштаба С. А. На улице Кирова ( сейчас Мясницкая). Метро Кировское было самой глубокой станцией метро в Москве. В 1941 году в здании станции размещался кабинет И. Сталина. Главной целью немецкий самолетов в 1941 году было разбомбить Гентштаб Советской Армии. Множество немецких самолетов на высоте трех - четырех этажных  домов проносились вдоль Кировской улицы , стремясь разбомбить Генштаб. Моя мама по вечерам с ее подругами сидели на крыше своего дома и щипцами и варежками сбрасывали зажигалки с крыши дома.  Рядом с Генштабом находилась школа 281, в которой училась моя мама, а потом я.

У Оли дедушка занимал очень большую должность. И ее семья жила в огромной квартире там же на Уланском переулке. Дом был каменным. И очень престижным по тем временам.  Каждое утро я встречал Олю у подъезда дома и мы вместе шли в школу. А потом после школы провожал до дома. Бывал в ее квартире. Знал ее родителей . Часто меня угощали чаем и сладостями.
Мы все с детства любили читать книгу А. Дюма «Три мушкетера». Играли в мушкетеров. Даже рисовали французские пистоли, луидоры… И конечно, защищали всеми возможными средствами своих Королев, Маркиз. Для меня Оля было Королевой. И я вступал в драку с любыми мальчишками, которые хотели ее обидеть. Хотя я в то время был довольно пухленьким мальчиком, но дрался отчаянно. Поэтому более сильные ребята не решались нападать на мою Королеву.

Когда я перешел в пятый класс отцу дали новую квартиру в Кунцево. И меня перевели в другую школу. А Оля перешла учится в знаменитую балетную школу. Видится мы стали намного реже. В 17 лет я впервые объяснился с ней в любви около подъезда ее дома. Она фыркнула и убежала. Потом в 19 лет я пошел служить в самые элитные части СССР - стратегическая радио разведка. Первая моя война. Оля иногда писала мне письма в армия. Я ждал ее письма и пылко отвечал. Прошло несколько лет. Помню я пришел в ее огромную квартиру , принёс большой букет цветов и злотое украшение в небольшой коробочке. По тем временам это был дополни дорогой подарок. Она его приняла и мы почти до полуночи сидели в комнате. Она рассказывала о своих спектаклях и с какими знаменитостями она танцевала на сцене. Около 12 ночи я решил уйти. До сих пор я помню взгляд и ее огромных и очень красивых черных глаз и ее вопрос: « Ты останешься? «. Я не остался и ушел. Я отлично понимал, что в случае женитьбы государственная структура разрушит наши жизни. Таковы были жесткие времена СССР. Мог ли я рисковать ее театральной карьерой, которой она столько вложила труда и сил?
Как не было трудно я решил уйти. Любовь, а другие говорят дружба была почти с 7 лет . И она осталась у меня как очень светлое воспоминание о чем то божественном и невероятно счастливом времени.

Очень люблю читать Данте.  Хорошо известно, что Данте — один из величайших поэтов западной цивилизации. Его magnum opus, «Божественная комедия» , считается одним из венцов достижений человечества, шедевром, который открывает нам нечто важное о природе реальности и о том, что значит быть человеком.

Его творчество содержит в себе ту заманчивую красоту, которая увлекает нас из этого мира, чтобы мы, как и сам Данте, взглянули на высшие небеса. В эпоху, когда великие мужчины и женщины прошлого часто забываются, мы можем с радостью сказать, что Данте по-прежнему, спустя столетия, является одним из ярких светочей Запада.

Обычно его помнят за его путешествие по духовному космосу, но сегодня менее известно, что Данте является автором великой истории любви.

История, о которой я говорю, - это история между Беатриче и самим Данте, как она рассказана в Vita Nuova и Божественной комедии . Поэтому именно на эту историю любви я хотел бы обратить наше внимание. Когда я расскажу эту историю, станет очевидно, что мы все еще можем многому научиться из нее, особенно о природе любви и ее способности приносить благодать. Понимание Данте природы любви особенно необходимо сегодня, спустя десятилетия после натиска сексуальной революции, которая отвергла христианское понимание любви.


В Vita Nuova Данте рассказал историю своего восхищения флорентийской девочкой  по имени Беатриче. Увидев ее впервые в возрасте девяти лет, Данте влюбился и оставался влюбленным до конца своей жизни.

Спустя годы Беатриче умерла в молодом возрасте двадцати четырех лет, и Данте впал в глубокую печаль. Желая увековечить любовь всей своей жизни, Данте сочинил 31 стихотворение и  его комментарии в память о Беатриче.



Чередуя прозу и стихи, Данте писал в духе Боэция, одного из своих интеллектуальных героев и автора одной из своих любимых книг: Утешение философией .

Если бы Vita Nuovaбыла единственным крупным произведением Данте, одно это произведение принесло бы ему репутацию великого поэта западной цивилизации.

В Vita Nuova Данте осторожно заимствовал средневековую концепцию куртуазной любви, чтобы передать свое восхищение Беатриче. Как отмечает Митчелл Калпакян, концепция куртуазной любви во многом отошла от вечной мудрости, найденной в великих книгах западной цивилизации и учениях Церкви.

Во многих отношениях это была нетрадиционная и радикальная концепция. Калпакян отмечает, что средневековая куртуазная любовь рассматривала брак как нечто неромантичное, старомодное и скучное соглашение, которому не хватает мистики эротической страсти.

Куртуазная любовь часто находила свое осуществление в запретных и прелюбодейных отношениях, как изображено в романе Ланселота и Гвиневеры. Таким образом, она бросала вызов христианским учениям о любви и браке.

Прекрасно понимая это, Данте был осторожен в том, как он использовал эту концепцию, чтобы рассказать историю своей любви к Беатриче. Он использовал эту концепцию только в той мере, в какой она служила его целям как поэта, и он был осторожен, чтобы дистанцироваться от самых проблемных аспектов этой литературной традиции.

На страницах Vita Nuovaон предположил, что любовь случилась так, что он даже не ожидал ее. Если повторить популярную сейчас фразу, он влюбился с первого взгляда, и именно эта любовь направила его усилия как поэта. Влияние куртуазной любовной традиции на La Vita Nuova Данте в этом отношении очевидно.

Однако,  даже в ранние годы своей писательской деятельности Данте избегал крайностей куртуазной любви. В частности, Данте подчеркивал, что даже в разгар своей страстной любви к Беатриче он все еще имел в своем распоряжении путеводную звезду человеческого разума.

Не позволяя своим аппетитам одолеть свой разум, Данте был способен действовать в соответствии с моральным законом. Таким образом, любовь Данте в Vita Nuova  не имела физической или прелюбодейной природы.

Его любовь была страстной и поэтичной, конечно, но она не была рабой сексуального аппетита. Данте ясно дал понять, что нетрадиционные и безнравственные аспекты куртуазной любви — страсть, тайна и прелюбодеяние — не имели места в его любви к Беатриче.

Он ясно дал понять, что «никогда не позволял Любви управлять» им без «верного совета разума».

Следовательно, Данте считал, что способности души должны быть в правильном соответствии с разумом, всегда управляющим желанием.

Будучи верным католиком и защитником вечной мудрости западной традиции, Данте знал, что истинная любовь — это нечто нравственно возвышающее.

Это не то, что подавляет разум. Любовь не разрушает нас и не делает нас несчастными, как часто утверждали куртуазные любовники.

Неудивительно, что Роберт Холландер предполагает, что любовь Данте к Беатриче можно даже понимать как «связанную с физическим и ноуменальным присутствием Христа».

Таким образом, стихотворения, найденные в Vita Nuova, передают любовь к Беатриче, которая помогает Данте найти Христа в «новой жизни». Даже название стихотворения напоминает о частом настоянии Святого Павла на нашем обращении от старой жизни к новой.

Любовь, в конце концов, призывает нас к обращению.
В конце концов, в разгар создания Vita Nuova , Данте внезапно прекратил писать. Записав видение Беатриче на небесах, Данте понял, что его поэзия не дотягивает до той похвалы, которой Беатриче заслуживает.

И неудивительно, почему. Если Данте действительно любил Беатриче, как он утверждал, то использование нетрадиционного и сомнительного литературного жанра для передачи этой любви, несомненно, будет недостаточным. Именно в этот момент Данте решил больше не писать о своей «благословенной даме», пока не сможет делать это более умело.

Поэтому Данте закончил Vita Nuova следующим образом:
«После написания этого сонета мне явилось чудесное видение, в котором я увидел вещи, которые заставили меня решить ничего больше не говорить об этой благословенной даме, пока я не смогу писать о ней более достойно. Чтобы достичь этого, я делаю все, что могу, как она, несомненно, знает. Так что, если это будет угодно Тому, кто есть то, ради чего все живо, и если моя жизнь будет достаточно долгой, я надеюсь сказать о ней то, что никогда не было сказано ни об одной женщине.
И тогда, если это угодно Тому, кто есть Господь благодати и благодати, пусть моя душа отправится созерцать славу своей дамы — этой благословенной Беатриче, которая во славе взирает на лицо Его, qui est per omnia secula benedictus».

Рассказ о любви Данте и Беатриче на время оборвался, но спустя годы он достигнет своей кульминации в «  Божественной комедии» .

В Песне V « Ада» Данте делает что-то важное с персонажами Франческой и Пауло. Эту песнь можно интерпретировать как дистанцирование от худших излишеств куртуазной любви или как сомнение в эффективности всего литературного жанра. В любом случае, однако, мы видим трансформацию от куртуазного к священному в том, как Данте изображает свое восхищение Беатриче. В этом месте «Ада »говорится, что Франческа и Пауло впали в греховную похоть после прочтения куртуазной истории любви сэра Ланселота. Со слезами на глазах Франческа рассказывает паломнику Данте, как она впала в грех:
«Однажды мы читали, чтобы скоротать время, ;«Ланселота», о том, как мы влюбились; ;мы были одни, невинные в подозрениях. ;Снова и снова наши глаза сводила ;книга, которую мы читали; наши лица краснели и бледнели. ;Мы поддались только одной строке: ;именно тогда, когда мы читали о тех вожделенных губах, которые ;теперь целовал такой знаменитый возлюбленный, ;этот (который никогда не покинет меня) ;, поцеловал мои губы и задрожал, как он это сделал».

В соответствии с куртуазной любовью, Франческа изображает любовь как принудительную силу, которой невозможно противостоять. Данте, в определенной степени, мог бы согласиться, как это очевидно из его ранней приверженности литературной традиции куртуазной любви. Однако Данте не стал бы поэтому утверждать, что в результате для человека приемлемо позволять страсти любви преобладать над разумом. В конце концов, буря похотливых аппетитов не может быть названа любовью. Песнь V «Ада » учит нас, что любовь может быть страстной, но она должна соответствовать правильному разуму и морали. Она не может привести нас, как это было с Франческой и Пауло, к похотливым и безнравственным действиям. Настоящая любовь не кружит нас вверх и вниз, вперед и назад в яростном шторме страсти. Любовь не может быть отделена от истины. В отличие от Франчески и ее многочисленных последователей в мире после сексуальной революции, настоящая любовь не похотлива.

Нашей нынешней культуре секса было бы неплохо принять это к сведению.
Нравственно возвышающая сила любви передана Данте в конце «Чистилища »  и на протяжении всего « Рая».  Мы, пожалуй, можем сказать, что любовь Данте, представленная в « Новой жизни»,  трансформируется в нечто более высокое и чистое в «Божественной комедии» . Любовь Данте приобретает такую благодатную и нравственно возвышающую природу, что только полностью христианское воображение может ее охватить.

Любовь, которая ранее описывалась в куртуазной манере, теперь, после многих лет роста как писателя, описывается в священной манере. Его любовь настолько велика, что потребовалась вся христианская теология Ада, Чистилища и Рая, чтобы ее охватить. Ганс Урс фон Бальтазар говорит об этом:
«Верно, что образ возлюбленной обогащен символическим содержанием, но было бы нелепо утверждать, что она является лишь символом или аллегорией — чего? веры? теологии? видения Бога? Только пыльные академики могли поддаться чему-то столь абсурдному. Нет, образ возлюбленной — это молодая флорентийская девушка из плоти и крови. Почему бы христианину не любить женщину на всю вечность и не позволить этой женщине познакомить себя с полным пониманием того, что означает «вечность»? И почему это должно быть настолько необычным — не следует ли этого ожидать, — что такая любовь нуждается для своего полного осуществления во всей теологии и Небесах, Чистилище и Аде?» .

Неудивительно, что появление Беатриче является кульминацией « Чистилища» . Фактически, Беатриче играет решающую роль в общем сюжете « Божественной комедии» . Когда паломник Данте обнаруживает себя потерянным в темном лесу, именно Беатриче подходит к Вергилию и просит его отвести Данте обратно в безопасное место. Пораженный ее красотой, Вергилий делает именно так, как ему велено. Вскоре после этого, когда Вергилий ведет Данте так далеко, как он может, он исчезает, и Беатриче становится новым проводником.

Кроме того, на протяжении всего путешествия именно его любовь к Беатриче побуждает его идти дальше. Когда Данте спускается в жалкую и отвратительную тьму Ада, он делает это потому, что путешествие вниз необходимо, чтобы взлететь с Беатриче на Небеса. Он должен совершить спуск, чтобы снова увидеть Беатриче, поскольку любовь неразрывно связана со страданием и жертвой. Она требует от нас, порой, идти туда, куда мы не хотим идти. Вскоре после этого, когда Данте страдает на горе Чистилище, он делает это в надежде снова увидеть Беатриче.
Как женщина, которую Данте любил в реальной жизни, Беатриче изображена как олицетворение христианского откровения. Она является как реальной женщиной, так и символом, и она является эффективным символом только потому, что она была реальной женщиной. Как будто Беатриче, любовь всей его жизни, помогла ему открыть Бога. Как будто она показала ему проблеск вечности, когда была жива, и в результате она является его проводником через вечность на протяжении всей поэмы. Таким образом, на протяжении всего «Рая» Данте должен только смотреть на Беатриче, чтобы приблизиться к Богу. Данте смотрит на Беатриче, а Беатриче смотрит в высшие небеса. Затем Данте видит отражение в глазах Беатриче, как в зеркалах, высшие небеса над ними обоими.

Поскольку мы продолжаем признавать величие Данте и его «Божественной комедии» , возможно, мы можем добавить эту историю любви к одной из причин его величия и непреходящей актуальности сегодня. В свое время Данте смог отвергнуть худшее из культуры вокруг него — а именно, излишества куртуазной любви. В то же время он смог с большим мастерством черпать из мудрости западной традиции и учений Церкви о природе любви.

Таким образом, Данте был обеспокоен способами сохранения и обновления своего культурного наследия. Давайте также отвергнем худшие излишества нашей культуры после сексуальной революции, которая превратила брак в простой контракт, а секс — в простое согласованное действие. Наконец, давайте мы заново откроем и сохраним вместе с Данте тот вид любви, который приближает человека к Богу. 


Рецензии