Рыбак
- Ну, что? Всё остаётся в силе?
- Да, как договаривались. Как было условлено.
- Там же?
- Да, там же. В пещере за дальней горой.
Богач взглянул в сторону гор, которых почти уже не было видно в вечерней дымке.
- Рыбак, нас придёт семь человек, как и в прошлый раз.
- Всё те же?
- Нет, один новенький. А Ваятель не придёт. Он уехал от нас. Его призвали в другую страну.
- А новенький – он кто?
- Горшечник из соседнего села.
- Кто его нашёл? Как? Он надёжен?
- Я его нашёл, - сказал богач, - он для меня изготовил множество горшков. А когда приехал сдавать работу, я поговорил с ним. Он растерян. Он доверился мне. Вот его я и пригласил сегодня на проповедь, которую ты прочтёшь.
- Хорошо, пусть приходит. Но всё надо сохранить в тайне. Лишние уши нам не нужны.
- Не беспокойся, Рыбак. Лишних людей сегодня не будет. Продай мне вон ту рыбу, я отнесу её домой, жена приготовит её. Я принесу её на встречу. А Всадник обещал принести хлеба и вина. Хороший ужин получится.
- Бери рыбу. Оплаты не надо. Скоро увидимся в пещере.
- О чём ты будешь говорить, Рыбак?
- О жизни. О счастье. О трудах и заботах.
- С нетерпением жду ночи…
Богач забрал последнюю рыбу из корзины Рыбака, бросил на прилавок тетрадрахм, что было гораздо больше стоимости покупки, кивнул Рыбаку и скрылся в уже редкой толпе.
Рыбак пересчитал сегодняшнюю выручку от продажи, сложил пустые корзины и отправился в свою лачугу на окраине селения. Он жил здесь один. Его дом был более чем скромен. Его жена умерла уже много лет назад при родах. Ребёнок тоже не выжил. Рыбак тогда был на грани отчаяния. Но однажды он увидел Того, кто нёс правду в этот мир. И Рыбак поверил его словам. Ибо эти слова несли истину в мир и несли избавление от страданий. И Рыбаку стало легче. И Тот, кто нёс эти слова, заявил, что каждый слышавший и уверовавший может сам распространять этот свет в мире. Но тому человеку мало кто верил. А Рыбак поверил. И уже сам понёс этот свет дальше. И вот сейчас, в этом и других селениях появились люди, которые внимали его словам, ждали его проповедей, доверялись ему, ждали его совета. Разве он мог просто так прекратить нести свет? Ведь тогда его жизнь стала бы пустой и бесцветной. Эта стезя была опасной. Рыбак прошёл несколько раз по своей земле. Он беседовал с крестьянами, которые распахивали поля, с ремесленниками, которые занимались своими делами, с жёнами, которые заботились о своих детях. Где-то он находил внимание и сочувствие, где-то его просто игнорировали, где-то изгоняли. Но Рыбак упорно, не теряя духа, ходил и проповедовал Слово. И постепенно вокруг него сложился круг людей, которые поверили ему. Так и в его селении появились сочувствующие. Рыбак был этому очень рад. Несколько раз он назначал встречу таким людям в пещере за дальней горой. Но Рыбак понимал, что новое Слово не приветствуется властями. Где-то за морем жил Властитель этих земель. У него было своё понимание порядка. А в стране было много приверженцев такого мироустройства. Да и войска во главе с Наместником контролировали здесь порядок, следили за всяким инакомыслием. Поэтому новое Слово надо было нести очень аккуратно и осторожно, чтобы не угодить на распятие. Но Слово затронуло многих. Вот и сегодня в пещеру у дальней горы должны были прийти несколько человек.
Патриций, представитель Империи, присланный Властителем следить за соблюдением порядка.
Один из рабов Патриция, через которого и был заинтересован в новом Слове сам Патриций. Он был в чести у Патриция, был предан ему и мог вольно говорить с ним. Поэтому он и уговорил Патриция прийти на встречу.
Всадник, хоть и не самый главный в стране человек, но оттуда, из-за моря.
Богач. Он был купцом и успешно торговал не только в этой стране, но даже поставлял некоторые виды благовоний в столицу Империи.
Философ. Он всегда присутствовал на собраниях Высшего Совета страны, не боялся ни правоведов, ни военачальников, ни священников, ни представителей власти из-за моря. И его все уважали за прямоту и независимость взглядов. А его высказывания принимались во внимание и правоведами, и священниками.
Горшечник, простой ремесленник, чьё мастерство было так востребовано всеми людьми вокруг. То ли вино, то ли оливковое масло, любая жидкость должна быть надёжно сохранена. Куда же без Горшечника?
Воин. Но не простой. А начальник стражи Наместника. Хоть Патриций был важнее, но это там, за морем. А здесь всем управлял Наместник. Он был ярый противник нового Слова. Скольких проповедников он отправил на казнь… Скольких последователей Слова он превратил в рабов, лишив их всякого имущества. Скольких отошедших от традиции он велел тайно удавить своим верным слугам… А вот начальник его же стражи уверовал в Слово. Он тоже должен был сегодня прийти на проповедь Рыбака.
Рыбак скромно поужинал, обдумывая то, что он скажет сегодня на проповеди. Совсем стемнело. Он вышел из своей лачуги и отправился за селение, к дальней горе. В селении было тихо. Все уже сидели по домам. Небо опрокинулось над землёй чёрной чашей. Звёзды мерцали и притягивали взор. Рыбак хорошо знал дорогу и уверенно шёл к дальней горе. Подойдя к ней, он увидел трепещущий огонёк пламени. Значит, его ученики уже пришли и ждут его. Но надо было быть осторожным. Рыбак подошёл ближе, вплотную к пещере, в которой горел небольшой костёр и прислушался. В пещере громко разговаривали. Значит, нет засады. Иначе бы там было тихо. Но он выждал ещё несколько минут. Из пещеры вышел человек. Рыбак сразу узнал его. Это был Раб. Верный друг, который его никогда не предаст. Рыбак по-особому свистнул. Раб резко повернулся на свист и отозвался в ответ. Рыбак вышел из-за дерева и подошёл к входу в пещеру.
- Мы ждём тебя, Рыбак. Мы хотим услышать твою проповедь.
- Кто пришёл?
- Все, кто знал о встрече. Кроме Ваятеля. Он уехал. Есть новенький, Горшечник.
- Я уже знаю.
- Ты будешь говорить в пещере?
- Нет, давай разожжём костёр здесь, возле входа.
- Хорошо, Рыбак.
Из пещеры вышли все участники. Костёр быстро разгорелся, раздавая всем тепло и уют, и присутствующие начали рассаживаться вокруг огня. Богач принёс жареную рыбу, которую приготовила его жена, как он и обещал. Всадник выложил на стол бурдюк южного сладкого дурманящего вина и большую ковригу свежеиспечённого хлеба. Ужин обещал быть сытным.
Самый удобный камень Горшечник предложил Патрицию. Остальные уселись вокруг на брёвнах и менее удобных камнях.
- Начинай, Рыбак, мы внимаем тебе.
Но он мочал. Потом взглянул на Горшечника и спросил.
- Почему ты предложил самое удобное место Патрицию.
- Он важнее меня, - ответствовал новичок.
- Почему ты так решил?
- Как почему? Патриций знатен, богат. А я простой Горшечник.
Рыбак подбросил в огонь сухих веток, отчего пламя стало ярче, жарче, взметнулось ввысь, и стало совсем светло. Рыбак поглядел вверх. Даже яркий огонь не мог скрыть звёзд на небе.
- Как ты думаешь, Горшечник, если подняться ввысь, нас оттуда будет видно?
- Наверное, да, только мы будем маленькими, словно песчинки.
- Песчинки… Возьми, Горшечник, горсть песка.
Горшечник опустил руку и набрал песка из-под ног.
- Посмотри, Горшечник, на песок. Какая из песчинок самая важная?
- Они все одинаковые. Нельзя сказать, которая самая важная.
- Вот видишь, все песчинки равны. Нет самой важной. И мы, люди, песчинки в этом мире. Мы равные. Так говорил когда-то Учитель. И если смешать песчинки с тёртой известью, залить водой, дать высохнуть – получится твёрдый камень. Ты же мастеровой, ты это знаешь… Так?
- Рыбак, я понял твои слова, - сказал Горшечник, - но если мы уподобимся песчинкам, где мы найдём известь, и что же будет водой? Что скрепит нас в камень?
- Мы все равные песчинки. Мы трудимся под солнцем. Наш труд – это вода. Своим трудом мы создаём воду. Если мы перестанем трудиться каждый на своём месте, исчезнет и вода.
- Ты, Рыбак, хочешь сказать, что наш труд просто вода?
- Именно так. Вода – она то есть, то утекает… Хлебороб трудится. Обрабатывает землю. Она даёт урожай. Земля плодородна. Но если он бросит обрабатывать свой участок, то он зарастёт сорняками и тернием. И его труды прошлых лет попросту исчезнут. Как вода под жарким солнцем… Поэтому труд любого человека – это вода. Пока он трудиться – она есть. Как только он перестал трудиться, её нет. Труд – это животворящая влага. Нет воды, влаги, нет и связующего звена между известью и песком.
- А известь? Что свяжет нас воедино, затвердеет, словно камень?
- Дух и вера! Дух пронизывает весь мир. Он вездесущ. Он приносит веру. Веру в Слово, которое нёс Учитель. Слово – выше всего! Дух доступен всем. Но не все его принимают. Кто не принимает, не может создать камень. Должно быть триединство: мы, песчинки, труд или деяния – влага, и известь – дух. Нет одного элемента – не будет и камня.
- Я простой Горшечник. Я целыми днями замешиваю глину, леплю горшки и кружки. Потом я собираю дрова, обжигаю мои изделия в печи. К вечеру я сильно устаю. Это мой труд. Ты, Рыбак, плетёшь сети и ловишь рыбу. Это твой труд.
Затем Горшечник с опаской взглянул на Патриция, но продолжил:
- Раз мы все равные песчинки, я хочу спросить? А какой труд у Патриция? У Всадника?
- Мы здесь равны, поэтому говори без опаски. Каждый из нас на своём месте делает своё дело.
Но Патриций задал свой вопрос:
- Рыбак… Ты говоришь, что мы все равны, словно песчинки в горсти у Горшечника. Но что решает он? И что решаю я! От моих решений зависит слово Наместника. Как я ему посоветую, так и будет в этой стране. Налоги, цены на рынке, подати Империи, обязанности жителей страны, ведение хозяйства. А, не дай бог война с соседями? Кто соберёт войско? Даст отпор врагу? Я и Наместник! И вот, со мной рядом сидит Всадник. Он будет первым, которого призовут в войско. Значит, мы все в принципе не равны!
- Да, Патриций, - ответил Рыбак, - в хозяйственных и военных вопросах мы не равны. Но разве я об этом говорю? Пройдут века… Разве потом узнают, кто и как принимал решения по этим вопросам? Кто что говорил? Никто не вспомнит. Мы живём сейчас. Мы должны сейчас и здесь создать нравственную основу нашего движения к истине. А истина в том, что, несмотря на сегодняшний мир и правила, царящие в нём, создать новое устремление для народа. И Слово Учителя, которое я вам несу, должно нам всем в этом помочь. Наша задача сейчас и здесь – слить воедино песок, известь и воду. Чтобы получился камень. Вот он и переживёт века!
- Так я равен Горшечнику? - не унимался Патриций.
- Патриций! Услышь меня! В государственных делах, в делах Империи – ты важнее. Но в делах господних – вы равны!
- А Всадник? Он важнее Горшечника?
- В государственных, сиюминутных делах – да. Но в господних делах, о которых говорил Учитель – и Всадник, и ты, вы равны Горшечнику!
Тут заговорил Всадник:
- Рыбак! Мы живём здесь и сейчас. Так как же нам отличить сиюминутные дела от господних? Что об этом говорил Учитель? Что ты скажешь об этом?
- Я скажу словами Учителя. Жизнь… Мир… В нём всё бурлит сиюминутными делами. От них никуда не деться никому. Ни мне, ни Патрицию, ни тебе, Всадник. Сложатся так обстоятельства, что ты, Всадник, должен… Должен! Должен будешь оставить свою семью и друзей и, взявши острый меч и стрелы, встать в войско под начало Наместника и Патриция. Но они не смогут распоряжаться твоей душой. А душа твоя будет принадлежать Учителю и его Слову. И если Наместник прикажет – убей ребёнка врага – убьёшь ли ты его? Ответь, Всадник?
- Если Наместник прикажет… Нет! Не убью!
- Значит, ты нарушишь приказ старшего?
- Нарушу, - уверенно сказал Всадник, - вражеского воина – убью. Его невинного ребёнка – нет!
- Значит, ты услышишь в себе Слово Учителя?
- Услышу, Рыбак.
- Это хорошо, Всадник. Я не знаю абсолютно точно, как ты поступишь в жизни в такой ситуации, но я слышу твоё желание не преступить слова Учителя. В этом цель моей проповеди, моего слова сейчас. Воззвать к душе каждого. И в этом – счастье для каждого.
- Счастье, - задумчиво проговорил Богач, - а что ты называешь счастьем? Вот у меня дома и в других местах хранится большое богатство. Золото! Тысячи талантов серебра. Драгоценные каменья. Меня знают и уважают и в этой стране, и в соседних, и в столице Империи. Если я захочу, я куплю табуны лошадей, куплю земли, найму сотни кораблей. Дети мои, их дети, и несколько поколений моих потомков не будут знать нужды. Я сказочно богат. Так я счастлив?
- Богач! Ты будешь счастлив только тогда, когда твои богатства помогут другим обрести свой путь!
- Не понимаю тебя, Рыбак. Я что? Должен раздать свои богатства тем бездельникам, что целыми днями толкаются на рынке и в селении? А как же моя семья? А как же мои дети и внуки?
- Забота и поддержка семьи – непреложный закон. Ему надо следовать. Так говорил Учитель. Но твоё богатство должно помогать и другим людям. Нет. Ты не должен раздавать серебро и золото просто так. Ты должен показать другим, в том числе и своим детям, что благополучие достижимо. Но оно даётся трудом. Иначе твоя влага тоже иссохнет, превратится в ничто. И от неё ничего не останется, если каждодневный труд не будет производить живительной влаги. И Дух! Ты этим тоже должен делиться! Иначе влага тоже иссякнет!
Слова взял Раб.
- Рыбак. У меня нет ничего. Ни семьи, ни имущества. А мне-то что делать?
- Раб. Твоё состояние временное. Придёт момент, и с тебя тоже спросят. А что ты сделал для создания камня? Что ты ответишь?
- Я не знаю. Я бессилен что-то делать. Я полностью во власти своего господина. Что он говорит – то и делаю.
- И в этом твой труд. Но душа твоя может быть свободной, хотя тело твоё не свободно. А свободная душа более созидательна, нежели тело. Неси Слово Учителя повсюду! И воздастся тебе по деяниям твоим.
- Но меня могут наказать за это. Ты же сам знаешь, что Слово Учителя не приветствуется властями.
- Всему своё время. Я верю, что однажды все услышат это Слово. И истина восторжествует.
- Рыбак, я попробую. Даже если это будет угрожать моей жизни. Я верю тебе, я верю Слову Учителя. Я буду нести его Слово, даже если это будет угрожать моей жизни!
- Раб, я верю, что рано или поздно, ценой моей или твоей жизни, мы донесём Слово до всех. И тогда всех озарит правда Учителя.
Воин, сидевший пока бессловесно, вдруг задал вопрос:
- Рыбак… Я простой воин. Мне дают приказ – я выполняю. Если не выполню приказ – меня накажут или даже казнят. Как я могу нести Слово? Как я могу влиять на происходящее? Я вижу явное противоречие между твоими словами и реальной жизнью.
Тут вмешался Философ, и, не дав ответить Рыбаку, и заявил:
- Я вас всех сейчас примирю. Я многое знаю, многое понимаю, многое могу объяснить. Ты, Рыбак, видел и слышал Учителя. Мы не видели и не слышали. Мы верим тебе, но наша вера – это наше субъективное восприятие твоих слов и слов Учителя. Слова – это одно, а реальная окружающая нас действительность – другое. Я размышляю и понимаю так. Слова – лишь слова. Они только тогда могут изменить мир, когда большая часть людей уверует в них. Только тогда слова станут явью. Поэтому наша задача, как носителей нового Слова, а себя я тоже причисляю к этому сообществу, как можно шире разнести его по городам и народам. Сейчас всё слова Учителя передаются устно. Вот на таких малочисленных встречах и проповедях. Рыбак, я себе ставлю такую задачу – записать все слова Учителя на пергаменте! Я ни разу не видел Учителя. Всё, что он говорил, я знаю только от тебя. Я постараюсь Слово перенести на пергамент! Нас здесь семь человек, не считая тебя. Я призову своих учеников, и мы всё запишем в семи свитках. Один я оставлю себе. Остальные раздам вам: Патриций, Всадник, Горшечник, Богач, Раб, Воин. Если Рыбак не против – так и сделаем. Судьба нас может разбросать по всему миру. Но Слово, которые мы услышали от Рыбака, не исчезнет. Придут новые люди, дополнят мой свиток. Согласен, Рыбак? Согласны, друзья?
- Согласен, - сказал Рыбак.
- Согласны, - повторили остальные
Но Рыбак продолжил проповедь:
- Но есть ещё один немаловажный компонент. Возможно, самый главный!
- Какой? – одновременно спросили все присутствующие.
- Любовь! Если не будет любви – никакого единства, никакого камня создать не удастся! Она основа всего.
В этот момент из тьмы вышел вооружённый Солдат в доспехах и обнажённым мечом, который угрожающе держал наготове. Он встал так, что никто не смог бы добраться до пещеры, в которой Патриций, Всадник и Воин оставили своё оружие.
- Что здесь происходит? Я слышал весь ваш разговор. Разве вы не знаете, что власти жестоко пресекают распространение всех подобных идей, которые грозят благополучию государства. Я один из тех, которые должны всеми возможными способами выявлять бунтовщиков. Я обязан всех вас арестовать, включая Патриция и Всадника, и передать властям!
Повисла тишина. Солдат продолжил, опуская меч:
- Но я не буду этого делать… Я не выдам вас. Я уже слышал подобные слова раньше и много думал. Я сочувствую вам. И думаю, что слова Учителя вскоре завоюет весь мир, ведь они правдивы и справедливы. В моей когорте есть и другие солдаты, которые так думают. Я хочу ещё раз услышать твою проповедь, Рыбак. Я приведу с собой несколько преданных людей, которые вас не выдадут. Ты не будешь против, Рыбак? Когда ты будешь вновь говорить?
- Через неделю. Здесь же.
Они ещё долго сидели возле костра и беседовали. Рыбак отвечал на вопросы, которые ему задавали.
Уже под утро Рыбак возвратился в свою лачугу. Он не лёг спать, а пошёл к берегу моря. Там он сел в свою лодку и отплыл далеко от берега. Всё небо было усеяно звёздами, но восток уже стал немного светлее. Рыбак с восторгом смотрел, как звёзды гаснут одна за другой. Над горами за морем блеснул первый луч солнца. И в этот самый момент со стороны восходящего светила появились две яркие точки, которые стремительно приближались к лодке Рыбака. Они сделали круг возле него и опустились на воду. Коснувшись воды, они превратились в две очень высокие фигуры, которые сияли нестерпимым блеском Их лиц, практически, невозможно было рассмотреть. Одеты они были в длинные белоснежные одеяния. В руках он держали мечи ослепительно-голубого цвета. Фигуры стояли прямо на воде и смотрели на Рыбака. Он их не испугался. Он ожидал встречи с этими созданиями.
- Ну, что, Рыбак? Мы следили за твоей беседой. Что скажешь?
- Слово Учителя постепенно распространяется. С ним борются власти, казни идут по всей стране. Но Слово всё равно победит.
- Да, мы видим это и понимаем. И понимаем, какой великий труд ты свершаешь. А что скажешь по поводу сегодняшней встречи? Кто из них готов?
- Раб, Горшечник, Философ и тот Солдат, который так внезапно появился. Богач слишком привязан к своим серебру и золоту. Патриций, Всадник и Воин – к тем условиям, в которых живут.
- Хорошо, Рыбак. Раба, Горшечника и Философа мы отпустим. Прямо сейчас. А Солдата чуть позже. Когда он приведёт других солдат.
- А меня? Когда вы отпустите меня?
- Ты нам нужен здесь.
- Зачем? Вы всё прекрасно видите и понимаете без меня.
- Не скажи. Мы всё видим, но людские души нам не всегда понятны. Ты помогаешь нам разобраться в человеческих душах, лучше понять их. Поэтому твоё место здесь. Пока здесь.
- Расскажите, как вы это делаете? Как вы их отпускаете?
- Когда человек умирает или погибает, он попадает сюда. Здесь такой же мир, как и там, на земле. Мы смотрим на то, как человек жил там, на земле. Потом решаем. Выбираем самых достойных. И возвращаем их на землю. Иногда в то же место, в том же обличии. Но если человек долго готовится к возвращению, по разным причинам, то возвращаем его в другое место и в другом обличии. Так это работает.
- А когда они возвращаются - помнят ли они своё прошлое?
- Когда как. Иногда помнят, но чаще - не помнят. И живут заново.
Фигуры начали таять, превратились в две светящиеся точки и стремительно взвились в небо, на котором другие звёзды уже были почти не видны. Потом и они исчезли в лучах взошедшего солнца.
Рыбак поплыл к берегу. Ему надо было готовиться к следующей проповеди…
Свидетельство о публикации №225061201833