Имена и фотографии актрис начала XX века -1
Завершив серию из 33-х миниатюр о ведущих российских актерах (мужчинах) с демонстрацией их лучших, по мнению автора, отреставрированных «им» же фотографий, переключусь на актрис. Но пойду в них по другому сценарию, учтя опыт подготовки миниатюр об актерах - мужчинах. Он вырисуется в процессе работы.
Сейчас же начну с миниатюры, посвященной самым первым представительницам артистического жанра, родившимся на рубеже 19-го и 20-го веков и являющимся в настоящее время малоизвестными. Краткие их биографии приведены ниже:
ВЕРА ХОЛОДНАЯ (1893–1919), в девичестве Левченко, — непрофессиональная актриса, ставшая звездой немого кино в Российской империи.
Родилась в Полтаве, а в 1895 году семья переехала в Москву.
В 1903 году поступила в частную гимназию Зинаиды Перепелкиной, но вскоре выдержала конкурс в балетное училище при Большом театре, где проучилась год, после чего по настоянию родных вернулась в гимназию.
В 1910 году вышла замуж за юриста Владимира Холодного, причем у них родилось две дочери - Евгения и Нонна.
Артистическую карьеру начала в любительской театральной студии, бросив балетную школу Большого театра.
С 1914 года стала сниматься в кино; ее первая эпизодическая роль — в экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» режиссера Владимира Гардина.
В 1915 году снялась у Евгения Бауэра в картинах «Песнь торжествующей любви» и «Пламя неба». Эти роли принесли актрисе широкую известность, и ее стали называть «королевой экрана».
Ниже дан список некоторых фильмов с участием Веры Холодной:
«Анна Каренина» (1914) — кормилица-итальянка;
«Дети века» (1915) — Мария Николаевна Торопова;
«Миражи» (1916) — Марианна;
«Жизнь за жизнь» (1916) — Ната;
«Истерзанные души» (1917) — графиня Руцкая;
«Молчи, грусть… молчи…» (1918) — Пола;
«Сказка любви дорогой» (1918) — Пола;
«Последнее танго» (1918) — Кло;
«Азра» (1919) — Азра;
«Красная заря» (1919) — мисс Кетти;
«Песнь Персии» (1919) — танцовщица;
«Кира Зубова» (1919) — графиня Кира Зубова.
Актриса скоропостижно скончалась 16 февраля 1919 года в возрасте 25-ти лет в Одессе.
СОФЬЯ ГОСЛАВСКАЯ (1890 –1979) — русская актриса театра и немого кино, педагог, мемуарист.
Родилась в Москве в семье писателя и драматурга Е.П. Гославского и Александры Васильевны Карк — немки по происхождению, отец которой служил гардероб-мейстером при дворе Александра III.
Училась на драматических курсах А.И. Адашева при Московском Художественном театре и в Филармоническом училище в актерской студии Андре Мэтра.
Актерскую карьеру начала в 1912 году, после знакомства с режиссером П.И. Чардыниным.
В 1913–1915 годах активно снималась в немом кино, приобрела значительную популярность.
После 1915 года сосредоточилась на театральной карьере, так как, по собственному признанию, ее «неудержимо потянуло в драму».
Автор автобиографической книги «Записки киноактрисы» и повести «Так кто же виноват?», относящейся к жанру мемуарной литературы.
Основные роли Софьи Гославской в кино:
«Братья» (1913) — Лили;
«Воцарение дома Романовых» (1913) — Михаил Фёдорович;
«Домик в Коломне» (1913) — Параша;
«За дверями гостиной» (1913) — натурщица Нина;
«Обрыв» (1913) — Марфинька;
«В руках беспощадного рока» (1914) — Надя Жданова;
«Волга и Сибирь» (1914) — княжна;
«Руслан и Людмила» (1914) — Людмила;
«Кормилица» (1914) — жена Георгия;
«Ревность» (1914) — Елена Николаевна;
«Сестра милосердия» (1914) — Ирина;
«Сказка о спящей царевне и семи богатырях» (1914) — Царевна;
«Снегурочка» (1914) — Весна;
«Страничка жизни» (1914) — Лидия;
«Комедия смерти» (1915) — Таня;
«Да здравствуют… мыши» (1916) — жена Толстякова.
Актрису похоронили на Востряковском кладбище в Москве.
ВЕРА КАРАЛЛИ (1889 –1972):
Родилась в Москве в артистической семье. Ее отцом по документам был провинциальный антрепренер, режиссер ярославского театра А.М. Каралли-Торцов(1861–после 1930). Он удочерил Веру лишь в 1902 году; фактически же, ее считали незаконнорожденной дочерью его отца, греческого консула в Москве.
Мать — драматическая актриса О.Н. Каралли (урожд. Крушенкова, по сцене Ольгина; 1870 –1928).
В 1906 году Вера окончила театральное училище под руководством Александра Горского. Гастролировала за рубежом в составе «Русского балета» Сергея Дягилева в 1909 году, а также в 1919 и 1920 годах.
Солировала в Большом театре, в том числе в балетных постановках «Дочь фараона», «Жизнь за царя», «Лебединое озеро», «Саламбо» и других.
В 1914 году Каралли дебютировала в кино в драме Петра Чардынина «Ты помнишь ли?», где ее партнерами были сам Чардынин и Иван Мозжухин.
После революции 1917 года эмигрировала и жила в Литве, где в Каунасе преподавала искусство танца. Работала в Румынии; снималась во Франции и Австрии.
Похоронена Вера Каралли была на Центральном кладбище Вены (Австрия).
Роли актрисы Веры Каралли в кино:
«Ты помнишь ли?» (1914) — Елена Нильская;
«Хризантемы» (1914) — Вера Алексеевна Неволина;
«Сорванец» (1914) — Любочка;
«После смерти» (1915) — Зоя Кадмина;
«Война и мир» (1915);
«Наташа Ростова» (1915) — Наташа Ростова;
«Тени греха» (1915) — Ирина Кареева (в замужестве Верховская);
«Обожжённые крылья» (1915) — Таня;
«Любовь статского советника» (1915) — танцовщица Лола;
«Счастье вечной ночи» (1915) — Лиля Плескова;
«Драконовский контракт» (1915) — дочь директора;
«Гриф старого борца» (1916) — Криста, дочь виноградаря;
«Возмездие» (1916) — Маша Бельская, вторая роль — леди Гермион;
«Сёстры Бронские» (1916) — Анна Бронская;
«Умирающий лебедь» (1917) — немая танцовщица Гизелла;
«Набат» (1917) — Магда;
«Мечта и жизнь» (1918) — Наташа Бробова;
«Заёмная жена» (1918) — Люси Эльджин (главная роль);
«Ночь 11 сентября» (1919);
«Женская месть» (1921) — Вера Кароли.
ПРИМЕЧАНИЯ
На сайте «проза.ру» в настоящее время имеется ряд публикаций о недолгой жизни Веры Холодной авторов Владимира Конюхова и Аллы Сорокиной.
12.06.2025.
Свидетельство о публикации №225061200250
Никола Прутов 16.06.2025 19:31 Заявить о нарушении