Диалог с джанакой

(после "НЕ-ПРИХОДА")

1. ВОПРОС ЦАРЯ (С ПЫЛЬЮ НА ЗОНТЕ) 
"Отколь странствие, госпожа?" 
(а в глазах — "ты ли та, что вчера была дырой в моём дворце?") 

Я показываю на восток — 
где Аруначала ещё не стал горой, 
а Ганга — всего лишь сон Бхагиратхи. 

"Чья ты?" 
Отвечаю молчанием, 
которое он принимает 
за антар-мауну Панчашикхи. 

(антар-мауна — внутреннее безмолвие) 

2. ИСПОВЕДЬ НА ТРОНЕ 
Он говорит о санкхье 
как другие — о любовницах: 
"Я не отказался..." 
(но в складках дхоти — 
пепел от самадхи) 

"Четыре дождливых месяца..." 
(а я вижу —  как капли на его ресницах  становятся сутрами 
"Нет страдающего") 

3. ТРИ ОСНОВЫ (И ОДНА ТРЕЩИНА)
"Бесстрастье рождается от знания" — 
но когда он произносит "вивека", 
из-за трона выползает 
кобра с янтрами на капюшоне. 

Я бросаю ей зерно авидъи — 
она проглатывает собственный хвост. 

"Вот твоё освобождение" — 
шепчу, поправляя тилаку 
из его же раджас. 

(вивека — различение, раджас — энергия страсти) 

4. ПРИТЧА О ПРОЖАРЕННОМ ЗЕРНЕ
"Как зерно в сосуде..." — 
но я вижу его чакры: 
в манипуре ещё тлеет 
недожаренный рис желаний. 

"Шуйцу отрубят..." — 
а его левая рука 
сжимает джапа-малу 
так, что рудракши
кричат "ахимса!"

(манипура — чакра огня, рудракши — чётки) 

5. ТРИ ВЗГЛЯДА (И ЧЕТВЁРТЫЙ) 
"Джняна, карма, кевала..." 
Я кладу перед ним: 
— пустую чашу (знание) 
— сломанный плуг (деяние) 
— отражение луны (обособленность) 

"А это?" — тычет в тень между предметами. 
"Твой зонт, владыка — 
тот самый, что ты "оставил".

КОДА (ПРОСАЧИВАНИЕ) 
Что осталось от беседы: 
— запах гхи от несовершённой яджны 
— трещина в мраморе трона 
(ровно в рост Панчашикхи) 
— моя ахамкара, 
случайно обронённая 
и проросшая ниргуна-кальпаврикшей

(ниргуна — безкачественный, кальпаврикша — древо исполнения желаний) 

P.S.
Царь! 
Ты прав —  я не странница. 
Я твой не-приход в сам себя. 
Завтра,  когда ты снова спросишь 
"Отколь?" —  посмотри  на пустые ладони:  там уже растёт  твой ашваттха.


Рецензии