Диалог с джанакой
1. ВОПРОС ЦАРЯ (С ПЫЛЬЮ НА ЗОНТЕ)
"Отколь странствие, госпожа?"
(а в глазах — "ты ли та, что вчера была дырой в моём дворце?")
Я показываю на восток —
где Аруначала ещё не стал горой,
а Ганга — всего лишь сон Бхагиратхи.
"Чья ты?"
Отвечаю молчанием,
которое он принимает
за антар-мауну Панчашикхи.
(антар-мауна — внутреннее безмолвие)
2. ИСПОВЕДЬ НА ТРОНЕ
Он говорит о санкхье
как другие — о любовницах:
"Я не отказался..."
(но в складках дхоти —
пепел от самадхи)
"Четыре дождливых месяца..."
(а я вижу — как капли на его ресницах становятся сутрами
"Нет страдающего")
3. ТРИ ОСНОВЫ (И ОДНА ТРЕЩИНА)
"Бесстрастье рождается от знания" —
но когда он произносит "вивека",
из-за трона выползает
кобра с янтрами на капюшоне.
Я бросаю ей зерно авидъи —
она проглатывает собственный хвост.
"Вот твоё освобождение" —
шепчу, поправляя тилаку
из его же раджас.
(вивека — различение, раджас — энергия страсти)
4. ПРИТЧА О ПРОЖАРЕННОМ ЗЕРНЕ
"Как зерно в сосуде..." —
но я вижу его чакры:
в манипуре ещё тлеет
недожаренный рис желаний.
"Шуйцу отрубят..." —
а его левая рука
сжимает джапа-малу
так, что рудракши
кричат "ахимса!"
(манипура — чакра огня, рудракши — чётки)
5. ТРИ ВЗГЛЯДА (И ЧЕТВЁРТЫЙ)
"Джняна, карма, кевала..."
Я кладу перед ним:
— пустую чашу (знание)
— сломанный плуг (деяние)
— отражение луны (обособленность)
"А это?" — тычет в тень между предметами.
"Твой зонт, владыка —
тот самый, что ты "оставил".
КОДА (ПРОСАЧИВАНИЕ)
Что осталось от беседы:
— запах гхи от несовершённой яджны
— трещина в мраморе трона
(ровно в рост Панчашикхи)
— моя ахамкара,
случайно обронённая
и проросшая ниргуна-кальпаврикшей
(ниргуна — безкачественный, кальпаврикша — древо исполнения желаний)
P.S.
Царь!
Ты прав — я не странница.
Я твой не-приход в сам себя.
Завтра, когда ты снова спросишь
"Отколь?" — посмотри на пустые ладони: там уже растёт твой ашваттха.
Свидетельство о публикации №225061200320