Сибирский кадетский корпус для детей казаков

 В истории Русской армии было два кадетских корпуса, в которых обучали только детей казаков (уточню, детей офицеров, чиновников и дворян казаков), и третий кадетский корпус был открыт в 1883 году. Для детей казаков имелись специальные установленные вакансии во многих кадетских корпусах, но целенаправленно детей казаков обучали только в трех кадетских корпусах. В Оренбургском (создан в 1844 году), Сибирском (создан в 1845 году) и Донском кадетских корпусах (создан в 1883 году). В остальных кадетских корпусах имелись квоты для детей казаков-офицеров или чиновников казачьих войск.
 В Оренбургском и Сибирском кадетских корпусах воспитанники после обучения выпускались офицерами, но до реформ Милютина, в ходе которой старшие классы были отделены от корпусов и превращены в военные училища, а сами корпуса были преобразованы в гимназии.

 В этой статье я коротко расскажу историю создания Сибирского кадетского корпуса.
 Сибирский Кадетский корпус был создан указом Николая I в октябре 1845 года. Он был создан на базе Омского войскового училища войска казачьего для подготовки офицеров для Сибирского отдельного корпуса и Сибирского линейного казачьего войска. По штату в корпусе имелись: директор генерал-майор - 1, ротный командир - 1, эскадронный командир - 1, обер-офицеров - 8 (один адъютант, один казначей), воспитанников - 240 (в роте - 120, в эскадроне - 120, из них своекоштных 20), каптенармусов - 2, музыкантов - 6, инспектор классов - 1, помощник инспектора классов - 1, лекарей - 2, фельдшеров - 3, правитель дел - 1, его помощник - 1, бухгалтер - 1, архитектор - 1, писарей - 6, эконом - 1, его помощник - 1, поваров - 2, кастелянша - 1, прачек и белошвеек - 12, служительская команда: поручик - 1, фельдфебель- 1, унтер-офицеров - 2, рядовых 60, берейторов - два. Число преподавателей не ограничивается указана сумма на их содержание - 9801 рубль.

 Согласно "Положению о Сибирском кадетском корпусе", в корпус принимали сыновей: штаб- и обер-офицеров отдельного Сибирского корпуса, дворянских детей военных и гражданских чиновников, служащих или служивших в Сибири, сыновей штаб- и обер-офицеров служивших и служащих в Сибирском линейном казачьем войске (дети зауряд-офицеров не принимались), и детей киргизов имеющих военные или гражданские чины.
 При поступлении в корпус необходимо было сдать вступительные экзамены. Проверялись знания по Закону Божьему, четыре правила арифметики, умение читать и писать по-русски. Дети киргизов экзамены не сдавали (в 19 веке в России киргизами называли современных казахов и киргизов).

 Сибирский кадетский корпус состоял из одной роты и эскадрона. Всего в корпусе по штату было 240 кадет. Казаки и киргизы проходили обучение в эскадроне. Согласно Положению, разрешалось принимать в корпус по 10 пансионеров (учащихся за свой счет) в роте и эскадроне. Плата за пансионеров составляла 125 рублей в год. В корпус принимали детей не моложе 9 лет и не старше 12 лет.
Корпус был разделен на три класса, в каждом классе курс обучения продолжался 2 года. Старшим классом был 1.

 В программе обучения в третьем классе изучали: Закон Божий, русский язык, иностранные языки: французский и немецкий в роте и татарский в эскадроне, арифметику и понятие о фигурах, географию, древнюю историю до римских императоров, естественную историю, рисование.

 Во втором классе: закон божий, русский язык, иностранные языки; французский и немецкий в роте, татарский в эскадроне, геометрию и алгебру, древнюю историю и историю средних веков, политическую географию, строительное искусство с главным началом архитектуры, рисование, воинские уставы.
 
 В первом классе изучали: закон божий, русский язык, военное судопроизводство, французский и немецкий языки в роте, татарский в эскадроне, алгебру, тригонометрию и геодезию, географию России, европейских стран и Средней Азии, новую историю, строительное искусство с архитектурой, основы физики и химии, артиллерию, фортификацию и сапёрное дело, форпостную и лагерную службы, воинские уставы, рисование, черчение и съёмку планов местности. Кадеты из "магометан"изучали "закон магометанский".

 Кадеты обучались плаванию, гимнастике, фехтованию, учили танцевать во всех классах, а в эскадроне - верховой езде во втором и первом классе. На занятиях вне классов (полевых и строевых) занимались фронтовым учением. Изучали предметы рекрутской школы, ротное, батальонное учение, в эскадроне - эскадронное учение.
 
 Кадеты первого класса могли за успехи награждаться производством в ефрейтора, унтер-офицеры, фельдфебели и вахмистры.
По окончании обучения в корпусе кадеты выпускались в войска отдельного Сибирского корпуса. При выпуске учитывалось их происхождение, успехи в учебе и поведении. Из рот выпускались прапорщиками, показавшие отличные успехи - подпоручиками. Сыновья штаб- и обер-офицеров Сибирского линейного казачьего войска выпускались хорунжими, показавшие отличные успехи - сотниками в полки.
 
 Дети зауряд-офицеров, которые на момент преобразования Омского войскового училища в Сибирский кадетский корпус обучались в училище, выпускались урядниками в конно-артиллерийские батареи и в казачьи полки. Они производились в офицеры: показавшие отличные результаты в учебе через один год, а остальные через три года.
 
 Дети дворян, штаб- и обер-офицеров Сибирского отдельного корпуса и Сибирского линейного казачьего войска, неспособные по состоянию здоровья к военной службе, определялись в гражданскую службу чином коллежского регистратора, казаки с воинскими чинами - к должностям нестроевым по казачьему войску.
 Все дворяне, обучавшиеся за казенный счет и не принадлежавшие к казачьему сословию, должны были прослужить в Сибири не менее трех лет. Своекоштные (оплачивающие свою учебу, точнее, их учебу оплачивали родители или родственники) должны были прослужить в Сибири два года.
 В 1866 году Сибирский кадетский корпус был реорганизован в военную гимназию, в 1882 году вновь восстановлен, но кадеты после окончания корпуса офицерами уже не выпускались, корпус стал выполнять функции подготовительного учебного заведения для поступления в военные училища.


Рецензии
Очень интересно, уважаемый Юрий! Как окончивший 5-летний курс советского военного авиационного инженерного училища, не предполагал такого разностороннего уровня обучения кадетов. У нас на курсе были выпускники Суворовских военных училищ. Они поступали без сдачи вступительных экзаменов, но по сути оставались детьми, застывшими на уровне развития выпускников 8 класса средней школы. Инфантильные, умевшие классно вальсировать, но не знавшие жизнь в её реальности. Поначалу их, как "профессиональных военных" назначали командирами классных отделений и присваивали звания младших сержантов. А уже через несколько месяцев, снимали с должностей, на которые назначали тех, кто был способен организовать микроколлектив. Впрочем, сержантских званий их не лишали, дабы не противопоставлять остальным курсантам, которыми они ещё вчера командовали.
После первого года обученим в ВВИАУ, с командирских должностей пулей слетели бывшие солдаты (поступившие со срочной службы), ибо они серьёзно оставали в учёбе.
На втором курсе тихо и без лишнего шума с командирских должностей были убраны дети "дворян" (высокопоставленных офицеров СА).
К 3-му курсу стало ясно кто есть "ху". Но даже этот отбор в курсантской среде не проявил реальной картины.
Много лет спустя стало ясно, что не "зубрилы-отличники", а "балбесы - троечники" достигли карьерных высот. И среди них не оказалось ни одного "суворовца".
Сужу по своему курсу и поэтому могу быть субъективным.

С благодарностью,

Сергей Кувалда   12.06.2025 18:40     Заявить о нарушении
здравствуйте Сергей. Я окончил Киевское общевойсковое училище. Конечно оно отличалось своим контингентом от %-ти летних инженерных училищ. Но в отличии от других училищ у нас был разведывательный факультет. Точнее одна рота в каждом батальоне готовила офицеров для войсковой разведки. В этой роте готовили офицеров с углубленным изучением иностранного языка. Там суворовцев было много. Первоначально суворовцы, и особенно поступившие из армии, имели преимущества перед теми, кто поступил с гражданки, но потом это преимущество пропадало к концу 2-го курса. Поступавший контингент в нашем училище отличался от вашего.Это специфика службы в пехоте. Могу сказать сталкивался во время учёбы со слушателями 5-ти летних училищ. Не буду никого обидеть, но вы шли служить на инженерные должности, а мы шли в пехоту к солдатам, которые в основном были из Средней Азии и Кавказа.Когда я служил в ЦГВ, в батальоне была проблема найти писаря. У нас писарь был не русский.И поверьте на слово, командовать таким батальоном, где к тебе обращались "товарища капитана" и слышать как передавали твоё распоряжение "командирка батальона очень сказал", что надо сделать так, то привыкаешь ко всему.К нам в корпус прибыл на должность зам.комкора бывший командир дивизии ВДВ.Он на стрельбище хотел показать офицерам батальона, как стреляют десантники. Он подошёл к наводчику и сказал ему: сынок, дай шлемофон". А сынок смотрит на него и не даёт, полковник повторился, а он опять не даёт. И тогда начштаба батальона сказал наводчику: "дай говорящую шапку". И солдат снял шлемофон и дал его полковнику. Надо было видеть лицо полковника.Я тогда ему сказал, что пехота это не ВДВ укомплектованные в основном славянами и прибалтами и нажил себе врага. Сергей, если генерал не командовал в своё время развёрнутой ротой в пехоте или у танкистов, то он службы не видел. Поэтому у нас генералы довольно многие были сказочниками.

Юрий Туркул   15.06.2025 07:45   Заявить о нарушении