Искусство это повелитель снов?
Придумывать что-то своё, не быть одинаково-вечным
переносить на бумагу впечатления от увиденного,
от прочитанных книг, что создавал не один -единственный кумир,
погружаться в их атмосферу и чётко понимать,
что сам должен придумать нечто, что поразит мир.
//По мотивам высказываний художника Зорикто Доржиева - ZORIKTO.//
______
Выставка «Повелитель снов» художника Зорикто Доржиева / ZORIKTO - самая масштабная в его творческой биографии – живопись и графика, охватывающая период почти в два десятилетия, — в общей сложности 75 произведений. -
Путешествие по мирам Зорикто Доржиева - это выставка-ретроспектива объединяет работы от самых ранних до написанных недавно.
МЕТОД ДОРЖИЕВА
«Осознанный путь художника — быть постоянно изменчивым», — говорит о своем творчестве Зорикто. Выросший в атмосфере творчества (его родители Бильжинима и Римма Доржиевы — художники), он с детства придумывал что-то свое, переносил на бумагу впечатления от прочитанных книг, погружался в их атмосферу и чётко понимал: он должен придумать нечто, что поразит мир.
Доржиев никогда не останавливался на достигнутом. Получив великолепное академическое образование, он решился выйти из классической парадигмы в поисках собственного языка.
Его творческий метод существует на стыке академической традиции и бурятской культуры.
В произведениях художника отражаются буддистские и национальные мотивы.
Не случайно одной из ключевых Доржиев считает свою работу «Созерцатель» — созерцающий за течением жизни - пропуская через себя происходящее вокруг, он таким образом придает осмысленность каждому действию и поступку. В равной степени в его творчестве присутствуют темы Великой степи и дух номадизма, а кочевник для художника — тот самый созерцатель, одинокий философ.
КОНЦЕПЦИЯ ЭКСПОЗИЦИИ.
ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ / ВЕЧНАЯ БИТВА.
Выставка поделена на три раздела: в ее пространстве представлены основные темы и циклы творчества Зорикто. От первой знаковой серии и произведений, связанных с темой детства, до появления авторского стиля «Ваджра-панк», в котором соединяются мастерство академической школы живописи и яркость поп-культуры.
О природе энергии и преодоления в жизни ребенка рассказывают картины, объединенные темой «Детские игры — дело серьезное».
Яркие, динамичные, они транслируют эмоциональные детские образы. Художник признается: до 2010 года детские персонажи его картин были проекцией его собственных детских впечатлений. А когда у Зорикто подросли собственные дети, в своих работах он стал смотреть на мир через призму их взгляда:
«Ощупываю мир с помощью их рук, прохожу их ногами». Символично, что дети Зорикто продолжают династию Доржиевых.
Концептуальные арт-объекты «Вечная жизнь» и «Вечная битва» были созданы во время эпидемии коронавируса и стали воплощением рефлексии художника на происходящие в мире события.
Два больших панно заполнены масками: «Вечная битва» представляет воспроизведение забрал воинских шлемов разных народов и цивилизаций,
а «Вечная жизнь» — погребальные маски разных культур. И в том и в другом случае мы видим некую защиту или преграду, которая оберегает, сопровождает человека и в конце концов становится его непременным спутником.
Особое внимание в творчестве Зорикто уделено женским образам.
У его загадочных красавиц гипнотическое обаяние:
мать, госпожа, возлюбленная, муза, — какую бы ипостась художник ни выбрал, они так и остаются манящей тайной. Как, например, девушки из серии полотен «Ненаписанные письма» или красавица из триптиха «Дневник Джульетты». Или женщина с картины «А ты ревнуешь» — парафраз знаменитого полотна Поля Гогена, которое французский импрессионист создал в свою первую поездку на Таити. Таинственная красавица, смотрящая вполоборота, как будто ведет диалог с кем-то невидимым, и нам остается лишь догадываться о его содержании.
Выставка включает работы Зорикто из проекта «Новая степь», который он представил на 58-й Венецианской биеннале: в нем художник размышлял о феномене образа кочевника, человека, находящегося в постоянном движении, на перекрестке множества культур. В их числе — картины из серии «Госпожа», напоминающие о колорите бурятских и монгольских национальных костюмов, а также произведения, которые экспонировались на персональной выставке художника «Воображаемая реальность» в Третьяковской галерее.
ВАДЖРА-ПАНК.
Особое место в проекте занимают работы, отражающие авторский стиль мастера «Ваджра-панк». Название возникло пять лет назад.
В индуизме Ваджра — ритуальное оружие, которое создали для бога Индры. С его помощью он боролся с асурами — тёмными силами.
А в буддизме ваджра воплощает силу и твердость духа или борьбу с невежеством.
В свою очередь бунтарский стиль панк-стиль несет в себе хаос и разрушение, но одновременно и новую энергию.
Этот дуализм позволяет трактовать «ваджра-панк» как соединение несоединимого, единство противоположностей.
В то же время этот термин отражает саму суть художника. Он естественным образом соединяет высокую духовность и бунтарские порывы, тяготение к классике и желание обрести новую эстетику.
Работы из серии «Ваджра-панк» деконструируют узнаваемые образы и предлагают взглянуть на них под новым ракурсом.
В «Утре богини» Медуза Горгона с помощью ножниц укрощает непокорные волосы-змеи. А героиня «Бегущей в сумерках», спеша куда-то в час, когда, по поверьям, грань между привычным и потусторонним мирами становится тонка, роняет прозаическую кроссовку.
Доржиев подчеркивает:
«Творчество — это бои местного значения, совершающиеся на холсте». В этом сражении с хаосом художник пытается обуздать и упорядочить его. Но важен не только результат — появление новой работы, — но и сама «битва», которая в конечном счете ведет к поиску красоты и гармонии.
В экспозицию вошли и редко экспонируемые работы — в частности, «Повелитель снов», давший название выставке, и «Песня».
«Не часто выставлялись и картины, написанные в последние несколько лет творчества. Они самые интересные и актуальные, только-только вышли из мастерской, в них то, чем я живу сейчас», — отмечает художник.
В рамках выставки пройдет насыщенная параллельная программа. Кроме того, Зорикто Доржиев подготовил авторский аудиогид по экспозиции.
Выставка работает до 13 июля 2025.
______________
О художнике: Зорикто Доржиев в 1996 году окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусства. В 2002 — Красноярский государственный художественный институт (мастерская Анатолия Знака). В 2002–2004 гг. стажировался в творческих мастерских Российской Академии художеств (Красноярск).
В 2019 Зорикто Доржиев участвовал в спецпроекте 58 Венецианской биеннале с персональной выставкой «Новая степь», которая прошла в здании старинной англиканской церкви Св. Георгия.
К VII саммиту БРИКС для неформального ужина глав стран объединения художник разработал дизайн посуды и оформления стола.
В качестве художника по костюмам работал над фильмами «Монгол» Сергея Бодрова-старшего и «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко. Образы с картин Зорикто использовались в художественном и графическом оформлении фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы».
В 2023 году художник создал 31-метровое граффити «Мелодия родной земли» на фасаде гостиницы «Бурятия» в Улан-Удэ.
Персональные выставки Зорикто прошли в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее народов Востока, Галерее искусств Совета Европы, Ноймюнстерском Аббатстве.
На примере творчества художника Зорикто Доржиева посетителям предложат найти отсылки к классическим сюжетам и произведениям искусства, а также к народным бурятским мотивам. Участники смогут своими глазами увидеть, как развивается традиция в истории мировой культуры, окунуться в мир творчества народов степей и почувствовать себя художниками, предлагая свою интерпретацию произведениям.
С 2024 года Доржиев — член-корреспондент Российской академии художеств.
Свидетельство о публикации №225061200671