Записки сибирского индейца

 С немилосердной сибирской жарой накатывает и дата ухода из жизни моего друга -журналиста и незаурядного литератора Геннадия Илларионовича Шадрина. Оставленные им рукописи на сгорели в огне равнодушия и безразличия- вышла книга под общим названием СВЕТЛЫНЬ. Читая и перечитывая её убеждаюсь, что он оставил нечто вроде завещания и послания живущим землянам.
 

 В Собранных  воедино осколках написанного Геннадием Шадриным в течение почти что полувека,  как бы виден через грани  магического кристалла тот мир, который, пожалуй, остался последним прибежищем отторгнутого от природы человека. Его воплощение в слове. Дремучая ли это, нехоженая тайга   междуречья Иртыша и Оби во всём её великолепии, где прошло детство Геннадия Илларионовича, или  окрестности  Новосибирска, легшего  нагромождением  железа и камня  между  реликтовыми борами и  степью, где ещё различимы среди пашен  бугорки  курганов  времён хана Кучума.
Достойно удивления то, как в поисках компромиссов живого, напоённого поэзией сибирских диалектов  языка  с «нормативной» лексикой, автор сумел добиться в слове эффекта фотографического отображения волновавших его образов. Геннадий Шадрин вырос на берегах прихотливо вьющегося по Западносибирской низменности  Иртыша, с детства  впитал  напевную речь  потомков похода Ермака, которые «осибиривались» , как бы канув на дне таёжного океана. Уходящий истоками в Васюганье, петляющий по дну древнего моря  Иртыш  напрочно связал две  культуры охотников-следопытов: удаль казацкой вольницы и созерцательное обожествление  природы жившими испокон века на берегах Оби, Томи, в Васюганье  хантами, манси, кетами.  Несомненное влияние на эту синтетическую культуру имели и старообрядческие поселения, опустевшие места которых  по сей день прячутся в нетронутом лесозаготовителями густолесье сибирской сельвы. По извилистой тропке или мало наезженной дороге ещё сегодня можно упереться в таёжный тупик с пустыми "дёснами" заросших бурьяном ям на месте изб и затягивающимся буйным разнотравием кладбищем в сторонке.   
 
Завораживают созданные автором пейзажи, созерцая которые он переходит с  прозы на стихи. Эти  перескоки на рифмы чем –то напоминают скальдическую литературу викингов, а пронизанное  песенным ритмом повествование складывается в поэтический свод, подобный эпическим произведениям сказителей.  Всё это лексическое великолепие растёт, как дерево в лесу, образуя  полифоничный гимн природе, где любое растение или зверь  как бы элементы единого орнамента.
 
 Судьба подарила мне друга и учителя, с которым можно было уходить в дремучие «таёжки», приобщаться к чуду сибирской природы. Рафинированный интеллигент,  заведовавший  в своё время Литературно-драматической редакцией Новосибирского областного  радио, оказался сущим индейцем, стоило только, собрав рюкзак, выйти с ним  "на пленер". Не то чтобы Франц Кафка боролся в нём с Фенимором Купером(и того и другого он, понятно, читал, имея университетское образование).  Просто –окультуривание и огорожанивание  этого человека, его многолетние труды на газетной ниве, двадцатилетняя работа на радио, как бы отозвались ностальгическим эхом по потерянному  таёжному раю. И в сущности  зарисовки о природе Геннадия Шадрина, которые он называет «фенологическими заметками», - нечто эсхатологическое. Так не приемлющие уничтожения традиций, отторгающие грешный мир старообрядцы, уходили в поисках Беловодья и находили рай земной в таёжной глухомани.
 
 Любуясь природой, воспроизводя её вечные ритуалы в мельчайших подробностях - будь ли то пробуждение рек, ожившие первоцветы на полянах, яростные костры рябин в зимнем лесу или глухариное токовище, Геннадий Шадрин предупреждает нас: всё это хрупкое великолепие может исчезнуть под напором ополоумевшей цивилизации! Остановитесь! Пожалуй, ему куда ближе Генри Торо с его "Жизнью в лесу", чем записные отечественные экологи, хотя и их он не отвергает, чувствуя в них союзников. В наш век виртуала и нашествия  разнокалиберных компьютерных гуру его миросозерцание может показаться чем-то почти фантастическим, невероятным, выпадающим из общего потока.
Но автор этих напоминающих об Акутагаве Рюноскэ новелл, - убеждённый реалист и не сторонник нагромождения фантастикумов. Возможно, есть нечто знаковое и в том, что он "не дружил" с интернетом и не зависал в соцсетях. Да и, собственно, у кого найти отклик: коллеги-журналюги из редакторов нередко приходили в ярость от его "самурайских медитаций"- неформат! Инвалиды строчкогонства по-тихому завидовали чёрной завистью: художества себе позволяет, самовыражается, когда мы тут!И вот перед нами яркий документ, свидетельствующий о локальной победе в этой по сути дела уже поигранной войне "информации" с "живым словом", о баталиях которой , возможно, вскоре не вспомнят даже и заматерелые медиасапиенсы.
 
 Это чудо слова наконец -то явлено миру. Многие зарисовки восстановлены лишь благодаря подвижническому труду жены  Геннадия Илларионовича Шадрина, Натальи Петровны.   В самом деле - почти всё, о чем  пишет и чем восторгается автор, давно выпало из обихода хомо-потребителикуса, потому и кажется чем-то вроде путешествия на другую планету. Охота без её почти сакрального этического отношения к природе и живности её населяющей и её одушевляющей  превратилась - в кровавую вакханалию. Близ городов и в отдалении от них природа безжалостно уничтожается. И, увы, гибнет слово, язык, посредством музыки которого человек обретал единение с природой. Так что перед нами воистину последний из могикан удивительной человеческой породы "сибирских индейцев"...      


Рецензии
Памяти Геннадия Илларионовича Шадрина (Журналист, писатель, сибирский мудрец слова)

Ушёл человек, чей внутренний мир был глубже, чем любой обозримый лес, и тоньше, чем снеговая кромка весеннего утренника. Геннадий Илларионович Шадрин — журналист, литератор, натуралист и, как он сам смеялся в минуты откровенности, «сибирский индеец» — оставил нам не просто книги, а след в той части языка, где живёт душа. Он не примыкал к течениям и школам — он был частью пейзажа, природы, жизни, в которой каждое дерево, каждая птица и речной изгиб были для него священными.

В его прозе — пульс великой равнины, хрип ветра в соснах, стук сапог по тонкому насту. И в этой тишине — кристальное слово, очищенное от суеты, наполненное светом, заботой и страннической мудростью. Он не просто описывал природу — он разговаривал с ней, и она отвечала. Этим диалогом и стала его книга «Светлынь» — пронзительное послание живущим, трепетное завещание тому, что мы рискуем потерять.

Геннадий Илларионович прожил жизнь, где каждое весеннее пробуждение было откровением, а каждое слово — как лист, опавший ровно в срок. Он оставил нам пример бережного взгляда, терпеливой веры и редкой честности. Человека, способного видеть вечное в обыденном.

Свет его слова — не яркий, ослепляющий, а мягкий, как утренний туман над Васюганьем, в котором угадываются формы былого и будущего. В этом свете можно согреться. Мы благодарны тебе, Геннадий, за то, что ты оставил его нам.

Покойся под великой елью, друг. Тайга помнит.

Михаил Палецкий   23.06.2025 23:00     Заявить о нарушении
Сегодня годовщина как ушел,прочитаю,когда соберёмся.



Юрий Николаевич Горбачев 2   24.06.2025 02:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.