Жена да боится мужа

 Многих вводит в недоумение фраза «жена да боится мужа», которая  встречается в Новом Завете, а именно в Послании апостола Павла к Ефесянам (5:33).  В этом отрывке Павел говорит о взаимоотношениях мужа и жены, сравнивая их с союзом Христа и Церкви:  «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё… Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя».  Затем он добавляет:  «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (греч. почитает, уважает) своего мужа». 

Значение слова «боится» здесь  не означает страх в современном понимании, а скорее глубокое уважение в рамках христианской семьи. В древнегреческом оригинале используется слово «фобетай», которое может означать как «страшиться», так и «почитать, чтить».  Апостол Павел подчёркивает  баланс в отношениях, то есть взаимность обязанностей, где муж должен любить жену жертвенной любовью, как Христос любит Церковь; а жена должна почитать мужа, признавая его главенство в семье (но не как тирана, а как любящего лидера, покровителя, своего защитника).

Почему сегодня это вызывает споры?  Потому что в современном мире этот стих иногда воспринимается как архаичный и патриархальный, особенно если слово «боится» понимать буквально. Однако в традиционном христианском толковании речь идёт не о страхе, а о взаимном уважении и гармонии в браке.  Фраза «жена да боится мужа» — часть библейского учения о семейных отношениях, где любовь мужа и уважение жены создают гармоничный союз. Важно понимать её в культурном и историческом контексте, а не как оправдание подавления или неравенства. 

Интересно, что в иудаизме жена не только должна слушаться мужа, но может и даже должна критиковать  его, но с уважением, не унижая — это важная часть семейных отношений, основанной на древней традиции и здравом смысле.   

Сотворение Евы как «помощника»  в Бытии 2:18, Бог говорит: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».  Слово «помощник» (эзер) не означает подчинённого — оно используется даже по отношению к Богу, например, «Господь — помощник мои;», Пс. 33:20.  В Талмуде (Йевамот 63а) говорится:  «Если муж достоин — жена ему помощник (эзер), если недостоин — она против него (кенегдо)».   То есть жена корректирует мужа, если он ошибается. 

Критика необходима ради исправления. В иудаизме есть принцип «тохаха» (увещевание) — обязанность указывать на ошибки ближнего (Лев. 19:17).   Но также есть уточнение, чтобы обличать, но не унижать. Жена может критиковать мужа, но не публично и без презрения.   Так Сара критикует Авраама за решение взять Агарь (Быт. 16:5) — и Бог поддерживает её!  В Новом Завете взаимоответственность также вменяется в обязанность. В 1-м Послании к Коринфянам (7:3-5) апостол Павел говорит о взаимных обязанностях супругов, подчеркивая равенство и взаимное уважение в браке:  «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
   
Муж — лидер, но не абсолютный властитель. Он отвечает за семью перед Богом, но должен прислушиваться к жене (как Авраам к Саре).  В «Зоѓаре» (каббалистическом тексте) сказано: «Благословение нисходит на дом только благодаря жене».   Жена — советник, а не подчинённый. В своде кратких еврейских законов говорится:  «Муж должен советоваться с женой во всех делах».  Но отмечается, что критика должна быть конструктивной и в рамках уважения.  То есть:  можно указывать на ошибки, если это ради блага семьи, но  нельзя унижать, оскорблять или оспаривать авторитет мужа при детях или посторонних.  Впрочем, и мужу нельзя  унижать и обижать жену.

Таким образом, в библейской традиции жена имеет полное право и обязанность критиковать мужа — но с мудростью и уважением, как советник царя. Это не подрывает его главенство, а очищает и укрепляет его.  Лучше узнать о своих просчётах и ошибках от своей жены, которая любит и желает помочь исправить недостатки,  чем услышать от чужих, которые используют твои слабости против тебя.

Если посмотреть на традиционные культуры разных народов, то окажется, что практически везде — от Древнего Египта до скандинавских саг — жена выступала не просто как «подчинённая» мужу, а как его советчик, мудрая помощница и даже духовная опора. 

В древнем Египете жена — равный партнёр.  В египетских текстах  XXV в. до н.э. говорится:  «Если ты мудр — храни дом свой и люби жену свою. Слушай её советы, ибо они принесут тебе благо».  Женщины в Египте могли владеть имуществом, участвовать в торговле и даже влияли на фараонов (например, Нефертити). 

В Скандинавии жена — хранительница мудрости.  В «Речах Высокого» (Старшая Эдда) сказано:  «Глуп тот муж, кто пренебрегает советом жены».  Женщины викингов «хюскарлы» управляли хозяйством в отсутствие мужей, которые  могли годами быть в походах.   Саги полны примеров, когда женщины подталкивали мужей к решениям.

В Индии жена — «ардхангани» (половина мужа). В «законах Ману» (древнеиндийском своде правил) сказано:  «Где женщины почитаемы, там боги радуются; где их унижают — все дела бесплодны».  Даже в этой  патриархальной системе жена считалась «дхармической советницей» — без её участия многие ритуалы считаются  недействительны. 

В Китае, «инь» дополняет «ян». Хотя конфуцианство подчёркивало подчинённое положение жены, но в народных традициях матроны (как мать Мэнцзы) часто определяли судьбу семьи.   В даосизме женское начало (инь) — не слабое, а необходимое для гармонии, без которого невозможно обойтись. 

В Африканских традициях всегда были «женские советы»,  которые влияли на решения вождей.  В Эфиопии императрица Тайту Бетул (XIX в.) фактически правила вместо мужа-императора. 

И конечно, всем известна русская поговорка, где: «муж — голова, жена — шея…», которая  отражает идею скрытого влияния. В домостроевской Руси жена формально подчинялась мужу, но всегда влияла на него через «мягкую силу» (советы, уговоры). 

Формальный статус не всегда отображает реальное влияние. Во многих культурах публичная власть всегда принадлежала мужу, но частная сфера контролировалась женой.   Это разумно, рационально и полезно со всех точек зрения.  На практике мудрые мужья всегда советуются с жёнами (как библейский Авраам с Сарой).  Во многих традициях  жене принадлежит сакральная роль — хранительница очага, посредница с духами, воспитательница детей (а это огромная власть!). 

Быть «Советницей»  это универсальная роль жены. Ни одна традиционная культура не сводила жену к «бессловесной служанке».  Даже в патриархальных обществах жена корректировала мужа — просто делала это неявно (через советы, влияние на детей, контроль ресурсов).  Современные стереотипы часто упрощают историю. Власть мужа была скорее юридической формальностью, а реальные решения почти всегда принимались совместно. 

Если копнуть глубже, окажется, что «традиционные ценности» — это не «муж командует, жена молчит», а баланс мужского и женского влияния. Не следует делать поспешных выводов о деспотичной глупости наших предков. Увы, во многом они были правы. И не потому, что раньше трава была зеленее, а вода вкуснее, а потому, что истина всегда одна и та же. Только раньше к ней стремилось больше людей,  желавших с честью и достоинством продолжать свой род. Ныне же всё больше ищут не истину, а  романтики, иллюзий и развлечений, Вот и получают по запросу или безответственных абьюзеров или капризных наивных дур. Одно ясно, что раньше, что сейчас, горе мужу, который недооценивает влияние своей жены, как и горе жене, которая не признаёт авторитет мужа.


Рецензии
Все очень подробно и логично, но Вы не упомянули Ислам.
С уважением

Борис Крылов   12.06.2025 15:07     Заявить о нарушении
В исламе традиционно чётко определены роли мужчин и женщин, хотя в современном мире и среди мусульман идут дискуссии на эту тему. Но поскольку, мне ближе христианский взгляд на жизнь и я живу среди братьев по вере, то и радею за единоверцев. К сожалению, многие из них не приучены читать Библию и остаются невеждами, несмотря на то, что большинство крещены с младенчества. Этому есть ряд причин, в том числе чрезмерное увлечение суевериями, обрядами, ритуалами и формальной верой, что зачастую вытесняет подлинный смысл Евангелия. Об этом ещё апостолы предупреждали, что вера не должна сводиться к обрядам без внутреннего содержания. Именно поэтому стараюсь по мере сил напоминать христианам о евангельской простоте.

В исламе статус и права женщины определены Кораном, Сунной и исламским законодательством. Положение мусульманки сочетает духовное равенство перед Аллахом с особыми социальными ролями. Коран прямо утверждает равную ценность мужчин и женщин: «Верующих мужчин и женщин... Аллах уготовил прощение и великую награду» (33:35).
Первая жена Пророка Мухаммада, Хадиджа, была успешной предпринимательницей и первой принявшей ислам. Пророк также сказал: «Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина и мусульманки» (хадис).

Муж обязан содержать семью, а жена имеет право на обязательный свадебный дар (махр), полное финансовое обеспечение, сохранение своего имущества после брака, право на развод при определённых условиях.
В исламе жена не является «рабой» мужа, а занимает положение духовно равной, но социально дополняющей половины. Это подтверждается кораническими принципами и примерами из исламской истории. Конечно, перекосы встречаются везде, где люди забывают о совести и уважении к другим.
С уважением,

Римма Ромашич   12.06.2025 18:10   Заявить о нарушении
Спасибо за подробный ответ.

Борис Крылов   13.06.2025 04:47   Заявить о нарушении