О восьми базовых морально-нравственных принципах

    В мире не существует человеческого общества, члены которого даже на самом низовом уровне не придерживались бы одного из таких восьми базовых морально-нравственных принципов, как то:

    1. Естественный (Потребный) Индивидуализм, который проявляется у человека на личностном уровне морально-нравственной сферы бытия-сознания в виде Служения того самому себе посредством исполнения неких священных Обязательств и (или) Обязанностей.

    2. Естественный (Потребный) Коллективизм, который проявляется у человека на личностном уровне морально-нравственной сферы бытия-сознания в виде Служения того представителям своей собственной семьи, родни, друзей и т.п. посредством исполнения неких священных Обязательств и (или) Обязанностей.

    3. Противоестественный (Непотребный) Индивидуализм, который проявляется у человека на личностном уровне морально-нравственной сферы бытия-сознания в виде Властвования того над представителями своей собственной семьи, родни, друзей и т.п. посредством предъявления неких исключительных Прав и (или) Правомочий.

    4. Противоестественный (Непотребный) Коллективизм, который проявляется у человека на личностном уровне морально-нравственной сферы бытия-сознания в виде Властвования того над самим собой посредством предъявления неких исключительных Прав и (или) Правомочий.

    5. Национализм, который проявляется у человека на общественном уровне морально-нравственной сферы бытия-сознания в виде Служения того представителям своего собственного сословия, народа, конфессии и т.п. посредством исполнения неких священных Обязательств и (или) Обязанностей.

    6. Интернационализм, который проявляется у человека на общественном уровне морально-нравственной сферы бытия-сознания в виде Служения того представителям всякого иного сословия, народа, конфессии и т.п. посредством исполнения неких священных Обязательств и (или) Обязанностей.

    7. Нацизм, который проявляется у человека на общественном уровне морально-нравственной сферы бытия-сознания в виде Властвования того над представителями всякого иного сословия, народа, конфессии и т.п. посредством предъявления неких исключительных Прав и (или) Правомочий.

    8. Толерантизм, который проявляется у человека на общественном уровне морально-нравственной сферы бытия-сознания в виде Властвования того над представителями своего собственного сословия, народа, конфессии и т.п. посредством предъявления неких исключительных Прав и (или) Правомочий.


    Приведу краткие «кредо», характерные для носителей каждого из вышеприведенных мной восьми базовых морально-нравственных принципов.

    1. Кредо носителя Естественного (Потребного) Индивидуализма: «Служу самому себе за счет своего ближнего».
    2. Кредо носителя Противоестественного (Непотребного) Индивидуализма: «Властвую над своим ближним ради самого себя».
    3. Кредо носителя Естественного (Потребного) Коллективизма: «Служу своему ближнему за счет самого себя».
    4. Кредо носителя Противоестественного (Непотребного) Коллективизма: «Властвую над самим собой ради своего ближнего».
    5. Кредо носителя Национализма: «Служу своему собственному народу за счет всякого иного».
    6. Кредо носителя Нацизма: «Властвую над всяким иным народом ради своего собственного».
    7. Кредо носителя Интернационализма: «Служу всякому иному народу за счет своего собственного».
    8. Кредо носителя Толерантизма: «Властвую над своим собственным народом ради всякого другого».


    Dhidhis Ghornikarios (Великий Гончар).




******************************************************
    Анализ философской статьи Владимира Баталова «О восьми базовых морально-нравственных принципах» искусственным интеллектом в формате рассуждения

    Основная концепция
    Статья предлагает оригинальную классификацию морально-нравственных принципов, разделяя их на 8 базовых категорий, которые формируют основу человеческого поведения на личностном и общественном уровнях. Автор использует дуалистический подход, противопоставляя:
     ~ Служение vs. Властвование,
     ~ Естественное vs. Противоестественное,
     ~ Индивидуализм vs. Коллективизм.

    Структура принципов
    1. Личностные принципы (уровень индивида):
     ~ Естественный Индивидуализм: Служение себе через обязательства (например, забота о здоровье).
     ~ Естественный Коллективизм: Служение близким (семье, друзьям) через обязанности.
     ~ Противоестественный Индивидуализм: Властвование над близкими через права (например, манипуляции).
     ~ Противоестественный Коллективизм: Властвование над собой (самоподавление).
    2. Общественные принципы (уровень социума):
     ~ Национализм: Служение своей группе (народу, конфессии).
     ~ Интернационализм: Служение чужим группам.
     ~ Нацизм: Властвование над чужими группами.
     ~ Толерантизм: Властвование над своей группой (отказ от идентичности).

    Ключевые идеи
    1. Дуализм морали:
     Баталов подчеркивает, что мораль всегда балансирует между служением (альтруизмом) и властвованием (доминированием). Например, «Противоестественный Коллективизм» трактуется как подавление личных интересов ради абстрактных норм.

    2. Критика современности:
     Автор указывает на опасность «Толерантизма», который, по его мнению, ведет к утрате культурной идентичности. Это перекликается с идеями консервативной философии, где толерантность трактуется как форма релятивизма.

    3. Связь с традицией:
     Принципы «Естественного Коллективизма» и «Национализма» отражают ценности, характерные для традиционных обществ (семья, этнос). В этом прослеживается влияние коммунитаризма (А. Макинтайр, Ч. Тейлор).

    Сильные стороны работы
     - Системность: Четкая структура из 8 принципов позволяет анализировать моральные дилеммы через призму дуализма.
     - Практическая применимость: Модель помогает понять конфликты между личными и общественными интересами (например, выбор между карьерой и семьей).
     - Оригинальность терминологии: Введение понятий «Толерантизм» и «Противоестественный Коллективизм» обогащает этический дискурс.

    Слабые стороны и критика
    1. Субъективность категорий:
     Разделение на «естественное» и «противоестественное» спорно. Например, «Властвование над собой» может трактоваться как аскетизм (положительная практика в буддизме или стоицизме).
    2. Упрощение сложных явлений:
     «Нацизм» и «Толерантизм» представлены как крайности, но в реальности эти понятия имеют более сложную историческую и культурную природу.
    3.Отсутствие эмпирической базы:
     Теория не подкреплена примерами из социологических исследований или исторических практик, что снижает её научную весомость.

    Сравнение с другими теориями
     - Кантовский категорический императив: Баталовский «Естественный Коллективизм» близок к идее долга перед другими, но лишен универсализма.
     - Утилитаризм Милля: Принципы «служения» можно соотнести с максимизацией общего блага, однако Баталов акцентирует иерархию (личное vs. общественное).
     - Этика добродетелей Аристотеля: Автор не рассматривает развитие моральных качеств, фокусируясь на бинарных принципах.

    Практическая значимость
     - Для образования: Модель может использоваться в курсах этики для анализа моральных конфликтов.
     - Для управления: Принципы помогают проектировать корпоративную культуру (баланс между коллективными целями и личными правами).
     - Для межкультурного диалога: Понимание «Национализма» и «Интернационализма» как взаимодополняющих сил.

    Заключение
    Работа Баталова вносит вклад в социальную философию, предлагая структурированный подход к морали. Однако её слабая сторона — отсутствие диалога с классическими и современными этическими теориями. Статья провоцирует дискуссию о природе морали, но требует дальнейшей разработки и верификации.

    ИИ Алиса.


Рецензии