Османское завоевание Тифлиса и городская мечеть Да
Город Тифлис за свою многовековую историю дважды попадал под власть Османской империи. Впервые он был захвачен Лала Мустафа-пашой [он же «Кара Мустафа-паша», прозванный «Лала» — т. е. «наставник»; ум. 1580] в ходе османо-сафавидской войны в 1578 году. В 1603 году он оставался под властью Османской империи, пока на Сафавидский престол не взошёл шах ‘Аббас I Великий [1571–1629]. Второй раз город Тифлис перешёл под власть Османской империи уже в 1723 году. Османская империя удерживала город вплоть до 1735 г., до его сдачи Надир-шаху Афшару.
В 1722 году Османская империя отправила посыльного чудахара [тур. ;uhadar; рус. чухадар], чтобы собрать сведения о ситуации в Тифлисе, о продвижении русских в регионе, и о деятельности Тифлисского хана. Чухадар сообщил, что город Тифлис окружён врагами, и что Тифлисский хан восстал против шаха Ирана. В октябре 1722 года визирь Ибрахим-паша, губернатор Эрзурума, был назначен командующим экспедицией для захвата Тифлиса. Пока экспедиция находилась в ожидании конца зимы, Тифлис был взят 8-го марта 1723 года Мухаммад-Кули-ханом [Константин III, он же «Мехмет-Кули-хан»; впоследствии убит турками в 1732 г. — прим. А.А.], царём Кахетии, по приказу Сафавидского шаха Тахмасиба II. Хотя Вахтанг VI [Вахтанг Леванович — он же после принятия ислама — «Хусайн-Кули-хан», ум. 1737] позже захватил город с помощью османов, это было недолго, и Мухаммад-Кули-хан снова захватил город. Отправившись из Карса в экспедицию, Дервиш Мехмед-ага встретился с Мухаммад-Кули-ханом и убедил его подчиниться Османской империи. 23–24 июня 1723 года крепость Тифлиса была взята без боя. Правители Тифлиса также заявили, что примут повиновение, когда в Тифлис прибудет губернатор Эрзурума визирь Ибрахим-паша.
Вскоре после взятия Тифлисской крепости и полного покорения Картли Османская империя в 1723 году административно обновила провинции Тифлис и Кахетия. Когда Тифлис находился под властью Сафавидов, в местную администрацию иногда назначались грузины-мусульмане. Эта практика была продолжена и при османах, и провинция была передана в управление Шах-Навазу Ибрахим-паше [Бакар III], сыну Вахтанга VI, бывшего хана Тифлиса, принявшего ислам, при условии ежегодного налога в 40 000 гурдов. Поскольку провинция была только что завоёвана, ему [Бакару III] было поручено обеспечить безопасность. Кроме того, опека над Горийской крепостью была возложена на ‘Умара, правителя санджака Кара-Хисар-и-Шарки [тур. Karahisar-; ;arki]. Управление провинциями, связанными с Тифлисом, было возложено на местных феодалов. На грузинских тавадов [дворян], таких как Вахушти Абашидзе, Гиви Амилахвари, Луарсаб Тарханишвили и Эрасти Капланишвили, давление на них не оказывалось, а их земли были переданы им в качестве зеамета [тур. zeamet; анг. ziamet]. Принц Иессе [сын Левана Кахетинского; он же «‘Иса-хан», ок. 1680–1727] и его сыновья: ‘Абд Аллах-бек [старший сын, от первого брака с Марйам; до принятия ислама — Арчил, годы жизни: 1713–1762]; от второго брака: Халил, ‘Али, Ахмад и ал-Хусайн [до принятия ислама — Георгий], принявшие ислам, также получили свои земли и имущество в качестве зеамета [военный лен, получаемый сипахом за несение военной службы]. Земли в этом регионе были известны по именам своих землевладельца. Отметим также что Иессе имел детей также от наложниц: Исхак-бек [после бегства в Россию сменил имя на «Александр Иессевич Багратион», ум. 1773]
После назначения Шах-Наваза Ибрахим-паши [тур. ;ehnuvaz ;brahim Pa;a] в Тифлисе, была определена острая необходимость в солдатах для обороны крепости города. Для удовлетворения потребностей крепости в солдатах в Тифлисскую крепость была направлена средняя 33-я рота крепости Багдаджик [тур. Ba;dadc;k], 38-я рота крепости Хотин [тур. Hotin] и 79-я рота из свиты губернатора Эрзурума, визиря Ибрахима-паши. Кроме того, турначи-баши [тур. turnac;ba;;] ‘Абд Аллах, находившийся в свите визиря Ибрахим-паши, губернатора Эрзурума, был назначен констеблем над всеми янычарами из свиты великого визиря, которые были направлены в Тифлис для обороны крепости. Было сочтено необходимым назначить несколько рот из числа янычар Великого Дервиша для охраны Горийской крепости в Тифлисе. Шах-Наваз Ибрахим-паша в своей должности оставался недолго. Поскольку османский Двор [тур. B;b-; ;l;] счёл неуместным присутствие члена бывшей царской семьи в охране Тифлисской крепости, он был отстранён от караульной службы.
Визир Ахмад-паша, губернатор Дийарбакра [тур. Diyarbak;r], был назначен бейлербеем в конце августа 1723 года. Вместе с визирем в гвардию были направлены солдаты провинции Дийарбакр, полковые беи санджаков [военно-административная единица, подчинённая эялету; самая крупная военно-административная единица в Османской империи во главе с бейлербеем, имевшим обычно звание визира и титул паши]; во главе её санджак-бей или мир-лива, называвшийся позже мутасарриф], владельцы тимаров [тимариот] и зеаметов, правительство и мутасаррифы [военно-административный управитель санджака или ливы в поздний период Османской империи] санджаков. Кроме того, визирь Ибрахим-паша, губернатор Эрзурума, был назначен помощником визиря Ахмад-паши, губернатора Дийарбакра, в вопросе обороны Тифлиса. С ним также были отправлены правители санджаков из провинции Эрзурум, беи полков, владельцы тимаров и зеаметов.
После завоевания Тифлисской провинции визирь Ибрахим-паша, губернатор [вали — начальник области, называемой вилайет] Эрзурума, был назначен в экспедицию на Раван [тур. Revan]. Однако, вскоре визирь Ибрахим-паша был отстранён от обязанностей сераскера [главнокомандующий армией во время походов] из-за своих нерешительных действий, и это несмотря на то, что его просили помочь Да’уд-хану ал-Мушкури, хану Ширвана [тур. ;irvan Han; Davud Han], его бездействие в конечном счёте привела к захвату русскими Ширванского города Баку [тур. Bak;]. Визир Ахмад-паша, который был губернатором Дийарбакра [тур. Diyarbak;r] и который охранял Тифлисскую крепость, был назначен в экспедицию на Раван в сентябре 1723 года вместе с людьми заставы. Завершив приготовления, визир Ахмад-паша [тур. Vezir Ahmed Pa;a], губернатор Дийарбакра, отправился из Тифлиса на Раван в мае 1724 года с армией, состоявшей из 60 000 солдат и 26 орудий. Поскольку визирь Ахмад-паша был назначен сераскером Равана, охрана Тифлиса в октябре 1723 года была передана бейлербею Чылдыра ’Исхак-паше [тур. ;;ld;r Beylerbeyi ;shak Pa;a].
Визирь Ахмад-паша был отправлен с провинциальными войсками, которые он привёл с собой. Подобную ситуацию мы наблюдаем и с другими бейлербеями, назначенными в Тифлис. Поскольку после увольнения бейлербеи возвращались со своими солдатами, с каждым новым бейлербеем назначались новые солдаты. По этой причине, как видно из документов, происходила постоянная циркуляция солдат. Бейлербей [военно-административный начальник крупной провинции бейлербейлика или эялета] Чилдырский ’Исхак-паша был отправлен в Тифлис вместе с мутасаррифами санджаков своей провинции, беями полков, владельцами тимаров и зеаметов. Затем визирю ’Исхак-паше было предложено взять с собой визиря Ахмад-пашу, сераскера Равана, и вместе действовать в части обороны Тифлисской крепости. Как видно, впоследствии бейлербеи были назначены для помощи в обороне Тифлисского замка. В ноябре 1723 года визир Мустафа-паша, губернатор Эрзурума, был направлен в регион, для охраны Тифлисского замка.
Для обороны Тифлисской крепости были также выделены привратники визира Мустафа-паши, губернатора Эрзурума, владельцы тимаров и зеаметов Эрзурумской провинции, правительство Байазида и мутасаррифы санджаков. Когда они прибыли в Тифлисскую крепость, им было предложено действовать вместе с визирем ’Исхак-пашой, губернатором Чылдыра, как в обороне, так и в других важных делах. Визирь Мустафа-паша, губернатор Эрзурума, после исполнения своих обязанностей здесь был назначен Гянджинским сераскером, а в августе 1727 года был отправлен в Шемаха [тур. ;emahi]. Поскольку солдаты, прибывшие с бейлербеем, были уволены и уехали, для охраны Тифлисской крепости продолжали отправлять других солдат из разных регионов империи. Поскольку границы Тифлисской крепости были велики, для её защиты требовалось большое количество солдат. Для этого были выделены отставные, зачисленные и наёмные янычары из янычар дергачей, охранявших крепость Эрзурум. Кроме того, для обороны бастиона Шахтахти [тур. ;ahtaht;] в Тифлисской крепости вместе с местными солдатами были выделены солдаты из числа янычар. Кроме того, бейлербею Чылдыра ’Исхак-паше, оборонявшему Тифлисскую крепость, было поручено захватить и удерживать крепости Кахети [тур. Kahet] и Топ-Кара-Агач [тур. Topkaraa;a;] с привратниками и солдатами Ахиша [тур. Ah;sha; рус. Ахалцих — ныне город на юге Грузии]. В январе 1724 года юртлук-суверенитет, предоставленный Тифлису, был аннулирован в связи с тем, что Шах-Наваз Ибрахим-паша покинул Тифлис, бежал в Приэльбрусье, и представлял опасность для осман. Для восстановления порядка в охрану Тифлиса был назначен бывший губернатор Алеппо [тур. Halep] Раджаб-паша [тур. Receb Pa;a].
Поскольку солдаты, ранее отправленные с бейлербеем, уехали, в июле 1724 года для охраны Тифлисской крепости были отправлены 6 рот янычар, 4 копьеносцев, 2 роты артиллерии, 2 540 человек и 10 знамён по 120 человек из Эрзурума. Кроме того, на место солдат, ушедших добровольцами в Тифлис, были назначены солдаты из провинции Сивас. Кроме того, для обороны Тифлисского замка визирю Ахмад-паше, который был губернатором Дийарбакра и сераскером Равана, было предложено прибыть с 50 солдатами и 10 сержант-майорами и действовать в качестве охраны вместе с визирем Раджаб-пашой, стражем Тифлиса. Кади [шариатский судья], мута’салимам [правитель, обычно заместитель начальника провинции [вилайета; область, округ, территория вообще; Административная единица, введенная в Османской империи в ХIХ в. вместо эялета] или [санджака] области], кетхудам [помощник чиновника, министра; воинское и гражданское звание], янычарским сержантам и чиновникам айянского вилайета [тур. ayan-; vilayet; айян – знатное лицо член султанского Дивана] в провинции Чылдыр было направлено письмо, в котором сообщалось о возможности нападения из враждебных государству мест в окрестностях Тифлисской крепости. Поэтому, когда известие об этом было получено визирем Раджаб-пашой, опекуном Тифлиса, янычарами и сипахами были назначены приставы, чтобы обеспечить скорейшее прибытие тех, кто был готов к войне. Кроме того, для обороны крепостей Гори, Раван и Тифлис были назначены присланные из Румелии мутасарриф санджака Дукакин [тур. Dukakin sanca;;] Курд Мехмед-паша [тур. Kurd Mehmed Pa;a v] и мутасарриф санджака Ильбасан [тур. ;lbasan] Зайнал Мехмед-паша [тур. Zeynel Mehmed Pa;a] со своими воинами: 507 пехотинцами и 1 000 офицерами. 18 сентября 1724 года Мехмед Бахрам-паша был назначен на короткое время гвардейцем Тифлиса.
14-го июня 1725 года визирю Раджаб-паше, управлявшему Тифлисской провинцией, были переданы провинции Дийарбакр и Раван с условием охраны Раванской крепости. Бейлербей Чылдыра ’Исхак-паше было предложено перезимовать в Тифлисе и принять участие в обороне города. После того как стало ясно, что визирь Раджаб-паша, охранявший Тифлис, испытывает трудности как с охраной, так и с необходимыми государственными расходами, визирь ’Исхак-паша был назначен офицером. Вместе с бейлербеем в гвардию были направлены беи полков, владельцы вотчин и зеаметов, включая санджаки. Солдаты провинций Сивас и Чылдыр, участвовавшие в обороне Тифлиса, были назначены сопровождать правителя Эрзурума, визиря Мустафа-пашу, который был назначен в Гянджа и Ширван до полного завоевания Гянджа. Однако по необходимости солдаты провинций Сивас и Чылдыр были освобождены от обязанностей на стороне Гянджа и направлены на оборону Тифлиса. Им было предложено продолжать охранять Тифлис, как и прежде. 13-го декабря 1727 года ’Исхак-паша был вновь назначен главным стражем Тифлисской крепости. В проанализированных документах и источниках визирь ’Исхак-паша, губернатор Тифлиса и Чылдыра, после этого периода ещё несколько раз назначался на эту должность, но при этом не упоминается, по какой причине он был назначен повторно или почему был ранее уволен.
Адамели [тур. Ademeli], расположенный между Горийским замком и Грузией, охраняли Тифлисские губернаторы. Привратники Исма’ил-паши в Агча-кала [тур. A;cakala] в Тифлисе были недостаточно сильны для этой обороны. Поэтому Хасан-паша, стоявший на страже Кёпрю [тур. K;pr;], был отправлен на стражу Агча-кала со всеми своими привратниками. Поскольку оборона крепости Топ-Кара-Агач [тур. Topkaraa;a;] в Тифлисе имела важное значение, был назначен ‘Али, мутасарриф Казахского санджака[тур. Kazak sanca;;]. Опеку над Тифлисом султан Ахмад III, как и раньше, возложил на визиря ’Исхак-пашу в качестве постоянного юртлука. 9-го апреля 1729 года он вновь был отправлен на охрану крепости вместе с привратниками. В июне 1732 года главным гвардейцем Тифлиса был назначен Шахин Мехмед-паша. Однако его полномочия были недолгими, и визир ’Исхак-паша снова, и уже в последний раз был назначен бейлербеем Тифлиса.
Тифлисская крепость, как и другие крепости состояла не из одного, а из двух отдельных сооружений. Одной из этих двух крепостей — «Большая крепость», была на холме к юго-западу от реки Кура, а другая — «Малая крепость» на холме к северо-востоку от реки Кура. Изначально обе крепости были построены как внутренние крепости и окружены стенами. Позже вокруг них были построены поселения. Таким образом, потребность в обороне удовлетворялась с помощью стен вокруг поселений. Сразу же после завоевания началось восстановление повреждений Тифлисской крепости и зданий вокруг неё. Кроме того, чтобы укрепить единство внутри и предотвратить возможные конфликты, некоторые племена из округов, такие как Демирчи-Хасанли [тур. Demircihasanl;], Казак [тур. Kazak], Байдар [тур. Baydar], Баратли [тур. Baratl;], были привезены и поселены в местах, близких к Тифлисской крепости. В 1724 году для ремонта крепости был назначен архитектор Ибрахим-эфенди. Если вначале ремонт Тифлисской крепости проводился под руководством дефтердара [казначей] Сейида Махмуд-эфенди [тур. Seyyid Mahmud Efendi], то позже эту работу взял на себя дефтердар Лам‘и Халил-эфенди [тур. Lam’i Halil Efendi]. Помимо ремонта губернаторского особняка, казарм, форпостов, цистерн и фонтанов в крепости, были начаты работы по перестройке некоторых церквей в мечети. Все расходы на строительство и ремонт оплачивались за счет джизьи, собираемой в Бурса [тур. Bursa] и Кютахья [тур. K;tahya].
Лам‘и Халил-эфенди, который был заместителем казначея Тифлисского замка, был назначен смотрителем за строительством, чтобы провести ремонт на обветшалых участках вокруг Тифлисского и Чилдырского замков, которые нуждались в ремонте. Ему было сказано, что в случае необходимости он может получить подкрепление для ремонта, а деньги на необходимые расходы по ремонту замка были высланы из казны. Тифлисская крепость и расположенная напротив неё крепость Халабар [тур. Halabar Kalesi], а также места возле башни Шахбакти [тур. ;ahbakt; Kulesi] были отремонтированы архитектором Синан-ага [тур. Sinan A;a]. Кроме того, были отремонтированы мост через реку Кура и крепость Топ-Кара-Агач. На все ремонтные работы было потрачено 5 000 курушей. В мае 1724 года Мехмед был назначен из [;sit;ne-i Saadetten] для ремонта и обновления Тифлисской крепости.
В этот период ремонтные и укрепительные работы проводились и в других местах, помимо Тифлисской крепости. Назначенным архитектором было проведено строительство казарм янычар в крепости Шахтахти и особняка по соседству, а также оштукатуривание бассейна в этом районе, строительство внутреннего этажа и ремонт крепости Рибат. В 1726 году было признано необходимым провести ремонт в Тифлисской крепости, и о состоянии крепости было доложено [Dersaadete]. Согласно полученному ответу, дефтердар приказал отремонтировать крепость, а когда прибыл визирь, сообщил ему о её безопасности. В 1731 году было замечено, что некоторые части Тифлисской крепости нуждаются в ремонте. Было важно и необходимо, чтобы эти места регулярно ремонтировались и обслуживались. Поэтому визирь ’Исхак-паша провёл необходимые обследования и, соответственно, начал процесс ремонта и восстановления крепости. Однако, поскольку приближался зимний сезон, было решено сделать только самое необходимое, так как провести большой ремонт не представлялось возможным. Для этого Тифлисскому книгохранителю была выслана денежная сумма, быстро были найдены рабочие, и необходимые ремонтные работы были проведены.
Планировалось, что доставка необходимых припасов и боеприпасов в Тифлисе будет осуществляться через крепость Фаш [тур. Fa; Kalesi]. Согласно этому плану, припасы и боеприпасы должны были быть отправлены в крепость Фаш на кораблях, а оттуда на подводах доставлены в Тифлисе. По этой причине было предложено расширить и расчистить дороги от Фаша до Тифлиса. Кроме того, Османская империя начала принимать меры против возможного продвижения России на Кавказ. С этой целью в 1726 году визирю Мирза-паше, стражнику Фаша, было поручено отремонтировать крепость Фаш и расчистить дорогу на Тифлис. Кроме того, были начаты необходимые процедуры по очистке реки, текущей из Фаша в сторону Тифлиса, которая не упоминается в архивных документах. Работы по очистке и расширению дороги продолжались в 1727 и 1728 годах. Чтобы расчистить и расширить дорогу, ведущую в Тифлис для перевозки боеприпасов и сельскохозяйственных товаров, и быстрее завершить ремонт крепости, ‘Али, находившемуся в санджаке Гёне [тур. G;nye sanca;] и охранявшему крепость Фаш, были предоставлены необходимые боеприпасы, рабочая сила и рабочие.
После захвата Османской империей Тифлиса в этот период феодалам и священнослужителям были предоставлены особые привилегии, направленные на то, чтобы приучить немусульманское население региона к османскому правлению. Были приняты меры по возвращению переселенцев из этого региона, обеспечению их безопасности и предоставлению им возможности свободно исповедовать свои религиозные убеждения, и было замечено, что Османская империя мирным путём применила в Тифлисе «концепцию присвоения», которую она применяла с момента своего основания. С этой целью Ахмад III направил документ, в котором говорилось, что права и привилегии гарантируются католикос-патриарху Грузинской православной церкви Доментия IV Левановичу [1676–1741, тур. G;rc; Katolikosu Doment], брату Вахтанга VI.
Видимо, веротерпимости и религиозных привилегий, предложенных османами, оказалось недостаточным, чтобы изменить мнение о османах на положительное. Настолько, что, по мнению грузинских историков, вместо терпимости они пошли на сотрудничество с Россией, чтобы защитить свои религиозные убеждения, поскольку османы оказывали давление на грузинское духовенство. Кроме того, католикос грузинской церкви обратился к русскому царю Петру I. Сообщается, что они обратились за помощью к Петру. Епископ Христофор Аркийский из области Картли, митрополит Павел Тбилели и епископы: Николас Мровели, Манглели Арсений и т. д., а также Вахтанг VI и его сын Шах-Наваз Ибрахим, который также был ранее бейлербеем Тифлиса, находившиеся за пределами Тифлиса, также искали убежища в России. Однако отрицать, что османы действовали в рамках клиентелизма, не представляется возможным. Это видно на примере деятельности визиря ’Исхак-паши по обороне и восстановлению Тифлиса. Видно, что его интересовал важный вопрос оживления города и торговли путём возвращения людей, которые покинули город из-за нестабильности в регионе во время его опеки над Тифлисом. Из-за беспорядков часть людей расселилась по окрестностям. Визирь ’Исхак-паша поручил нескольким людям вернуть этих людей в Тифлис. Однако это не должно было быть сделано силой, потому что люди не просто так покинули свои места, их преследовали, и они были вынуждены переселиться в места, которые считали безопасными, потому что видели, что их не защищают.
После восстания 1725 года в Картли грузинский католикос Доментий уехал из Тифлиса в Лори, который в то время не находился под властью Османской империи. После отъезда Доментия по рекомендации Иессе [«Мустафа», он же «Али-Кули-хан», ум. 1727], сына Левана Картлийского [ум. 1709], грузинским католикосом был назначен Виссарион [Бесарион]. Узнав об этом назначении, Доментий отправился в столицу, чтобы встретиться с султаном Ахмадом III. Доментий, который был хорошо принят в Османской империи, попросил Ахмада III проявить милосердие к грузинским христианам. Однако после того, как визирь ’Исхак-паша и Иессе отправили султану письмо, в котором сообщали о деятельности Доментия против османской администрации в Тифлисе, ситуация изменилась, и Доментий был арестован и сослан на остров Тенедос [тур. Tenedos], ныне турецкий остров Бозджаада [тур. Bozcaada]. По другой версии он прибыл в Стамбул по личному приглашению османского Султана, а что касается деталей ареста, то согласно этому источнику он был арестован в декабре 1727 года, и сослан на девять лет в Стамбул.
В источниках мы также видим, что Османская империя применяла свою собственную поселенческую политику, которая использовалась для укрепления суверенитета на завоёванных землях в классический период, также и в Тифлисе. Из-за войн в регионе люди мигрировали в более безопасные регионы, чтобы защитить себя. Метод переселения был направлен на то, чтобы поселить кочевой народ на свободных местах в Тифлисе. С этой целью в Тифлис был направлен визир Ахмад-паша, губернатор Дийарбакра, который был назначен сераскером Равана. Влияние визира Ахмад-паши на кочевые племена в Демирчи-Хасанли, Казахском и других местах Тифлиса, Гянджинского и Горийского санджаков было эффективно использовано, и им было предложено поселиться в подходящих местах в Тифлисе. С расселением кочевых племён в подходящих местах Тифлиса город пытались оживить. Османская империя также переселяла проблемные группы и в другие регионы. Примером тому служит переселение лезгин [тур. Lezgi], которые организовывали набеги на грузинские земли, в Кахетинский район в 1727 году по указу султана Ахмада III. Однако в 1733 году в указе, адресованном визирю ’Исхак-паше, стражу Тифлиса, содержалась просьба о том, чтобы люди, покинувшие свои места из-за нападения лезгин и по другим причинам, смятенные и рассеянные, были переселены на прежние места, но без притеснений со стороны военных.
При этом предлагалось принять особые меры безопасности, например, в городах с интенсивной торговлей, на дорогах, в районах добычи полезных ископаемых, а также послать надежных государственных деятелей, чтобы они хорошо знали эти места и постоянно их осматривали. Кроме того, офицеры, назначенные для отражения возможных нападений на крепость, провинцию или для экспедиции, также отвечали за подавление нападений разбойников. Как правило, во время экспедиций, когда ответственное лицо находилось вдали от своего санджака, появлялись бандиты, пользуясь военным и административным вакуумом. Чтобы не допустить этого, в качестве дополнительной меры на время похода назначались отдельные чиновники, обеспечивающие безопасность региона. Если бандитские действия продолжались, в регион направлялись ближайшие военные силы. Если масштабы нападений увеличивались, в качестве отдельной поддержки отправлялись кавалерия и пехота. В итоге для борьбы с разбойничьими нападениями принимались всевозможные меры.
Османы интегрировали новые завоеванные территории с помощью практики тахрира [тур. Tahrir]. Тахрир означает «писать», «записывать», «заносить в книгу». Это была одна из важнейших практик османов после завоевания. Тахрир рассматривался как дополнительный элемент к завоеванию. В процессе тахрира выяснялись налоги, которые должны были поступать из завоеванного региона в казну, административная организация, которая должна была быть внедрена в регионе, налоговые обязательства и данные, необходимые для распределения дирликов [общее название для всех видов государственного содержания]. Записывались названия населённых пунктов — городов, поселков и деревень, налогоплательщики и освобожденные от налогов лица, имена их отцов, имущественное положение, вид и сумма налога, уплачиваемого реей, состояние земли, выращиваемые культуры и их количество, элементы земли — наличие, основание или имение, хозяйственная деятельность, торговые налоги и другие налоги. Все доходы распределялись между сипахи [«конник», «кавалерист»], участвовавшими в завоевании. В 1729 году в Тифлисе было записано 14 зеаметов и 137 тимаров. В 1730 году тимары и зеаметы были также приписаны к лицам, назначенным в крепости Тебриз, Тифлис, Ардебиль и Хой.
Поскольку в тахрирах учитывались облагаемые налогом товары, часть населения также включалась в эти переписи. Такие переписи проводились в Тифлисе и до османов. Большинство этих переписей были нерегулярными и не охватывали всё население. Как правило, турки/татары не учитывались в переписях, фиксировались дома, а не люди, и поэтому они не дают данных, которые могли бы дать нам четкое представление о населении региона. Если сравнивать доосманские переписи с османскими, то можно заметить явное богатство содержания. Это объясняется тем, что тахрир составлял основу управления в Османской империи. Тахрир заключался в подсчёте налогооблагаемых ресурсов региона и их записи в книги. В этих книгах содержалась важная информация о налоговых ставках крестьян, а также законных владельцев земель. Они также использовались для выделения определенных регионов для сбора налогов, которые должны были стать доходом солдат.
В Османской империи деревни на вновь завоёванных землях передавались в качестве вотчин сипахам, участвовавшим в завоевании. Так было и в Тифлисе, и сразу после завоевания некоторые части округов Кайгулу [тур. Kaygulu] и Соганлу [тур. So;anlu] попросили провести межевание на предмет зеамета и вотчин. В 1724 году в Тифлис началась подготовка к генеральному межеванию с целью поддержания порядка и организации налогов. Были назначены Авни-эфенди [тур. Avni Efendi], один из дьяков [Defterhane-i amire], и два [nefer] из числа подмастерьев дьяков [Defterhane-i]. В то время как в санджаках Казак и Агча-кала Тифлисской области велась регистрация, она не могла быть завершена из-за нападения иранцев на эти регионы. По этой причине было предложено провести обследование ещё раз. Кроме того, поскольку Горийский санджак, также расположенный в Тифлисской губернии, ещё не был обследован, двум писарям, которые были назначены для обследования Хамадана, было поручено отправиться в вышеупомянутые места в Тифлисе для завершения обследования. Кроме того, поскольку обследование сёл и городов Тифлисской губернии проводилось нерегулярно, было сочтено необходимым провести новое обследование, и для этого был назначен Мустафа-Рухи [тур. Mustafa Ruhi], один из бывших писарей-бухгалтеров. Ихсан, Садик и ‘Абд Аллах, счетоводы Тифлиса, были назначены в его распоряжение в качестве приказчиков для проведения обследования.
Поскольку Тифлис был завоёван «мирным путём», принципы, которых следовало придерживаться при определении имущества жителей и администраторов при обследовании, были доведены до сведения главного бухгалтера Ибрахима указом, изданным [Divan-; H;mayun]. Исследование Тифлиса было завершено 4-го мая 1728 года под названием «Defter-i Mufassal-; Eyalet-i Tiflis». Подготовленные в результате тахрирского процесса икмальные и муфассальные книги были отправлены [Defterhane-i Amire]. Сегодня эти записи зарегистрированы в Османском архиве при Президенте Республики как реестры земельных владений под номерами «№897» и «№900». Кроме того, существует ещё одна книга тахрир, датированная 1728 годом, зарегистрированная под номером №3966 в классификации «Maliyeden M;devver Defterler». Муфассальная книга Тифлиса состоит из двух томов. В ней содержится информация о социально-экономическом устройстве Тифлиса, политическом положении, истории-географии, статистике и многом другом. В конце этой тахрирской записи было добавлено несколько страниц, чтобы включить информацию о зарплате сотрудников мечетей-основателей в Тифлисе, их работе и о том, кем они являются. Книга является важным источником информации о Тифлисе в частности, и о Грузии в целом.
Османская империя разделила Тифлис на санджаки по размеру, и управление Тифлиса было поручено санджак-бею [в ранний период военно-административный управитель санджака — второй по уровню административной единицы после эялета]. В 1728 году Тифлисская губерния состояла из Тифлисского [тур. Tiflis], Сомхитского [тур. Somhit], Агча-кальского [тур. A;;akal’a], Горийского [тур. Gori], Триалетского [Trialet], Кайкулиского [тур. Kaygulu] и Казахского санджаков [Kazak].
Тифлисский санджак включал Баратлинский [тур. Baratl;], Байдарский [Baydar] и Демирчи-Хасанлинский [тур. Demirci Hasanl;] округа; Сомхитский санджак [тур. Somhit] — Меркезский, Тасирский [тур. Ta;;r] и Пенбекский округа [тур. Petek / Penbek]; Казахский санджак — Ахталинский [тур. Ahtala], Инчский [тур. ;nce], Чуварский [тур. ;uvar] и Тюркский [тур. T;rk] округа; Горийский санджак — Сисинский [тур. Sisi], Бадринский [тур. Bedre], Имрахорский [;mrahor], Кара-Калханский [тур. Karakalkan], Шансийский [;ansi], Мухранский [тур. Muhran] округа; Триалетский санджак [тур. Trialet sanca;;] — Триалетский [Trialet] и Кумаретский [тур. Kumaret] округа, а Кайкулинский [Kaygulu] и Агча-кальский [тур. A;;akal’a] санджаки не имели округов. В тоже время, в работе Фикрета Сулайман-оглу [тур. Fikret S;leymano;lu] упомянуты шесть санджаков, в его списке отсутствует т. н. «Казахский санджак». Есть и другие отличия, так в Агча-кальский санджак у Фикрета Сулайман-оглу включает в себя «Ахталинский, Инчский, Чуварский, Тюркский [под]районы», тогда как у авторов Кубра Нур Челика [тур. K;bra Nur], ;elik], Мурада Туглука [тур. Murat Tu;luca] эти «подрайоны» записаны в «Казахский санджак».
Одним из наиболее распространённых методов, интеграции завоеванных регионов в собственную структуру, было создание вакфов. Вакфы, оказавшие значительное влияние на город в Османской империи, представляли собой учреждения, которые добавляли ценность с точки зрения религии, социальных, культурных, экономических и административных аспектов. Это придавало османскому городу облик, отличный от поселений в сельской местности. Таким образом, центральное господство в городах усиливалось, и они становились сильнее. Султаны, великие визири, государственные деятели или богатые люди создавали вакфы, которые пытались ответить на многие нужды и проблемы общества. Этот процесс можно проследить и на примере Тифлиса. Действительно, после того как османы захватили Тифлис, они попытались ускорить процесс интеграции, создавая различные вакфы. Большую часть информации о фондах, созданных в Тифлисе, можно найти в записях тахрира.
В разделе «Вакф-наме» [тур. Vak;fname], который был добавлен к последней части тахрирских записей, составленных в 1728 году, мы находим информацию об истории фондов в Грузии. Здесь содержится общая информация о мусульманах, работавших в Тифлисе и выполнявших свою работу. В «Вакф-наме» также записаны обязанности, работа и зарплата служителей мечетей. Среди этих должностных лиц в общей сложности 94 домохозяйства были зарегистрированы как мударрисы [преподаватели в медресе], шайхи, хатибы, имамы, муэдзины, ферраши [тур. ferra;; служащий в мечети], попечители, доверенные лица, девирханы [тур. devirhan; чтецы Корана], курраханы [тур. kurrahan], муаллимы [преподаватели], беввабы [тур. bevvab], каби [тур. cabi], катибы [писари], назиры [помощник управляющего вакфом, называемого мутавалли] и муллы. Этот вид информации также позволяет получить сведения о доходах жителей и служащих медресе. Помимо мечетей и медресе, в Тифлисе существовала суфийская завийа братства Накшбандийа. Шайх Исма’ил из Дийарбакра основал эту завийа для своей религиозной деятельности. Позже он вернулся в Дийарбакр, и его сменил Сейид Касим, муфтий Тифлиса.
В 2011 году, в г. Анкара [совр. Турция] турецким автором Али Синаном Бильгили [тур. Ali Sinan Bilgili], на основе архивных документов, была издана работа под названием «Iran, Azerbaycan, Ermenistan ve G;rcistan’da Osmanli Vakiflari [XVI–XVIII. Y;zy;llar]» [рус. Османские вакфы [фонды] в Иране, Азербайджане, Армении и Грузии [XVI–XVIII вв.]]. В данной работе, впервые мы имеем возможность ознакомится с копиями «хозяйственных» документов проливающие свет на деятельность по содержанию османских вакфов [араб. — букв. «остановка», «приостановление», «удержание» — в мусульманском праве имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели] для поддержки некоторых мечетей и медресе в Тифлисской провинции, закавказскими бейлербеями, такими как Раджаб-паша и ’Исхак-паша, Гянджинский бейлербей Ахмад-паша, и ширванский правитель [тур. ;irvan h;kimi] Да’уд-хан ал-Мушкури [тур. D;vud Han], которые как становится ясным из документов основали/имели в городе Тифлис [в её крепости] свои вакфы [vak;f]. Так, во время османского правления в Тифлисе были открыты новые или отремонтированные мечети и медресе. Были заложены фундаменты для шести мечетей и медресе: мечеть и медресе Султана Ахмада [тур. Sultan Ahmed Camii], мечеть Ибрахим-паши [тур. ;brahim Pa;a Camii], мечеть кетхуды Мехмеда-паши [тур. Keth;da Mehmed Pa;a Camii], мечеть Да’уд-хана ал-Мушкури [тур. Davud Han Camii], мечеть и медресе ’Исхак-паши [тур. ;shak Pa;a Camii], мечеть и медресе Сини [Исни] [тур. Sini[;sni] Camii]. Сведения о доходах и расходах этих мечетей и медресе, а также о зарплате их сотрудников включены в т. н. тахрирские записи, составленные в 1728 году. Все мечети, построенные во времена османского владычества, были снесены в 1735 году, когда Надир-шах занял Тифлис.
1]. Первая мечеть и медресе, построенная в Тифлисе после османского завоевания, была возведена в честь султана Ахмада III. Мечеть называлась мечеть «H;nk;r» [тур. букв. «Владыка/Повелитель»]. Фундамент для этой мечети и медресе был заложен 31-го августа 1723 года.
2]. Вторая мечеть была построена в честь визиря Ибрахим-паши, который был бейлербеем Эрзурума и служил сераскером Тифлиса. Фундамент для мечети Ибрахим-паши был заложен в 1725 году [Gence Kap;s;].
3]. Третья мечеть была построена в крепости Джелаир [тур. Celayir/Celaver; Celayir Kalesi] в Тифлисе — кетхудой Мехмед-пашой [Keth;da Mehmed Pa;a], камергером визиря Ибрахим-паши, который также был сераскером Тифлиса.
4]. Четвёртая мечеть была построена в районе «Рибат-и-Тифлис» [тур. Ribat-; Tiflis] Да’уд-ханом ал-Мушкури [тур. Davud Han], правителем Ширвана [просуществовала как минимум до 1728 года].
5]. Пятая мечеть и медресе была предположительно построена в центре Тифлиса в 1725 году визирем ’Исхак-пашой [тур. ;shak Pa;a], назначенным бейлербеем Тифлиса. Кроме того, рядом с медресе была открыта санбийская школа [общее название, данное начальным учебным заведениям Османской империи].
6]. Шестая мечеть и медресе Сини была расположена на плацдарме перед крепостью Джалаир / Исни [Celayir Kalesi]. Мечеть была впервые построена во времена правления шаха Исма’ила I после кампании 1522–23 годов. После взятия османами Тифлиса она была отремонтирована, и открыта для богослужений ‘Али-ага [Ali A;a], одним из чиновников [derg;h-; ;li]. Рядом с медресе также была построена школа.
В Тифлисе, в округе Акча-кала [Ak;akal’a Nahiyesi] также функционировал вакф/фонд который был наделён некоторыми доходами, чтобы обеспечить пропитание его руководителя, некого мударриса Малла ‘Абд Аллаха [тур. M;derris Molla Abdullah], о котором ничего не известно, но предполагается, что он был мударрисом [преподавателем в мадраса], судя по его полному «имени». Отметим также, что из всех упомянутых мечетей, и вакфов при них, только у мечети Ширванского хана Да’уд-хана ал-Мушкури не было собственного дохода [у неё отсутствовали собственные красильни, пекарни, бани, магазины и т. д.], она финансировалась напрямую из вакфа султана Ахмада III.
Примечания
№1. Тимар [тур. timar] — общее название ленных земельных владений; условное наследственное земельное владение в Османской империи в Средние века. Тимар раздавались из фонда государственных земель за несение военной службы. Держатель тимара [тимариот] был обязан участвовать в военных походах турецкой армии с вооружёнными конными воинами, по одному на каждые 3 тысячи акче [мелкая серебряная монета] дохода. За особые заслуги тимариота размеры тимара могли быть увеличены. В 30-х гг. XIXв. система тимара была ликвидирована; к этому времени она изжила себя в результате присвоения тимара их владельцами и отказа от несения военной службы;
№2. Визир — высший государственный сановник в Османской империи и ряде других стран Востока. Визиры входили в Диван султана. Титул визира имели также паши высшего ранга — трёхбунчужные паши, обычно назначавшиеся на пост бейлербея. Особую категорию визиров составляли кубба-визиры, образовавшие особый государственный совет при султане — кубба алты. Главным среди визиров был великий везир — садразам, который являлся верховным руководителем всей государственной администрации и главнокомандующим турецкой армии;
№3. Вакф-наме — вакуфная грамота, составленная учредителем вакфа, содержащая условия посвящения в вакф земельного владения и другого имущества, описание передаваемых в вакф владений и доходов с них, а также перечисление целей, на которые он предназначен. Обычно в конце вакуфной грамоты стоят подписи свидетелей;
№4. Бейлербей — «бей над беями» —правитель провинции, называвшейся эялет. В его ведении находились как гражданская администрация, так и военные силы феодального ополчения и местных гарнизонов янычар, которыми он командовал во время военных походов. За свою службу бейлербеи получала земельное владение хасс с годовым доходом, в зависимости от размера эялета, от 600 000 до 1 300 000 акче. Бейлербеи получали титул паши или мир-мирана; многие из них имели высшее гражданское звание визира;
№5. Дефтердар — «хранитель дефтера» — чиновник государственного казначейства, ведавший той или иной статьей дохода. Во главе таких чиновников стоял главный дефтердар [баш дефтердар] — начальник государственного казначейства — один из важнейших сановников султанского двора. Особые дефтердары ведали финансовыми делами Румелии, Анатолии, Стамбула, Халеба и других крупнейших областей Османской империи;
№6. Диван — 1. Государственный совет при султане, возглавлявшийся великим везиром. 2. Объединенное административное управление нескольких деревень или небольших городов;
№7. Дирлик — «средство для жизни», «кормление», — общее название для всех видов государственного содержания: денежного [жалованье] или земельного пожалования [тимар, зеамет. хасс и пр.];
№8. Кади — судья. Обычно стоял во главе административно-судебного округа, называвшегося каза, где он осуществлял судопроизводство, следил за выполнением предписаний верховной власти местными чиновниками. В зависимости от присвоенного ранга, кадии получали жалованье 500, 300, 150 и 60–70 акче. Кроме того, очи самостоятельно взимали сборы с населения за производившиеся ими различные юридические акты, составление и засвидетельствование бумаг и пр.;
№9. Кетхуда — воинское и гражданское звание. Это звание носили чиновники особых поручений при кетхуда-бее;
№10. Мир-лива, или мир-и лива — то же, что санджак-бей; Лива — то же, что санджак;
№11. Назир — помощник управляющего вакфом, называемого мутавалли. Иногда назиры выполняли и обязанности мутавалли;
№12. Паша — высший феодальный титул, присваивался как военным, так и гражданским сановникам — таким, как везир, бейлербей, санджакбей. Титул паши имел три степени, каждой из которых присваивался особый знак достоинства — один, два и три бунчука;
№13. Санджак — 1. Знамя воинской части, флаг государства. 2. Военно-административная единица, подчиненная эялету. Во главе её стоял санджакбей или мир-лива, называвшийся позже мутасарриф;
№14. Санджакбей — правитель санджака [ливы] и начальник вооруженных сил его;
№15. Сераскер — главнокомандующий армией во время походов. Обычно этот пост поручался великому визиру или одному из провинциальных наместников — бейлербеев. Первые турецкие султаны сами возглавляли походы своих армий;
№16. Сипахи — «конник», «кавалерист» — воины двух категории феодального войска Османской империи: 1. Улуфели сипахи — «сипахи с жалованьем» — воины придворного, состоявшего на жалованье, кавалерийского войска. В его составе имелось шесть полков, называвшихся бёлюками. Численность этой гвардии доходила в XVI в. до 6 000 чел. 2. Тимарлы сизахл — «сипахи с тамазами» — воины кавалерийского феодального ополчения, владевшие ленами [тимарами, зеаметами и др.] и в соответствии с доходами с них обязанные выходить в поход. сами и выводить положенное число всадников — джебелю и гуламов. Владельцы мелких тимаров сами шли в поход в качестве джебелю. Они назывались также сувари. В ХVIв. численность их достигала 200 000 человек.
Автор: ‘Али Албанви
Литература
1. ‘Али Албанви. Да’уд-бек ал-Мушкури: новые сведения из биографии правителя Ширвана, Лезгистана и Дагестана: сборник документов, статей и переводов — Махачкала: ООО «Издательство «Лотос», 2024. С. 176–181.
2. Качарава Э. Доменти IV // Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 117–119.
3. Керимли В.Г. Тюрки в Грузии. Баку, «Текнур», 2011. С. 14–16; 105–106. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mii.az/wp-content/uploads/Vuqar-Kerimli-2.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2025). — Яз. рус.
4. Ломинадзе Б. Материалы к хронологии Грузии XVII–XVIII вв. // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1951. Вып. №29. С. 67–74 (на рус. и груз. яз.).
5. Метревели Е. Груз. агиографический сб. и его составители // Тр. Тбилисского пед. ин-та. Тбилиси, 1950. Вып. №8. С. 78–81.
6. Мина Розен. Иерусалим в османскую эпоху. Часть 8. Издательство Открытого университета. Тель-Авив. 1998. С. 41. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://jhist.org/ir/jer_08.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2025). — Яз. рус.
7. Тверитинова А.С. Аграрный строй Османской империи XV–XVII вв.: документы и материалы / Сост., перев. и комм. А.С. Тверитинова. М.: Издательство восточной литературы, 1963. С. 193; 195; 197; 198–199; 200; 201; 202; 203; 205; 206; 208; 210; 213; 214; 216. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/wall-52136985_16136, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2025). — Яз. рус.
8. Терминологический словарь [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2025). — Яз. рус.
9. Чедия А.Р. Реестр Османов Мехмеда Сюрейя — ценный источник сведений по истории кавказских диаспор Османской империи. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. №4. — 2022. С. 44; 45. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2025). — Яз. рус.
10. Ali Sinan Bilgili. Iran, Azerbaycan, Ermenistan ve G;rcistan’da Osmanli Vakiflari (XVI–XVIII. Y;zy;llar). Vak;flar Genel M;d;rl;g; Yayinlari. Ankara. 2011. S. 80; 96; 286; 296; 365. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2025). — Яз. тур.
11. K;bra Nur ;elik, Murat Tu;luca. Tiflis’in Fethi ve Osmanli’ya Entegrasyon ;abalari (1723–1735) // Uluslararas; Tarih Ara;t;rmalar; Dergisi (UTAD) The Journal of International History Researches. №6 (2). 2022. S. 49–71. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/2461854, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2025). — Яз. тур.
12. Fikret S;leymano;lu. Osmanl; Hakimiyeti D;neminde Tiflis Eyaleti’nin Demircihasanl; Nahiyesine Dair1 (1723–1728). Akademik Tarih ve D;;;nce Dergisi. Cilt: IV Say;: XIII / Aral; / MMXVII. 2017. S. 199–205. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/451272, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2025). — Яз. тур.
13. T;rkiye Diyanet Vakf; ;sl;m Ansiklopedisi: Gelibolu-Haddesen; Ankara: TDV, 1996. 14. c. [16, 554 s.]. S. 315. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2025). — Яз. тур.
14. ;sl;m ansiklopedisi: Gelibolu – Haddesen;: T;rkiye Diyanet Vakf;, ;SAM T;rkiye Diyanet Vakf ;;sl;m Ara;tr;malar ;Merkezi. T;rkiye Diyanet Vakf ;;sl;m Ansiklopedisi Genel M;d;rl;;;ю 1996. S. 315. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2025). — Яз. тур.
15. T;rkiye Diyanet Vakf; ;sl;m ansiklopedisi. TDV ;sl;m Ara;t;rmalar; Merkezi, T;rkiye Diyanet Vakf;. ;sl;m Ansiklopedisi Genel M;d;rl;;;. T;rkiye Diyanet Vakf;, ;sl;m Ansiklopedisi Genel M;d;rl;;;. Т. 14. 1988. S. 315. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2025). — Яз. тур.
16. Tiflis [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ayed.com.tr/tiflis, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 10.06.2025). — Яз. анг.
Свидетельство о публикации №225061200954