Абд ар-Раззак ал-Мушкури кади и муфтий Шамаха, спо
‘Абд ар-Раззак-эфенди ал-Мушкури [ал-Хосрови аш-Шамахи аш-Ширвани] [азерб. Abdurr;zzaq ;f;ndi ;l-M;sk;ri, ум. после 1734/35] — мушкурский и ширванский суннитский богослов, муфтий Ардебиля [май 1722 г.] и кади [шари’атский судья] и муфтий Шамаха [сентябрь 1722 г.], имел своё собственное мадраса.
Из сочинения «Каиме» [тур. «Повествование»] — это сведения о Персидском государстве, подготовленные по поручению Высшего совета [Диван] Османской империи подготовленного ‘Али-бей Бадр ад-дин-зада нам известно, что после взятия лезгинами города Ардебиль в мае 1722 года, Да’уд-хаджжи ал-Мушкури назначил там некого ‘Абд ар-Раззак-эфенди кади и муфтием:
«А когда [Давуд-бей] с этих мест совершил, призывающий к порядку, поход на Ардебиль, сунниты [Мугани], кетхуда [воинское и гражданское звание] и главы [племён] изъявили повиновение, и за семнадцать дней захватили Ардебиль, уничтожили ши;итов, разграбили [город], взяли бесчисленное множество добычи. [Давуд-бей же], назначив каим-макамом [глава провинции] Муганского калантара [глава, старшина племени] упомянутого Ахмад-хана, а учёного человека по имени ‘Абд ар-Раззак-эфенди — муфтием и кади, [сам] вернулся обратно».
Очередные сведения датированы сентябрём 1722 года, когда ‘Абд ар-Раззак-эфенди был включён в делегацию, сформированной Да’уд-хаджжи ал-Мушкури для ведения военно-политических переговоров с Османским государством. Делегация состояла из 14 лиц, облечённых духовным саном, а также административными полномочиями, Малла [Мавлана] ‘Абд ар-Раззак-эфенди упоминается как кади г. Шемаха. Согласно турецким источникам в конце 1722 года лезгины отправили делегацию в г. Стамбул с повторным требованием о признании ал-Хаджжи Да’уда ал-Мушкури их правителем и принятия Дагестана и Ширвана под покровительство Османской империи, о чём подробно рассказал в своей работе турецкий историк Исма’ил Узунчаршилы [см. Uzun;ar;;l; ;. H. Osmanl; Tarihi. Ankara. 1988. S. 188.]. Делегация достигла Стамбула в сентябре 1722 года. Между тем, из турецких архивных документов [см. K;;;k ;elebi-z;de ;smail As;m, Tarih, ;stanbul, 1282.] следует, что делегация лезгинских повстанцев состояла из 14-ти лиц, облечённых духовным саном, а также административными полномочиями и приводится персональный [11 имён из 14] состав миссии из Ширвана. В частности, называются имена следующих лиц:
1. [Мавлана] Мухаммад-Хами[д], посланник;
2. [Мавлана] Аййуб, муфтий Шемаха;
3. [Мавлана] ‘Абд ар-Раззак, кади [казиси] Шемаха;
4. [Мавлана] Мухаммад;
5. [Мавлана] Мухаммад б. ал-Хаджжи, настоятель Соборной мечети;
6. [Мавлана] Саййд Хашим;
7. Шайх ‘Абд ар-Рахман;
8. [Мавлана] Джабра’ил;
9. Насир-хаджжи [предположительно племянник Да’уд-бека ал-Мушкури];
10. ‘Али-хаджжи [это имя в документах упоминается ещё и как один из организаторов штурма Шемаха в 1721 году на ряду с Малла Джами ал-Мушкури; предположительно здесь идёт речь об визире правителя Ширвана Да’уд-бека ал-Мушкури, организатора свержения Кубинского хана в резиденции Худате в 1711 [по другой, уточнённой версии 1720] году — ал-Хаджжи Га’йбе [ал-Хаджжи-‘Али] Султан-Мураде Алпанви];
11. Ал-Хаджжи Мухаммад-‘Амин [ал-Хаджжи Мухаммад-‘Амин б. Ахмад ал-Мушкури, племянник Да’уд-бека ал-Мушкури, упоминается как один из организаторов штурма Шемаха в 1721 году на ряду с другими повстанцами].
На фото: Сочинение «Масабих ас-Сунна» переписанное и переданное в вакф мадраса ‘Абд ар-Раззак-эфенди ал-Мушкури // Сборник хадисов Масабих ас-Сунна (шафиитский мазхаб) шейх-уль-ислама Абу Мухаммада аль-Багави, известный как ал-Хафиз аль-Багави [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/albanvi?w=wall-226094171_863, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2025). — Яз. рус.
Далее имя богослова ‘Абд ар-Раззак-эфенди ал-Мушкури [в оригинале: «‘Абд ар-Раззак Афанди Мускури»] упоминается на полях переписанного сочинения «Масабих ас-Сунна» [«Светоч Сунны»] или «Масабих ад-дуджа» [«Светочи в темноте»], за авторством шафи‘итского имама Абу Мухаммада ал-Багави] ал-Багауи [1044–1122; нисба богослова образована по названию города Баг [Багшур] в Хорасане, который расположен между городом Марв ар-Руд [Мерверкуд] и Гератом, ныне Афганистан] в 1147 г. х. / 1734–35 г. по милади. Упомянутое сочинение было переписано двумя частями: первая часть была написана Мухаммадом б. Ахмадом для «своего брата» Ахмада аш-Шамахи, и отдана как вакф [фонд] в мадраса ‘Абд ар-Раззак-эфенди ал-Мушкури, а записи во второй её части гласят, что она была переписана Ахмадом б. Ага-Мухаммадом из [области] Кулхана на службе у ‘Абд ар-Раззак-эфенди ал-Мускури [ал-Мушкури], в мадраса «Хосровийа».
Мадраса «Хосровийа» — религиозное учебное заведение, предположительно расположенное в селе Хосров [азерб. Xosrov] Агдашского магала [ныне село в Агдашском районе современного Азербайджана], от чего вероятно оно и получило своё название [известно, что выходцы из данного села носили нисбу «ал-Хосрови»]. Что касается переписчиков сочинения, то имена Мухаммад б. ’Ахмад аш-Ширвани [азерб. Muhammed b. Ahmed ;irv;n;], а также Ахмад б. Ага-Мухаммада из [лезгинской исторической области, вилайет] Кубба-Кулхан, то ранее они нам не встречались, то же самое касается имени выходца из Шемаха — Ахмада аш-Шамахи [нисба «аш-Шамахи» указывает на принадлежность её носителя к Шемаха, ныне город в современном Азербайджане, административный центр Шемахинского района].
Примечания:
№1. Кади — шари’атский судья. Обычно стоял во главе административно-судебного округа в Османской империи, называвшегося каза, где он осуществлял судопроизводство, следил за выполнением предписаний верховной власти местными чиновниками. В зависимости от присвоенного ранга, кадии получали жалованье 500, 300, 150 и 60–70 акче. Кроме того, очи самостоятельно взимали сборы с населения за производившиеся ими различные юридические акты, составление и засвидетельствование бумаг и пр.;
№2. Каза — судебно-административная единица, являющаяся местом пребывания кади;
№3. Кетхуда — воинское и гражданское звание. Это звание носили чиновники особых поручений при кетхуда-бее;
№4. Каим-макам — в Османской империи подразумевала государственного сановника [крупный чиновник], который исполнял в т. ч. обязанности великого визира, находящегося в действующей армии; беглярбек эялета [букв. «глава провинции или области»], «глава местного аппарата управления», отчитывающийся перед великим визирем, т. е. перед главным министром султана Османской империи;
№5. Мавлана [араб. — букв. «наш господин»] — господин, покровитель;
№6. Муфти, муфтий — высшее духовное лицо, являющееся религиозно-юридическим авторитетом по вопросам применения шариата, высказывающее свое мнение в фатве.
№7. Калантар — здесь: старшина племени.
№8. Кубба-Кулхан — во второй половине XVIII века, область Гулахан, которая фигурирует уже как «Калхан» или «Кулахан» слилась с исторической «областью Куба». Именно с этого момента в источниках фигурирует область под новым названием «вилайет Кубба-Калхан», выходцы которой и носили нисбу «ал-Калхани». Отметим также, что помимо выходцев из области/вилайета Кубба-Кулхан [лезг. Къулгьан], такую же нисбу носили выходцы из горного лезгинского села Гельхен, что в Курахском районе современного Дагестана.
Автор: ‘Али Албанви
Литература
1. ‘Али Албанви. Да’уд-бек ал-Мушкури: новые сведения из биографии правителя Ширвана, Лезгистана и Дагестана: сборник документов, статей и переводов — Махачкала: ООО «Издательство «Лотос», 2024. С. 125–126.
2. ‘Али Албанви. Подробности переговоров делегации лезгин в Стамбуле в 1722 году [Электронный ресурс] Режим доступа: https://dzen.ru/a/aAff4loH_kS7smd9, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2025). — Яз. рус.
1. «Каиме» Бедреддинзаде Али-бея (статья 1) // Известия АН Аз. ССР. Серия: История, философия, право. Баку, 1988. №3. С. 75. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана [дата обращения: 11.06.2025]. — Яз. рус.
3. Козлова А.Н. Неизвестные сведения о Дагестане в уникальной рукописи Мухаммад-Казима «Наме-йи Аламара-йи Надири» («Мироукрашающая история Надира»). Махачкала: Издательство ДГУ, 2011. С. 112. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35GUhA, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2025). — Яз. рус.
4. Сборник хадисов Масабих ас-Сунна (шафиитский мазхаб) шейх-уль-ислама Абу Мухаммада аль-Багави, известный как ал-Хафиз аль-Багави [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/albanvi?w=wall-226094171_863, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2025). — Яз. рус.
5. Тверитинова А.С. Аграрный строй Османской империи XV–XVII вв.: документы и материалы / Сост., перев. и комм. А.С. Тверитинова. М.: Издательство восточной литературы, 1963. С. 202; 203. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/wall-52136985_16136, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2025). — Яз. рус.
5. Munir Aktepe, Patrona isyani 1730, Istanbul 1958. S. 75. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2025). — Яз. тур.
7. K;;;k;elebizade Ismail As;m. Tarih-i Ismail As;m Efendi: Tarih-i ;elebizade: K;;;k ;elebizade. Matbaa-i ;mire, 1865. S. 22–24 [29–31]. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2025). — Яз. тур.
8. Uzun;ar;;l; ;. H. Osmanl; Tarihi. Ankara. 1988. S. 188.
Свидетельство о публикации №225061200959