Экспедиция Ильханидов в Легзистан
«Лезгины, проживающие в бассейне Самура, включающем юго-восток современного Дагестана и северо-восток современного Азербайджана, — один из древнейших народов Кавказа. На протяжении всей истории лезгины, жившие по соседству с чеченцами, грузинами и персами, назывались латинянами — леги [Legea], грузинами — леки/лекзи [Leki/Lekzi], иранцами и арабами — лекз [Lekz], русскими — лезгинами [Lezgin].
Об истории лезгин, которые в основном встречаются в учебниках географии как народ, в древности поселившийся вокруг города Дербенд на побережье Каспийского моря, сведений мало. Однако известно, что они веками жили на одной и той же территории, не находясь под властью какого-либо государства. Хотя некоторые лезгины приняли ислам во время арабских набегов в VII–VIII веках, их полная исламизация произошла в 1400-х годах. Находясь между севером Каспийского моря и Южным Кавказом, лезгины, подвергавшиеся в ходе исторического процесса многочисленным набегам, во время западного похода Чингисхана вступили в контакт с монголами. Джабба [Cebe] и Субэтэй [S;betey], мобилизованные по приказу Чингиз-хана с армией в 20 000 человек, сначала отправились в Иран через Хорасан, оттуда в [Персидский] Азербайджан за султаном Мухаммадом Хорезм-шахом, затем на Кавказ, дважды победили грузин, одну из важных держав региона, и, заручившись покорностью правителя Шемаха, перешли Дербент и разгромили лезгов. С другой стороны, лезгины также вошли в историю Ильханидов в связи с походом во времена правления Абака-хана.
Так, в Рашид ад-дин упоминает, что «Сахиб-и Диван» Шамс ад-дин Мухаммад Джувейни, разрешив ситуацию с беспорядками в Анатолии и приведя её в порядок, вернулся на север и двинулся к Дербенту, к горе Эльбрус и Легзистану [Legzistan]. Автор утверждает, что племена [лезгины], живущие в этом регионе, которые никогда не были покорены, были покорены мерами Сахиб-и Дивана. Параллельно с рассказом Рашида ад-дина, Ибн Биби [;bn Bibi], описав деятельность Сахиб-и Дивана Шамс ад-дина Мухаммада Джувейни в Анатолии и его похвальные качества, кратко упомянул об экспедиции Ильханидов против лезгин и включил в свой труд прозаический рассказ об этой экспедиции.
В начале «Фатих-нама» рассказывается, что к жителям окрестностей Эльбруса иногда относились с добротой и терпимостью, а иногда — с жестокостью, а затем упоминается, что посланные им приговоры были встречены с высокомерием и надменностью. Соответственно, часть лезгин, проживавших в 500 000 семей в более чем 30 000 селениях и никогда не подвергавшихся покорению ни в один период, толпами бежала перед лицом похода, возглавляемого Сахиб-и Диваном Шамс ад-дином Мухаммадом Джувейни; те, кто остался, были приведены в повиновение Ильханидам. Лезгины, таким образом, получили хил’ат и другие подарки. Безымянный замок и его ворота, разрушенные во время этого похода, были отстроены и отремонтированы. Для защиты этого места было выделено 30 000 полностью экипированных воинов. До наступления холодов и снегопадов необходимые меры были приняты в течение десяти дней, а то и меньше, и регион был полностью включен в состав Ильханидского государства. По сути, с этой экспедицией шла речь о расширении территории Ильханства».
Автор перевода: ‘Али Албанви
Литература
1. Yusuf Ziya Karaaslan. ;lhanli H;k;mdari Abaka Han Ve Etrafindaki D;nya [1265–1282] // T.C. Bursa Uluda; ;niversitesi Sosyal Bilimler Enstit;s; Tarih Anabilim Dali Genel T;rk Tarihi Bilim Dali. Bursa — 2022. S. 149–150. [Электронный ресурс] Режим доступа: ограниченный. — Загл. с экрана (дата обращения: 11.06.2025). — Яз. тур.
Свидетельство о публикации №225061200968