Дым унесло наших костров... Часть пятнадцатая
ПЕРВЫЙ СЕЗОН
Часть четырнадцатая http://proza.ru/2025/02/19/670
Последняя «таборовка». Королевская гадюка.
Утром мы встали довольно поздно. Солнце уже поднялось над лесом и просвечивало сквозь пожелтевшие кроны осин, наполняя дрожащие листья янтарным светом. Валерий бродя по болоту вчера, натер ноги и попросил меня помочь обработать ему влажные мозоли. Я достал из своей походной аптечки все необходимое: бактерицидный пластырь, лейкопластырь, ножницы и клей БФ-6. Увидя этот клей, он удивился:
- Зачем клей-то? Ведь не резину клеим.
- Этот клей – универсальное средство. Им можно и палатку заклеить, и раны обработать. Он обволакивает ранку и создает защитный слой, по типу «фурапласта». Применяется наружно при лечении ран, пролежней и ожогов второй-третьей стадии.
- Пролежни нам здесь не грозят – усмехнулся начальник партии.
Я открыл флакон со спиртом и взял в руку хирургические кривые ножницы, чтобы удалить лоскутки поврежденной кожи,. Видно было, как начальник партии при виде ножниц «струхнул», даже зажмурился. Я решил немного попугать его в шутку.
- Придется резать по живому, без анестезии. Сиди, не шевелись, чтобы пальцы ненароком не отрезать - едва сдерживая смех, произнес я, поигрывая блестящими хирургическими ножницами.
- Ты уж поаккуратней, «лепила», ведь работа еще не закончена. Знал бы про такую экзекуцию – еще бы «брусены» захватил для анестезии – пробормотал, отвернувшись, Валерий.
- Если не будешь придираться по мелочам – сохранность пальцев гарантирую…
Я протер ножницы спиртом. При запахе этанола Валерий повел носом и шумно втянул воздух. Вся «хирургия» заняла не больше минуты.
- А что, уже – все? Я даже без анестезии почти ничего не почувствовал. Напугал ты меня своими кривыми ножницами, доцент!
- Ну вот и порядок – констатировал я, наложив пластыри на потертости и обработав мелкие ссадины клеем. Вожу всегда свою проверенную тураптечку в командировки. В ней есть все необходимое: терапия, хирургия и спирт, есть даже пинцет для удаления клещей.
- А спирт для наружного или внутреннего приема?
- По обстоятельствам. В спортивных походах наш медик наливал нам по мензурке (30 миллилитров) спирта во время ужина, но делал это только после трудных переходов, в условиях плохой погоды. В порядке исключения он мог разрешить замерзающим и промокшим туристам махнуть две мензурки. Опыт показал, что при больших физических нагрузках – это максимально допустимая доза. Туризм и алкоголизм не совместимы. На высотах более двух тысяч метров алкоголь провоцирует появление «горняшки» - горной болезни, вызывает замерзание. Там с «похмела» можно и не проснуться. Я знал случай, когда изрядно выпивший на высоте 3500 м турист умер. Случилось это на склоне Эльбруса, на станции маятниковой канатной дороги «Мир».
Только один раз походный доктор применил спирт наружно, при наложении швов на рану на голове участника. Попали тогда в неслабый камнепад, один камень угодил в голову товарища, который шел без каски. Врач имел высшее медицинское образование и оказал профессиональную медицинскую помощь. Это случилось на Алтае. Кстати, он с уважением относился к медицинскому спирту:
- Спирт – адаптоген, повышающий иммунитет, сопротивляемость организма к вредным воздействиям и к стрессу. Он также сосуды прочищает...
В спортивных походах мы пили неразбавленный спирт, запивая его холодной водой из горного ручья. Он согревал, поднимал аппетит и настроение. «Трясучка» быстро проходила, и мы крепко засыпали в своих теплых спальниках.
- «Внутрь ему, если мужчина, если же нет – растереть» - вспомнил песню Владимира Высоцкого мой начальник.
Табор решили не переносить. До первых двух проб мы дошли довольно быстро. Они были недалеко от старой тропы, и к ним вел старый лесовозный волок. Учетные работы на обоих пробах успели сделать засветло – методика была отработана, особых замечаний у начальника партии к качеству камеральной дешифровки не было. Уже недалеко от таборовки на старой тропе Валерий громко скомандовал:
- Стоять! – И положил свою тяжелую руку мне на плечо.
Я резко остановился и увидел крупную серую змею, ползущую от нас в кусты. На спине у змеи я успел разглядеть красивые темные узоры.
- Это – болотная гадюка, которую местные аборигены называют «королек». Она крупнее нашей черной среднеевропейской гадюки. За крупные размеры ее еще называют «королевской гадюкой». Эти змеи избегают встречи с человеком, и нападают только в безвыходной ситуации. Я даже не слыхал как они шипят. Им живется здесь вполне комфортно, в болоте и в лесу есть чем поживиться: лягушки, ящерицы, грызуны и т.д. Сейчас змеи ищут места для зимовки. Зимуют группами под корягами, свиваясь в большие клубки.
Мы вернулись на таборовку, когда осеннее нежаркое солнце только начало прятаться за кронами деревьев. Было еще не поздно, но ранний сумрак уже не давал возможности проводить полекамеральную обработку материалов учета. Утиный бульон с мясом и грибная «жареха» согрели нас.
В свободное время мы обычно занимались заготовкой дров и приготовлением пищи. Но вчерашних дров было достаточно, оставалась еще и «хавота» - бульон и грибной супчик. Нам ничего не оставалось, как занимать себя разговорами – «беседовать». Надо признать – Валерий был интересным собеседником, большим любителем и знатоком природы.
- Так вот, о змеях – продолжил он тему, облизывая свою большую деревянную ложку. - Я видел в тайге только гадюк. Насколько я помню из курса моего любимого предмета «Биология лесных зверей и птиц», гадюка обыкновенная ядовита, но яд у нее довольно слабый, достаточный лишь для того, чтобы убить мышь или лягушку, которыми, как правило, она питается. Процент смертельных исходов от ее укусов у человека редко достигает 0,5%. В зоне риска - дети и пожилые люди. Кроме того, на воспроизводство яда гадюке обыкновенной требуется много энергии, поэтому свои ресурсы без веской причины она не расходует и нападает на человека лишь в случае провокации. Говорят, одного пьяного «бича» гадюка укусила в лицо, когда он ел малину. Его пришлось госпитализировать, но все обошлось. Он даже «завязал» с алкоголем после этого. Кстати, и уж тоже может цапнуть, если его «достать». И от укуса ужа погибло больше людей, чем от укуса гадюки. Уж не ядовит, но его укус может вызвать заражение крови. Отличительные черты гадюки обыкновенной: длина не более 70 см; узор в виде зигзага на коже; треугольная, похожая на копье, широкая голова; вертикальные зрачки.
Я тоже решил показать, что «не лыком шит» и продолжил тему.
- Как рассказывал наш учитель биологии, в семействе гадюк по размерам лидирует Габонская гадюка, также известная как «кассава». Она встречается почти во всех частях Африки. Ее размеры внушают страх как маленьких, так и больших зверей - она способна вытягиваться почти до двух метров и весит до 20 килограммов. Несмотря на внушительные размеры, она прекрасно охотится, нападая из засады. Она вполне себе спокойненько обходится мелкой живностью. Ну разве что иногда с голодухи проглотит какую-нибудь кошку или карликового оленя. Кстати, самый крупный представитель змей семейства гадюковых на территории среднеазиатских республик СНГ – гюрза.
- Выходит, гюрза – тоже из гадюк? Первый раз слышу – удивился Валерий. - Ты, помнится, говорил, что бывал в Центральной Азии. Каких змей ты там встречал?
- Во время срочной службы в Средней Азии я видел и гюрзу, и кобру. Однажды нас послали на сбор винограда в помощь местному колхозу. Раздвинув ветки с ягодами, я увидел лежащую на шпалере крупную, шириной с солдатский ремень, гюрзу. Ее стреловидная голова резко повернулась в мою сторону. Я успел отскочить. В другой раз на горной тропе я переступил через кобру, поначалу приняв ее за толстую палку. Кобра – более спокойная и менее агрессивная змея, чем гюрза. Однажды в апреле мы зашли на старое мусульманское кладбище и увидели змеиную свадьбу. Самец и самка перед спариванием “исполняли” красивый парный танец, поднимаясь вертикально над землей, сплетаясь и покачиваясь под одним им слышимую музыку. Однажды, идя руслом реки, увидел "гюрзиную свадьбу" из пяти свившихся в клубок змей.
Занимаясь в школьном кружке биологии я узнал от нашего учителя биологии много интересного о змеях. У восточных народов гюрза прослыла “царицей смерти” потому что практически никогда не обнаруживает своего присутствия, как это делают другие змеи: шипят, раздувают капюшон и т.п. Гюрза - очень коварная, сильная и очень ядовитая змея. Некоторые авторы даже утверждают, что гюрза может, подобно некоторым млекопитающим, мстить обидчику, долго преследуя его. Не знаю, насколько это правда. Гюрза - одна из самых опасных змей для домашних животных и человека. В критической ситуации она способна совершать броски на длину тела в сторону противника, время броска в среднем составляет 0,08 секунд, тогда как время реакции человека - 0,1-0,2 секунды, поэтому люди практически не способны среагировать на бросок этой змеи. Даже опытные змееловы становились её жертвами. Мощное и мускулистое тело крупного экземпляра не так просто удержать в руке. Гюрза, пытаясь освободить голову, совершает резкие и сильные рывки. Иногда ей удаётся даже укусить ловца, пронзив для этого свою нижнюю челюсть. Гюрза имеет отношение к роду гигантских гадюк. Длина тела вместе с хвостом может достигать до двух метров, масса - до трех кг. Голова очень крупная и широкая, с резким шейным перехватом, морда круглая, зрачок и глаза вертикальные. Встречаются однотонные особи, почти чёрного или коричневого цвета, иногда с фиолетовым оттенком.
Основная добыча гюрзы - грызуны. Часто нападает на птиц, особенно во время их миграций, когда эти змеи забираются на деревья. Также охотятся на ящериц и реже, на других змей. Активны могут быть как днем, так и ночью. Из зимних убежищ первыми появляются самцы - примерно во второй половине марта. В это время года гюрзы активны в основном днем. С наступлением жаркой погоды змеи переходят на ночной образ жизни.
В отличие от многих других гадюк, гюрзы яйцекладущие - в конце июня-июле самка откладывает от 8 до 25 яиц. Спустя 25-50 дней, из них появляются новорожденные змеи.
- А кобра – не такая опасная и ядовитая, как гюрза?
- Кобра - наиболее известная и ядовитая змея из семейство аспидов. Она пожирает своих соплеменников. К счастью для обычных людей и к несчастью для герпетологов, в России она не водится, её ареал ограничен территориями Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана. Это относительно небольшая змея, длиной до полутора метров. Лёгкая, маневренная, она отлично плавает и карабкается по крутым склонам. Однако человека кобра сторонится, и предпочитает скрыться, а атакует лишь будучи загнанной в угол, обороняясь. Люди бывают укушенными и по неосторожности, когда кобра заползает в хозяйственные строения и прячется в пустых ящиках, например. Потревоженная кобра поднимает вверх переднюю часть тела до 1/3 его длины, расширяя шею и примыкающую часть туловища, и издаёт громкое шипение. Если же человек или животное, несмотря на предупреждение, приближается вплотную, кобра вначале часто пытается отпугнуть противника и наносит фальшивый укус, резко выбрасывая вперед переднюю часть тела и ударяя врага головой и закрытым ртом, оберегая таким образом от возможной поломки ядовитые зубы. Оборонительная демонстративная поза угрозы является врождённым элементом поведения и только что вылупившиеся змейки принимают её при любой опасности.
Много было в Средней Азии и «змей – стрелок», способных выпрыгивать из песка. Мы их не особо опасались: от них хорошо защищали кирзовые сапоги, и были они не такими ядовитыми.
Кстати, в предгорьях Памира обитает много всяких ядовитых пауков и многоножек – скорпионы, сколопендры, каракурты, фаланги. Однажды солдаты устроили бой скорпиона и фаланги, поместив их в котелок и встряхнув его. Были даже сделаны ставки – пачка фрунзенского «Памира». Я «поставил» на фалангу, и проиграл. В схватке со скорпионом у фаланги есть только один шанс. Она должна стремительно схватить своей напоминающей клешню лапой ядовитый хвост скорпиона. Если это удаётся, фаланга начинает пережёвывать хвост таким образом, чтобы ядовитая игла противника отвалилась. После этого можно спокойно лакомиться довольно нежным мясом скорпиона. Многие увозили на дембель в качестве сувенира значки и насадки на рычаг переключения передач, изготовленные из эпоксидной смолы с замурованными внутри пауками. В местах, где было много скорпионов, ножки металлических кроватей в казармах ставили в банки с водой, чтобы они не заползли в постель. В наших оперативных медаптечках всегда были противоядия – «антигюрза» и «антикобра»…
- Слава богу – у нас эта гадость не водится – резюмировал Валерий.
Перед сном пришлось ему накладывать свежий пластырь на мозоли. При виде моих хирургических ножниц он уже не волновался, а тихонько стал напевать песню Юрия Кукина:
«…Мы уйдем на зеленые просеки
По дорогам, заросшим травой,
Мы уйдем, вы напрасно нас просите,
Мы вернемся, клянусь головой!..».
Завершение учетов.
С третьей – самой дальней на полигоне пробой – пришлось повозиться. Она была в дальнем конце огромной вырубки. По пути встречались развалины старых строений, в траве валялись мотки ржавой колючей проволоки.
- Здесь в 30-е годы был ГУЛАГ «Таежный», где отбывали свой срок в основном «политические» по 58-й статье. В 1953 году, после смерти Сталина, проводилось массовое освобождение заключённых из лагеря и их юридическая реабилитация. Но первыми выпустили уголовников. Шли они толпой к ближайшей железнодорожной станции. Немало еще бед они натворили в местных поселках. Говорят, даже военных пришлось задействовать, чтобы навести порядок. Бывшие фронтовики свое дело знали...
На пути к последней пробе пришлось еще преодолевать глубокий лог, по каменистому дну которого протекал полноводный ручей.
- «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» - сказал Валерий, рассматривая снимок, на котором овраг выглядел как тоненькая темно-зеленая нить.
На последней пробе пришлось еще продираться через густые заросли малины и шиповника. Наши видавшие виды геологические энцефалитки поободрались. А так было все как всегда: перечет, модельные деревья, предварительная сверка данных камеральной дешифровки и перечета в «натуре». Закончили работу уже на закате. Начальник партии, подумав, дал высокую по его меркам оценку:
- Третьим сортом потянет. А вот с параллаксометром тебе придется еще поработать в конторе на «камералке», доцент...
На обратном пути, спустившись в лесной овраг, мы присели отдохнуть на валежину около ручья. Вода в ручье была холодная и чистая. Вокруг нас в загадочном полумраке стоял вековой ельник. Валерий и здесь показал свою лесную эрудицию:
- Это – тип леса «ельник приручейниковый», или «ельник-лог» - уникальный тип леса, где можно встретить реликтовые растения и кустарники. По логам уникальная растительность может распространяться далеко за пределы своего ареала. Учение о лесной типологии кто разработал? Правильно - академик Сукачев. В основу были положены идеи классика Русского лесоводства Морозова, приведенные им в «Учении о лесе». Однако многие положения были разработаны вновь.
Далее Валерий заговорил и на свою любимую тему по орнитологии:
- Птиц в ельнике обитает много. В некоторых лесах гнездование достигает 350 пар на один квадратный километр. В зеленомошниках любят селиться рябчики и глухари, куропатки и тетерева. Кукушки, московки и крапивники здесь станут, скорее, редкостью. Там, где лес густой, селятся пухляки и зяблики, зарянки. На земле обустраивают гнезда трещотки, лесной конек и пеночки. В разреженных и смешанных лесах много соек, дятлов, вяхирей и весничников. Ну а что ты скажешь интересного про этот лес, доцент?
- Ельник-лог распространен по долинам ручьев и рек на проточно-влажных плодородных почвах. Это - болотно-травяный ельник, произрастающий в логу – на дне узкой долины ручья. Почвы местами заболоченные, чаще - достаточно дренированные. В ельнике высокий густой травяной покров. Древостой ели негустой, второго класса бонитета, с участием березы, осины и ольхи черной на заболоченных участках. Подлесок густой - из калины, бересклета, жимолости, шиповника. В живом напочвенном покрове - таволга, пролеска, крапива, папоротники, хвощ, мхи из рода сфагнум.
- А редкие растения ты увидел? – Задал вопрос «на засыпку» Валерий.
Я в то время еще помнил лесную ботанику и, немного подумав, ответил:
- Башмачок настоящий - редкое охраняемое растение, Пальчатокоренник Траунштейнера - растение, которое занесено в Красную книгу РФ, Осока струнокорневая - редкий вид осок, Ликоподиелла заливаемая - плаун, который встречается на окраинах болот, Жимолость Палласа…
- Хватит, вижу - «секешь поляну», как говорил один бич в моей партии. Учетные работы завершены, возвращаемся на таборовку. Если погода позволит – через день к вечеру будем на нашей базе на «Волчице». Надо еще выкроить время для сбора клюквы. Жена и теща очень просили привезти ведерко. Нынче ее мало – придется очень постараться…
«…Мы памяти истертые страницы
Листали, согреваясь у нодьи,
Еловой веткой по небритым лицам
Хлестали нас разлучные дожди
Устав от одиночества, украдкой
Читали письма в стынущей ночи
Под зыбкой крышей выцветшей палатки,
При свете оплывающей свечи…»
Июнь 2025
Свидетельство о публикации №225061301074