Кто первый начал ботать по-фене?

Среди обывателей, особенно в советские времена, была весьма популярна тема блатной жизни. Все слушали песни о ворах и бандитах и незаметно в обычном разговоре иной раз вставляли словечки из блатного жаргона. Особенно грешила этим молодежь. Между тем никто не задумывался о том, а откуда собственно пошла эта «блатная феня». Кто первый выдумал этот запутанный язык, и от чего он получил столь своеобразное название?
Вообще, если строго формулировать термины, то не «по-фене», а «по-офене». В стародавние времена офенями на Руси называли бродячих торговцев-коробейников. У них был свой язык, служивший для тайного общения друг с другом в многолюдных местах. Условные, непонятные для посторонних, фразы помогали, и обмануть простака, и предостеречь товарища по профессии от встречи с грабителями или просто нежелательными людьми.
От коробейников его незаметно переняли для себя старообрядцы, остро нуждавшиеся в шифровке своей информации от вездесущих государевых шпионов. Долгое время в Российской империи за принадлежность к раскольничеству полагались суровые наказания. Приверженцев старой веры за малейшие прегрешения ждали острог и каторга, поэтому своеобразный язык староверов-арестантов в свою очередь быстро переняли и другие обитатели мест не столь отдаленных.
Между тем, по мнению лингвистов, у «офенского языка» имеются кроме социальных еще и этнические истоки. В.И.Даль при составлении словаря языка офеней нашел в нем немало греческих корней. Весьма любопытно отметить, что сами офени, ремесло которых было издревле потомственным, возводили себя от некого легендарного «народа офенского».
Действительно, в славянских преданиях фигурирует такой народ, обитавший якобы на территории европейской России еще в первых веках нашей эры. Отчасти это подтверждают и археологические раскопки. Их результаты говорят за то, что до VII-го века здесь жило какое-то племя, выделявшееся среди массы финно-угров своим высоким развитием и культурой.
Затем его следы куда-то внезапно исчезают. Славяне же освоили эти земли лишь только спустя две сотни лет. Вполне возможно это и был тот самый «народа офенский». Специализация его потомков на торговле тоже вполне объяснима. Ведь почти все народы, относительно соседей высокоразвитые, но утратившие по каким-то причинам свою независимость и рассеявшиеся, так обычно и поступали. Так, например, хорошо известные нам армяне или евреи почти всецело посвятили себя торговле.
Кстати, племена, населявшие когда-то Грецию, в свое время пришли туда с севера, а вот откуда именно история умалчивает. Кроме того, общие языковые корни могли взяться и из каких-нибудь родственных праязыков, которые в течение многих веков неузнаваемо разошлись друг от друга. Поэтому может статься, что в далеких и неизвестных нам толщах истории нашего Отечества на самом деле существовал какой-то таинственный народ, который «ботал по-фене»
Евгений ИВАНОВ


Рецензии