Пространство и время. Взгляд Иммануила Канта
Взгляд Иммануила Канта
Задаваясь вопросом о философском истолковании «пространства» (spatium, der Raum) и «времени» (tempus, die Zeit) в умозрительной системе «трансцендентального идеалиста» Иммануила Канта (1724-1804), нам следует признать: согласно этому немецкому мыслителю, непознаваемая по своей сути «вещь-в-себе» («вещь сама по себе», das Ding an sich selbst), как plenitudo realitatis et essendi («полнота реальности и бытия»), «находясь» вне каузального (причинного) взаимодействия, вне сцепления причин и следствий, пребывает вне пространства и времени, пространственные же и временны;е «категории» распространяются не на неё, сокрытую от познавательных способностей человеческого «Я», а на её «явления» (die Erscheinungen) – на те феномены, которые открыты «чувственному созерцанию» (die sinnliche Anschauung) познающего субъекта и, как убеждён Кант, преобразовываются его, «Я», активной когнитивной (познавательной) деятельностью.*1
Raum und Zeit nur Formen der sinnlichen Anschauung […] Bedingungen der Existenz der Dinge als Erscheinungen […] («Пространство и время – лишь формы чувственного созерцания […] (Они) – условия существования вещей как явлений […]») *2
По Канту, пространства и времени, в сущности, нет, ибо они – формы, «стратегии» чувственного созерцания явлений, не более того. Будучи априорными формами чувственного созерцания, пространство и время не существуют в вещах, spatium atque tempus non sunt in rebus,*3 и чувственно воспринимаемая, чувственно-телесная «действительность» явлений «обретает» их от и «со стороны» познающего «Я». Пространство и время – атрибуты чувственности, рационализируемой и концептуализируемой в дальнейшем активным вмешательством человеческого «рассудка» (der Verstand), принимающего данные чувственного созерцания за отправную точку познания.*4
Какие общефилософские выводы мы можем сделать, исходя из такой заострённой и принципиальной мировоззренческой установки?
• Познаваемые объекты вовсе не измеряются пространственно-временными «категориями» и стереотипами.
• Пространственно-временной анализ сущего – анализ поверхностный и несущественный.
• Пространство и время не затрагивают экзистенциальную (бытийную) сущность вещей.
• Пространство и время не затрагивают физическую сущность вещей.
• Пространство и время не затрагивают метафизическую сущность вещей.
• Время – не объективный фактор существования сущего.
• Пространство – не объективный фактор существования сущего.
• Время – не объективный фактор познания сущего.
• Пространство – не объективный фактор познания сущего.
• Время не может быть принципом индивидуации существующего.
• Пространство не может быть принципом индивидуации существующего.
• Отрицание идеи временности и пространственности сущего ничего у него не убавляет. Spatio temporeque carens ens non eget eis.*5
• «Длительность вещи» (duratio rei) и её «протяжённость» (extensio) не измеряются ни пространственными, ни временны;ми «категориями»; и экзистенциальность существующего, сущего требует иных – более существенных, более содержательных – критериев…
*
Примечания
*1 Гегель, отвергающий кантовское противопоставление «вещь-в-себе – её явления» и предлагающий «взамен» идею их диалектического взаимодействия, с такой трактовкой пространства и времени не согласился бы.
*2 См. «Критика чистого разума», Vorrede zur zweiten Auflage (1787) XXV 10-12.
*3 «пространство и время не существуют в вещах» (лат.).
*4 Гносеология кёнигсбергского мыслителя убеждает в том, что познающий субъект и познаваемый объект в когнитивном акте обуславливают друг друга, – и не будет преувеличением сказать, что «основной вопрос философии» решается у Канта «вничью».
*5 «чуждое пространству и времени сущее в них не нуждается» (лат.).
* * * * *
Ю.Е.С. 13.06.2025.
Свидетельство о публикации №225061300123