А Прионежье ждет вас!
Из Сети
"Сентябрь в Прионежье: отбор в водный лагерь
«Природы БЕЗопасности» открыт!
Молодёжный просветительско-туристический проект «Природа
БЕЗопасности» открывает конкурс на участие в водном лагере,
который пройдёт с 14 по 20 сентября 2025 года в Вологодской
области. Присоединяйся к команде, которая займётся
совершенствованием навыков водного туризма и первой помощи, а
также созданием медиаконтента, популяризирующего внутренний туризм и
способствующего широкому информированию населения о том, как
правильно и безопасно вести себя на воде.
Водный лагерь проекта расположится вблизи Онежского озера – третьего по
величине пресноводного водоёма в России, отличающегося высокой
прозрачностью воды и живописной картиной берегов".https://mk.rgo.ru/clubs
...Други!
"Русское географическое общество объявляет о начале конкурса
Именных стипендий 2025 года.
Именные стипендии Общества присуждаются молодым общественным
деятелям – участникам и/или организаторам проектов за достижения в научной,
просветительской, природоохранной, краеведческой, экспедиционной,
общественной и образовательной деятельности в сфере географии и смежных наук
в целях повышения интереса к деятельности Общества и поддержки талантливой
молодёжи из числа участников Молодёжного движения РГО".
https://mk.rgo.ru/clubs
...Жаль, что мне уже 82!
В.Н.
**********
1.ХРАНИТЕЛЬ БОЛЬШОГО АЛТАЯ: ОЖИВАЮЩИЕ
ЛЕГЕНДЫ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
На вершине горы Малая Синюха, которая издревле считается сердцем Большого Алтая, на высоте более 1,2 тыс. м разбит
тематический парк, созданный по мотивам алтайского героического эпоса «Маадай-Кара». В нем рассказывается
о подвигах великого богатыря, сражающегося с врагом, невероятных испытаниях, которые герой преодолевает на пути,
и чудесном спасении своего народа. Познакомиться с мотивами эпоса и погрузиться в сказочный мир можно,
прогуливаясь по экотропам парка «Хранитель Большого Алтая».
Культурный контекст
Большой Алтай — место зарождения и становления древних культур и этносов на Евразийском материке. Эта
географическая территория находится на стыке пяти стран: России, Монголии, Китая, Казахстана и Киргизии. Здесь,
на перекрестке цивилизаций, проживают представители более 200 национальностей. Тематический парк стал символом
общности тюркских народов, их духовной связи и общих исторических корней.
Здесь легенды коренных народов вплетены в заповедную природу, в которой они и были рождены. Краснокнижные
растения соседствуют с арт-объектами, повествующими об истории древнего Алтая. Центр композиции парка — скульптура
самого баатыра («богатырь» — тюрк.) Когудея Мергена, рядом — его боевые доспехи: щит, меч, шлем и лук, а еще топшуур,
музыкальный инструмент, на котором играет сказитель во время исполнения эпоса.
Парк находится в границах всесезонного курорта Манжерок. Попасть на вершину горы можно на одном из подъемников,
которые работают круглый год. Отсюда открывается великолепная панорама горных хребтов, живописных долин и зеркала
озера Манжерок. Именно здесь, на одной из горных вершин, и разворачивались события эпоса о Хранителе Большого
Алтая. Взор каменного изваяния устремлен на восток, и это не случайно — так древний воин встречает солнце и просит
благословения для своих народов и земли. И наконец, именно на востоке, вдоль гребня Синей горы, остались лежать его
боевые доспехи, хранящие историю о прошлых битвах и великих победах.
Навигатор по экотропам
По территории тематического парка «Хранитель Большого Алтая» проложено пять маршрутов общей протяженностью более
5 км, и с каждым годом их количество растет. Каждая экологическая тропа имеет разную длину и перепады высот — гости
смогут выбрать комфортный для себя вариант прогулки.Для оптимизации дизайна и быстродействия нашего веб-сайта используются cookie-файлы.
«Путь воли» — самая протяженная экотропа парка
на сегодняшний день: 1,7 тыс. м, перепады высот до 220 м.
Она соединяет верхние станции канатных дорог «Чуйский
тракт» и «Альбаган». На одном конце тропы, у отрога Куйак
(«защита» — алт.) установлен арт-объект в форме круглого
щита. На другом — изваяние Кезер-Таш («каменный воин»)
в честь баатыра Когудея Мергена. Живописные виды гор
и краснокнижные растения экотропы дополняют
тематические арт-объекты по мотивам героического эпоса,
размещенные под открытым небом, работы известного
алтайского художника Аржана Ютеева.
Еще одна интересная композиция называется «Долина
сфер»: на небольшой поляне, скрытой в тени хвойных
деревьев, установлено несколько каменных шаров
с тематическими барельефами. На них нанесены реплики
алтайских петроглифов из парка Калбак-Таш, орнаменты
лабиринтов, скифские рунические надписи
из Пазырыкского археологического памятника. Сферы, спрятанные в густой траве, создают впечатление следов
присутствия древней культуры, поддерживая сказочно-эпическую атмосферу парка.
«Путь воли» плавно переходит в тропу «Шелковый путь». Ее протяженность значительно меньше — 650 м с перепадами
высот до 60 м, в ее середине расположена скульптура сказителя — исполнителя алтайского героического эпоса «Маадай-
Кара». Между тропами удобно перемещаться по канатным дорогам.
«Тропа легенд» начинается от вершины Кезер-Таш
в противоположную сторону от «Пути воли». Протяженность
маршрута — 600 м с перепадом высот до 70 м. В конце
тропы гостей ожидает «Поляна Топшуур», где
располагаются арт-объекты, повествующие о музыкальной
истории Алтая. Центральное место занимает сам
национальный музыкальный инструмент. Интересно, что
своей формой он напоминает балалайку, только с двумя
струнами. Рядом находятся арт-объекты других
инструментов, будто дополняя мифический оркестр, —
«Шоор» (флейта), «Комус» (варган), «Дьядаган» (скифская
арфа). По соседству есть место для кемпинга
с обустроенной костровой зоной и настилами под палатки,
где можно остановиться на ночь, еще более погружаясь
в легендарные миры древних воинов.
«Тайная тропа» — маршрут протяженностью 700 м
с перепадом высот в 30 м. Это тихая и уютная каменная дорожка, которая пролегает среди деревьев и погружает
в спокойное медитативное состояние. Она проходит параллельно «Тропе легенд» и является ее небольшим продолжением.
Здесь путников будет ждать живописный лес, смотровая площадка и качели с видом на долину южного склона. Далее
можно заглянуть в бельчатник, а затем вернуться по тропе «Путь воли», которая приведет к еще одному маршруту — «Путь
мысли».
«Путь мысли», тропа протяженностью 555 м с перепадом высот в 70 м, проходит по маршруту горнолыжной трассы «Аргут»,
поэтому у путников есть удивительная возможность прогуляться там, где зимой мчатся лыжники и сноубордисты. Эта тропа
приведет прямо к КД «Чуйский тракт», а еще она помогает избежать набора высоты в конце тропы «Путь воли», поэтому
идеальна для завершения прогулки по парку «Хранитель Большого Алтая». Сюда лучше всего заглянуть в конце своей
прогулки по парку. Здесь вы встретите «Дом шамана», где можно купить сувениры и подкрепиться.
Тематический парк «Хранитель Большого Алтая» работает в теплый сезон и только в светлое время суток. Выходы
на экотропы закрываются за один-полтора часа до окончания посадки на канатные дороги. Парк вошел в коллекцию
«Путешествий с РГО» и теперь является объектом, рекомендованным экспертами Русского географического общества.
https://rgo.ru/
**********
2.ЗВЕРИ, КОТОРЫХ МЫ ПОТЕРЯЛИ: КОГДА ВСТРЕЧА С
ЧЕЛОВЕКОМ ОБЕРНУЛАСЬ КАТАСТРОФОЙ
22 мая мы отмечаем День биоразнообразия и размышляем о причинах его сокращения. Когда в судьбе того или иного вида
роковую роль играют капризы природы вроде ледникового периода, падения метеорита или тому подобных катаклизмов,
с этим ничего не поделаешь. Другая ситуация складывается, если с лица земли исчезает животное, которое вполне могло
еще жить и жить. Всего за последние несколько веков канули в Лету бескрылая гагарка, туранский тигр, голубая антилопа,
фолклендская лисица и многие другие. Мы собрали несколько историй исчезновения видов, которые вполне можно было
сохранить.
Птица додо, как ее еще называли, наверное, самый
известный из видов, вымерших по вине человека. Первое
документальное упоминание о ней появилось, когда
на родину вернулись голландские мореходы, встретившие
в 1598 году на Маврикии эту крупную нелетающую дичь.
Их коллеги, впоследствии посещавшие остров, подтвердили
информацию. Затосковавшие во время длительного
плавания по свежему мясу люди бездумно охотились
на неповоротливую птицу, которая могла прокормить
их достаточно долго — ученые, исследовавшие
полуископаемые останки дронтов, выяснили, что они
достигали метра в высоту и весили порядка 10–18 кг. Всего
за одно столетие вид ухитрились уничтожить полностью.
Додо даже считали мифическими птицами, пока в 40-х годах
XIX века исследователи не сумели доказать, что они все же
существовали.
Поскольку фотоаппаратов в те времена не было, как именно выглядел дронт, точно никто не знает. Конечно, до нас дошли
картины с изображением этого маврикийского обитателя, как и литературные описания очевидцев, но все они несколько
отличаются, так что однозначного мнения на этот счет нет. Но общее представление составить все же можно.
Стремительность исчезновения дронта впечатлила научное сообщество, которое впервые было вынуждено признать, что
человек воздействует на природу далеко не всегда благоприятным образом. А пропавший додо с 1906 года украшает герб государства Маврикий.
Из отчета французского путешественника Франсуа Коша о путешествии 1651 года:
«Я увидел на Маврикии птиц крупнее лебедя, без перьев на теле, которое покрыто черным пухом; задняя
часть округлая, огузок украшен кудрявыми перьями, число которых увеличивается с возрастом. Вместо
крыльев у них перья такие же, как и предыдущие: черные и изогнутые. У них нет языков, клюв большой
и слегка загнут вниз; ноги длинные, чешуйчатые, всего с тремя пальцами на каждой лапе. <…> Жир их —
замечательное средство для облегчения в мышцах и нервах».
Стеллерова корова
Это животное также известно как морская корова. Впрочем,
к коровам она никакого отношения не имеет. Если говорить
о сухопутных родственниках данного животного, то это,
скорее, слоны, — и те и другие происходят от палеоценовых
полукопытных животных, существовавших около 60 млн
лет назад.
Коровой ее назвали, скорее всего, из гастрономических
соображений. На острове, ныне носящем имя Беринга, этого
зверя обнаружили выжившие члены экипажа пакетбота
«Святой Петр», выброшенного здесь на берег в 1741 году.
Судно входило в состав Второй Камчатской экспедиции
Беринга, и на нем следовал врач и натуралист этой
экспедиции Георг Стеллер.
Конечно, будучи истинным ученым, натуралист не ограничился смакованием вкусовых нюансов и педантично описал
животное, стараясь дать возможность современникам представить его во всей красе:
«До пупа похоже оно на тюленя,
а от пупа до хвоста — на рыбу. Череп его очень похож на лошадиный, но голова покрыта мясом и шерстью, напоминает,
особенно губами, голову буйвола». Стеллер так и остался единственным исследователем, лично видевшим
и препарировавшим морскую корову. Исчезновение этого животного было исключительно стремительным — последняя
зафиксированная встреча с ним произошла всего через 27 лет после открытия вида.
Что парадоксально, тот же Стеллер, прикидывая примерную численность популяции, отмечал:
«Если меня спросили бы,
сколько я видел их на острове, то я бы не замедлил ответить — их невозможно сосчитать, они бесчисленны». Современные
ученые, однако, сходятся на том, что в районе Командорских островов на тот момент их обитало всего около 2 тыс., в 1768
году осталась одна-единственная, да и ту, по свидетельству современников, немедленно убили.
«Мясо трудно было отличить от говядины. <…> Жир телят настолько напоминал свиное сало, что его просто
невозможно было от него отличить. Но и у взрослых особей подкожный жировой слой, опоясывающий все
тело, был железистый, плотный, блестящий, белый, а если его подержать на солнце, становился желтым,
словно масло. Жир этот и на вкус, и на запах превосходен и совершенно несравним с жиром других
морских зверей; даже сало наземных четвероногих во многом ему уступает. <…> По своему вкусу оно,
скорее всего, напоминало миндальное масло, и его можно было класть во все блюда, куда обычно кладут
сливочное масло».
Скорость, с которой вымерла морская корова, смущает ученых. С одной стороны, будучи древним организмом,
не способным гибко приспосабливаться к изменяющейся среде, она и до встречи с человеком уже была плачевно
малочисленной, но все же держалась. В наше время теорию о том, что всех пятитонных морских коров поголовно съели,
специалисты подвергают сомнениям. Одна из последних гипотез гласит, что проблема была в промысловиках,
добывающих морских выдр — каланов, которые контролировали численность морских ежей, служащих им кормовой базой.
По мере того как сокращалась популяция каланов, росло количество морских ежей, а те успешно конкурировали
с морскими коровами за ламинарию — этой водорослью питались и те и другие. Ежи победили с разгромным счетом.
Впрочем, винить их в исчезновении вида не приходится: что бы ни привело к вымиранию стеллеровой коровы, без человека
в любом случае не обошлось.
Квагга
Эта степная зебра, которую ученые идентифицировали как подвид бурчелловой зебры, обитала на территории
современной ЮАР. Изначально животные были вполне многочисленны, но, на свою беду, обладали прочной красивой
шкурой, из-за которой на них активно охотились. С другой стороны, по мере того как в окрестностях увеличивалось
поголовье домашнего скота, квагге оставалось все меньше корма.
Удивительным в свете полного исчезновения квагги выглядит тот факт, что ее успели приручить. Местные жители
использовали этих родственников зебр для охраны стад — они умели значительно раньше овец и коров обнаруживать
«Прежде животное было чрезвычайно распространено в пределах колонии, но теперь исчезает из-за
успехов цивилизации, и его можно найти в очень ограниченном количестве и только на границах. <…>
Медленно двигаясь по океаноподобному горизонту, издавая пронзительный лающий рев, от которого
образовано его название… длинные массивы квагг постоянно напоминают раннему путешественнику
о конкурирующем караване на его пути. Таким образом, можно часто увидеть группы из многих сотен
особей, мигрирующих из унылых и пустынных равнин… в поисках тех более пышных пастбищ, где в течение
летних месяцев различные травы распускают свои листья и цветы».
Из отчета английского военного инженера и охотника Уильяма Харриса от 1840 годаДля оптимизации дизайна и быстродействия нашего веб-сайта используются cookie-файлы. Продолжая посещение веб-сайта
вы соглашаетесь на использование cookie-файлов. Подробнее ;
опасность, предупреждая о ней резким криком, от которого и пошло название «квагга». Существуют даже свидетельства
того, что отважные травоядные могли сами напасть на хищников. Животных отправляли в Европу, и в 1830-х годах двое
жеребцов даже возили экипажи по Лондону.
Именно в Европе и доживали свой век последние представители степных зебр. Один из них умер в Лондоне в 1872 году,
другой — в Берлине в 1875 году, самая последняя квагга окончила свои дни в Амстердамском зоопарке в 1883 году. Правда,
тогда никто не понял, что она была последней. Руководство зоопарка сделало заказ на доставку новой особи, и еще много
лет охотники рыскали по Южной Африке в поисках добычи. Только в 1900 году Конвенция о сохранении диких животных,
птиц и рыб в Африке официально признала на международном уровне: такого животного, как квагга, больше не существует.
Тасманийский волк1/2;Для оптимизации дизайна и быстродействия нашего веб-сайта используются cookie-файлы. Продолжая посещение веб-сайта
вы соглашаетесь на использование cookie-файлов. Подробнее ;
Известный также как тилацин, это единственный представитель сумчатых волков, ухитрившийся дожить до исторической
эпохи. Сохранился он, правда, только в Тасмании. Впервые подробное описание этого животного появилось лишь в 1805
году — его опубликовал в газете The Sydney Gazette and New South Wales Advertiser лейтенант-губернатор северной части
Земли Ван-Димена (ныне Тасмании) Уильям Патерсон.
Поначалу ничто не предвещало беды — популяция была вполне многочисленной и вымирать не собиралась. Но в 1830-х
годах тилацина объявили грозой овец и начали планомерно отстреливать — за голову каждого убитого волка охотники
получали награду от властей. Уже к 1863 году широко распространенный некогда вид сохранился лишь в труднодоступных
горных и лесных районах. А в начале ХХ века грянула эпизоотия — ученые предполагают, что это была собачья чума,
которую занесли в Тасманию завезенные туда собаки. К 1914 году остались буквально единичные особи тасманийского
волка. Принятый в 1928 году закон об охране фауны Тасмании тоже никак не повлиял на численность популяции —
«вредный» вид никто не собирался сохранять. В 1936 году скончался последний его представитель, чудом уцелевший
в частном зоопарке в Хобарте.
Что самое обидное, в начале XXI века исследователи из Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) выяснили, что
на овец тилацин никак не мог охотиться. Проведя компьютерное моделирование, они проверили, как именно действовали
челюсти животного и какие они испытывали нагрузки, когда волк кусал, рвал или тянул добычу. Оказалось, что с овцой
он бы не справился.
«Наше исследование показало, что его слабые челюсти позволяли сумчатым волкам охотиться только на значительно
меньшую добычу», — констатирует ведущий автор исследования Мэри Эттард. Сумчатый волк мог претендовать лишь
на небольших животных вроде поссумов или карликовых кенгуру. Вид между тем безвозвратно исчез.
И таких видов уже не один десяток. На Фолклендских островах больше не встретить одноименную лисицу, исчез обитавший
в Центральном Таиланде олень Шомбургка, не обнаружила в бассейне реки Янцзы ни одного китайского речного дельфина
экспедиция, отправившаяся в путь с этой целью в 2006 году. И только от человека зависит, будет ли он повинен
в вымирании других видов, находящихся на грани исчезновения.
https://rgo.ru/
***************
3.САПСАРИ- ДРЕВНЕЙШАЯ ПОРОДА СОБАК ИЗ КОРЕИ
Сапсари — древнейшая порода собак родом из Южной Кореи. И если вы думаете, что в статье пойдёт речь о её гастрономических качествах
то нет. Пришло время разрушить стереотипы об отношении корейцев к братьям нашим меньшим и рассказать историю дружбы длиною
в тысячи лет.
Мне срочно нужен контакт стилиста этой
собаки.
Первые упоминания о сапсари датированы примерно 220 годом нашей эры. На заре породы эти собаки принадлежали вельможам, но позж
стали доступны всем слоям населения. Барбосов заводили и воины, и крестьяне, но не в качестве закуски, а как верного друга и защитника.
Причём охранять дом барбосам полагалось не только от непрошеных гостей, но и бдить за паранормальной активностью.
Мы пришли, чтобы защитить тебя. Ну
или сначала зализать, а там как пойдет.
Согласно многочисленным легендам, сказкам и поверьям, сапсари — самые настоящие «охотники за привидениями» в собачьей
шкуре. Наличие такого бобика автоматически защитит дом от всякой нечисти — прямо как живой талисман или соль на окнах. Поэтому
корейцы таких собак берегли и ценили.
Роковой период для сапсари настал, когда Корея находилась под властью Японии. Не то, чтобы захватчики были ярыми догхантерами,
просто мохнатая шкура этих псов была отличным сырьём для изготовления одежды военным. И когда все вооруженные конфликты
уладили, барбосов осталось раз-два и обчёлся. К 1980 годам их популяция насчитывала меньше десятка особей, и общественность забила
тревогу.
Силами государства и селекционеров удалось возродить сапсари, но всемирные кинологические организации пока что не приняли барбосов
поскольку сомневаются в чистокровности новой популяции. Однако самим корейцам ничего не мешает наслаждаться обществом этих
прекрасных созданий и считать их национальным достоянием.
На древних картинах сапсари выглядели
достаточно грозно, но мы-то знаем что в реальности это милые пушистые пупсики.
В современном мире эти пушистики помимо злых духов отгоняют ещё и все горести души человеческой, то бишь работают собаками-
терапевтами. Многие люди заводят сапсари качестве питомца, чтобы обрести верного друга и компаньона, ведь барбосы прекрасно
относятся ко всем членам семьи и другим домашним животным.
Очень хороший мальчик готов спасти тебя от депрессии и печалей.
Единственное, они могут быть подозрительными к незнакомцам. В случае проявления агрессии со стороны, пёс незамедлительно станет
защищать свою семью.
https://www.liveinternet.ru/
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
13 июня 2025 года.
Свидетельство о публикации №225061300126