Праздник

Жараахайн голой наадам (Праздник на реке гольянов)


С 8 по 12 июня был в Чулуунхороте и Дашбалбаре Монголии. Побывал на легендарной речке Жараахайн гол, где зелёные просторы и начинаются горы Баяндууна, на склоне одной из них сверкают огни рудника Мордой.
Пригласили родственники жены, сёстры знаменитого верблюдовода Будын Шинжээ, обустраивающие дом и местность, где они некогда жили всем семейством. Будын Шинжээ его жена Одон-Дулма, их дети, из которых я знаком с Дамдин-цоо авжа, Намсарайдагва-авжа, Дамдинжав (Торноон), а также их братья и младшая сестра. Теперь их очень много – дети, внуки, правнуки. Что интересно, в этом же семействе есть и мой, прямой, родственник – Дамба-ахай…

Старый дом многочисленные родственники обиходили, покрасили, и устроили там настоящий музей, который и засняли телевизионщики Дорнод-аймака. Это – память о предках и родителях! Начало этой сложной и очень интересной жизни задала их бабушка или нагаса-эжи Намжилма, бежавшая в 1930-годах из сибирской ссылки. Этот побег я описал в своём очерке лет десять тому назад. Теперь этот очерк, а также другие рассказы, касающиеся неумирающей темы «Этнос и этногенез» можно прочитать в книге «Четыре сестры». Я подарил им эту книгу…
В этой же местности проходил праздник – Жараахайн наадам или баяр. Конные скачки, самодеятельные выступления. Все в национальных одеждах. Такая красота в зелёной степи. Буряты, халхи и представители других народностей Монголии. Душа поёт и отдыхает. Ни одного плохого слова или выражения, ничто не тревожит ум и сердце.
Впервые в жизни я одел бурят-монгольскую одежду и четыре дня общался только на своём языке. Не слышал ни одного матерного слова…
Выбирался из Монголии трудно: шмон на границе идёт очень серьёзный, с трудом пропускают от двух-трёх машин. Там, где нет ничего плохого или угрозы, например, в Монголии, никаких проверок нет. Какую враждебность к другим странам могут замышлять люди прекрасной местности и речки Жараахай, где я провёл два дня?
На границе, где скопилось много людей и автомобилей, пришлось два дня провести у родственников в Чулуунхороте, потом вышел пешком.
На российской стороне подобрали монголы, ехавшие на свадьбу в Агинский округ. В общем, везде свои.
Тему «Этнос и этногенез» продолжаю…


Рецензии