Старое русло реки Сев. Село Новоямское
Как известно, в тридцатые годы прошлого века советская власть принялась увлечённо "выпрямлять" русла рек. Предполагается, что таким радикальным подходом к экосистеме партия преследовала две цели: во-первых, освобождала дополнительные участки земли, которые можно было использовать под посев (взамен заболоченных или заливных прибрежных зон, мало на что пригодных); во-вторых, демонстрировала научно-технические - и отчасти символические - достижения в противостоянии со стихией. Однако итог этой благовидной деятельности часто выходил боком: выпрямлённые русла рек постепенно мелели (так как не получали должной родниковой подпитки, коей изобиловали природные русла), зарастали береговым бурьяном и заболачивались.
Такая же незавидная участь постигла и реку Сев, давшей название древнейшему городу Севску, одному из районных центров Брянской области. Старожили рассказывали следующее. В конце тридцатых годов (аккурат перед Великой Отечественной войной) к живописным берегам полноводной реки пригнали военных моряков (предположительно, речной флот), а вместе с ними - внушительную по тем временам технику: бульдозеры, экскаваторы, самосвалы. Для простых местных жителей подобное развитие событий стало, мягко говоря, настоящей сенсацией. Ну а затем ценой неимоверных усилий моряки начали прокладывать новое русло реки Сев, прорывая гигантские километровые траншеи, достающие до грунтовых вод (часть извлечённой земли ушла на засыпку старого русла - участки, где старое русло соприкасалось с новым, тщательно затрамбовывались бульдозерами, так что течение реки искусственно перенаправлялось в траншеи). В итоге видоизменённая река стала идеально прямой, узкой и более быстрой, но при этом утратила всю свою первозданную неповторимость и красоту. У местных жителей популярно такое суждение: "Специально испоганили реку". И действительно, в некоторых местах старого русла глубина реки Сев достигала шести метров, ширина не уступала Неруссе, а что касается природной эстетики, то водная артерия Севского района издревле славилась своими причудливыми, зигзагообразными берегами, ныне поросшими лесом и заболоченными. С изменением природного русла река значительно обмелела (по осени отдельные участки рукотворных траншей можно перейти в сапогах), лишилась огромного разнообразия рыб (некогда Сев изобиловал гигантскими карпообразными, щуками, сомами и даже осётрами), поросла непроходимыми прибрежными дебрями и катастрофически загрязнилась (об экологическом бедствии этой тихой, скромной реки крутили целые репортажи на федеральных каналах). К слову сказать, с началом Великой Отечественной войны видоизменённое мелкое русло не стало естественным препятствием для немецких механизированных частей.
А теперь немного деталей. Новое русло реки Сев было проложено сразу в нескольких местах Севского и Суземского районов: возле села Юрасов Хутор, посёлка Рождественский, села Новоямского, села Чемлыж, хутора Зеленина (здесь когда-то работала целая гидроэлектростанция), села Невдольска и деревни Подгорная Слободка. В моём родном селе Новоямском старое русло осушалось на четырёх участках. Изначально река протекала так. От моста, что соединяет село Новоямское и деревню Стрелецкая Слобода, русло отклонялось левее, охватывало полукругом большой ольховый лес, текло несколько метров в обратную сторону и круто заворачивало к самим огородам (в этом месте некогда был живописный пляж под названием Царапова Кулига; сейчас от него остался только небольшой заболоченный пруд). Протекая за огородами, река постепенно раздваивалась: большой рукав уходил влево, а малый - вправо; в месте разделения рукавов образовывался миниатюрный остров, а через несколько метров от него - второй, более вытянутый (местными жителями эти островки назывались курганчиками, что славились своими плодородными заливными лугами). После второго островка рукава снова соединялись, здесь река петляла по необычным витиеватым контурам и заворачивала вправо. Далее несколько метров русло простиралось почти прямо, а затем резко уходило вправо, делало полукруг, возвращалось в обратную сторону, снова делало полукруг и опять уходило вправо с очередным полукругом (таким образом, получались три широких петли). Затем на протяжении большого участка река текла без петляний, плавно выгибаясь направо, и вдруг совершала настоящий "пьяный" зигзаг. А далее русло шло неизменным до самого Чемлыжа. Так вот, по словам местных чиновников, наша новоямская река протекала "как зря", а значит, требовала немедленного "выпрямления". В проект видоизменения русла вошли четыре особо "вредных" участка, где и начали прорывать искусственные траншеи. Первая - и самая длинная - прямая траншея пролегла от моста и до того фрагмента, где естественное русло появлялось из-за ольхового леса. Затем был осушён кусок старого русла, протекавший за огородами (пожалуй, самый прекрасный - с пляжем, островками и фантастическими, сказочными берегами). Здесь проектировщики воздвигли вторую траншею, повернули участок реки вспять, что протекал в обратную сторону, и соединили обе траншеи. Аналогичным образом военные моряки поступили с фрагментами, где река совершала три широких петли и "пьяный" зигзаг, - прорыли вдоль них прямые траншеи (все эти видоизменения я подробно показал на фото).
Вот такая история одной тихой, скромной реки. Я лично имел удовольствие побродить по заросшим и дико заболоченным берегам старого русла, от которого остались едва различимые очертания, и, путешествуя, пришёл к таким выводам. С одной стороны, советская власть сделала очень благое дело, отведя реку от сельскохозяйственных угодий, так как с каждым весенним разливом вода полностью затапливала огороды и даже подбиралась к жилищам. А с другой, в моей душе возникло нехорошее ощущение чего-то упущенного, возможно, той самой первозданной красоты, что созерцало целое поколение предков. Советская эпоха канула в небытие, но многие её плоды - хорошие и не очень - мы пожинаем доныне.
Свидетельство о публикации №225061301392