000 А. В. Вишневский 1874-1948 гг
А.В. Вишневский родился 23 августа 1874 г. в урочище Чир-Юрт в Дагестане в семье военнослужащего. Окончив в 1899 г. с отличием медицинский факультет Казанского университета, в ноябре 1903 г. Александр защитил докторскую диссертацию по физиологии, одновременно работая хирургом в городской Александровской больнице и прозектором анатомических кафедр университета. В 1904-1909 гг. приват-доцент А.В. Вишневский, продолжая оперировать, преподавал на кафедрах нормальной и топографической анатомии, читал курс оперативной хирургии, работал в микробиологической лаборатории.
В конце XIX века Казанский университет был не только одним из самых престижных, но крайне «революционным». Однако Александр Вишневский «бунтарем» не был. Его интересовало лечебное дело и ничего больше! Он с первого курса не вылезал из анатомички, сразу определив сферу своих научных интересов: патология, инфекционные и гнойные заболевания. А как говорил Пирогов, которого Вишневский считал своим духовным наставником: "Медицина невозможна без хирургии, а хирургия - без понимания анатомии". На третьем курсе Вишневского даже освободили от платы за обучение, как самого талантливого студента медицинского факультета. Что пришлось очень кстати – жилось ему крайне нелегко. Он делил с соседом по комнате даже пару сапог, носимых по очереди. Тем не менее, курс Вишневский окончил с отличием, и, наряду с работой в больнице, получил должность на кафедре, хотя и без содержания.
Позже Александр Васильевич писал о себе: "О, до чего же жадная, эта хирургия! Она опустошила меня полностью, не оставив времени ни на что другое". Получив разносторонние базовые знания, молодой врач для ознакомления с зарубежной медициной отправился в Германию (1904 г.) и Францию (1908-1909 гг.), где усовершенствовался в урологии и мозговой хирургии, которые были слабо развитые в те годы в России. Вернувшись в 1910 г. на Родину, А.В. Вишневский вновь приступил к хирургической деятельности, на этот раз в неврологической клинике, где стал проводить сложные вмешательства на головном мозге.
В 1912 г. А.В. Вишневский возглавил кафедру хирургической патологии (общей хирургии) Казанского университета, в годы Первой мировой войны одновременно работал хирургом в военных госпиталях Казани. В 1916 г. его избрали на кафедру госпитальной хирургии университета, где А.В. Вишневский стал разрабатывать хирургию желчных путей.
В начале ХХ века был синтезирован новокаин, который стал доступным средством местного обезболивания. Много оперировавший Вишневский обнаружил еще одно свойство анестетика: оказалось, что тот оказывает противовоспалительное действие, благодаря успокаивающему влиянию на нервы. К началу 20-х годов прошлого века было предложено несколько способов блокирования болевой чувствительности, но все они были либо технически сложными, либо малоэффективными. Как вспоминал А.В. Вишневский, желание помочь больным с обтурационной желтухой, исключив широко распространенный и смертельно опасный для них наркоз хлороформом, привело его к идее создания универсального метода, объединившего проводниковую и инфильтрационную анестезию. Его метод был основан на принципе самостоятельного продвижения по фасциальным футлярам к нервным стволам нагнетаемого под давлением подогретого 0,25% раствора новокаина. Хирургу, действовавшему попеременно шприцем и скальпелем, не надо было ни выжидать время для наступления анестезии, ни искать нерв иглой при вариабельности его расположения.
Первое сообщение о своем методе, который он назвал «тугой ползучий инфильтрат», А.В. Вишневский сделал на XVII съезде российских хирургов в 1925 г., когда сообщил о 22 успешных операциях на желчевыводящих путях под местной анестезией. Помимо полноценного обезболивания, метод позволял проводить гидравлическую препаровку тканей. Использовать в широкой клинической практике многократно проверенный им метод А.В. Вишневский предложил в конце 20-х - начале 30-х годов, опубликовав в 1929 г. в Казанском медицинском журнале статью «Моя методика местной анестезии при операциях в брюшной полости», а в 1932 г. издав монографию «Местное обезболивание по методу ползучего инфильтрата».
В 1929 г. по приглашению университета штата Айова А.В. Вишневский побывал в США, где выступил с докладом о своем методе, получившем название «русский». К середине 30-х годов ero клиника имела опыт почти 10 000 операций под анестезией ползучим инфильтратом, в их числе вмешательства на легких, пищеводе, желудке, печени, желчных путях, кишечнике, почках, включая такие уникальные и для сегодняшнего дня операции, как сочетанные нефропексия, холецистэктомия и аппендэктомия через один разрез, двухэтапная экстирпация прямой кишки при раке, резекция всей толстой кишки при язвенном колите, резекция пищевода при раке из заднего внеплеврального доступа и др.
Вишневский разрабатывает свою знаменитую триаду: новокаиновую блокаду нерва, ведущего к месту операции, введение большого количества теплого слабого раствора новокаина в оперируемый орган и последующее наложение повязок с мазью, препятствующей нагноению раны. Монография, вышедшая в 1932, ввела в хирургический обиход термин «ползучий инфильтрат» и произвела на специалистов эффект разорвавшейся бомбы. Настолько этот метод был прост и эффективен.
Применение А.В. Вишневским новокаина с лечебной целью началось с лечения язв конечностей при спонтанной гангрене на кафедре факультетской хирургии в Казанском университете. Опираясь на неврогенную теорию дистрофий А.Д. Сперанского, сотрудничать с которым он стал в начале 30-х годов, А.В. Вишневский предложил способ выключения трофической иннервации тканей блокированием рефлекторной дуги патологического очага, в результате чего в клинику были внедрены поясничная, пресакральная, футлярная, вагосимпатическая блокады и короткий новокаиновый блок.
Вскоре идея о полном перерыве нервных импульсов при блокаде, которую поддерживали большинство хирургов, сменилась оригинальной концепцией А.В. Вишневского о нервной регуляции трофических процессов в этих условиях, и для продолжения ее научной и клинической разработки в 1935 г. он был приглашен в Москву, где на базе Московского областного клинического института возглавил хирургическую клинику Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ) и кафедру хирургии ЦИУ врачей.
В 1937 г. для дополнительного воздействия на репаративную регенерацию поврежденных тканей А.В. Вишневский предложил еще один слабый раздражитель - эмульгированный в масле перуанский бальзам. «Если метод местного обезболивания по А.В. Вишневскому вывел большую хирургию из стен крупных клиник в мелкие больницы периферии, то его теория о слабом раздражении нервной системы как лечебном факторе окончательно вывела учение о нервной трофике из стен физиологических лабораторий в широкий мир практической медицины. Вот один из величайших примеров единения теории с практикой», - писал один из учеников А.В. Вишневского профессор А.Н. Рыжих.
Метод лечения ран масляно-бальзамической эмульсией, получившей название «мазь Вишневского», был следующим: пропитанная эмульсией повязка накладывалась после хирургической обработки раны на длительное время и оказывала на рану слабое нейротрофическое (раздражающее и стимулирующее) действие. После очищения рану зашивали, вводя между швами все ту же эмульсию и устраняя болевую реакцию регионарной новокаиновой блокадой.
Выше всего «триада Вишневского» была оценена в военно-полевой хирургии: раны, от которых солдаты погибали в Гражданскую, во время Великой Отечественной оказались излечимы! Вместе с тем доступность всех ингредиентов «триады» - новокаина и мази, состоящей из ксероформа, дегтя и касторового масла - позволили широко распространить ее на самые «захудалые» больницы. И люди, которые раньше погибали из-за невозможности вовремя добраться до центральных лечебных учреждений, стали получать действенную помощь на местах.
Сельские хирурги высоко оценили этот метод, они писали: «Метод проф. А.В. Вишневского позволяет спокойно проводить любую большую операцию, ... что создает для хирургов возможность быстрейшего овладения техникой практической хирургии и оказания квалифицированной помощи на периферии», - писал в 1934 г. сельский хирург М.Х. Шалунов. "Метод вывел большую хирургию из стен клиник и крупных больниц в мелкие больницы периферии», - вторил коллеге в 1937 г. бывший земский хирург профессор B.C. Левит.
Сын А.В. Вишневского, тоже хирург, оперировал в 50-х годах под местной анестезией на легких и на сердце. На критические замечания по поводу слишком широких показаний к «ползучему инфильтрату» отец и сын отвечали, что местная анестезия показана там, где есть противопоказания к наркозу, а ее эффективность зависит не от метода как такового, а от умения хирурга его применять.
В 1946 г., оценивая вклад А.В. Вишневского и его школы в военно-полевую хирургию, начальник ГВСУ Советской Армии Е.И. Смирнов писал: «Огромная разница в результатах лечения проникающих ранений грудной клетки в Отечественную войну по сравнению с прошлыми войнами объясняется всеобщим признанием и самым широким применением вагосимпатической блокады по Вишневскому. Наряду с этим школа А.В. Вишневского оказала большое влияние на лечение других травматических повреждений и их осложнений - костей, суставов, живота...».
А.В. Вишневского был назначен директором Института хирургии АМН СССР в 1947 году руководил им до своей кончины в 1948 году. Его сын, внук и правнук также стали талантливейшими врачами-хирургами.
Свидетельство о публикации №225061301393