Второй хлеб

   Мой дед говорил, что картошка- это второй хлеб. Как только мы раскопали огород в овраге, первым делом решили посадить картошку (грядки под овощи и зеленушку- это было само собой разумеющееся). К посадке необходимо было подготовить землю, кто знает, что такое копать дерн, хорошо меня поймут. Две недели мы «грели» вместе с батей лопаты, все руки были в мозолях, но нам удалось поднять целину и посадить нашу первую бульбу.
  В нашей семье все любят картошку в любом виде, да и тогда, во второй половине 80-х было совсем не до жира, выбора особо не было. В то время люди, как захватчики (в хорошем смысле этого слова), раскопали себе участки- весь овраг был возделан и это был, естественно, самозахват. Неоспоримым плюсом было наличие речки- вонючки (так ее называли в народе), которая вытекала из озера, и в которую периодически из отстойника комплекса попадал коровий навоз- одновременно и полив, и подкормка. По весне в ней был сильный поток вода, вызванный обильным таяньем снега на полях и в лесу, к осени ручей почти высыхал. Мы с отцом придумали, как добывать обычную воду- просто вырыли подобие неглубокого колодца недалеко от ручья-благо, что это был овраг- низкое место. Воды хватало на один полив вполне, а за ночь вода набегала. Помню, как было приятно наблюдать первые результаты своего труда: первые ростки, окрепшая и рослая ботва после окучивания, цветение и, наконец, настал момент, когда зеленка начала подсыхать, наступило время сбора урожая.
  Отец снял крышу коляски у своего ИЖ-Юпитера -3, чтобы можно было перевозить мешки в гараж и до квартиры.  Момент сбора урожая был большой семейной радостью и гордостью. Мы копали вчетвером, даже младший брат не остался в стороне, и наш первый урожай был действительно замечательным, картофель уродился. Мама пообещала нажарить молодой картошки с луком после завершения, поэтому мы, поначалу, решили зарыть вопрос в один день. Однако, это на словах просто, а на деле картофель надо было просушить, собрать в мешки, поднять наверх и загрузить в мотоцикл, так что сил хватил процентов на 70-80, оставшееся мы взяли с отцом на себя, решив, что будем вечером приходить, собирать и возить домой на велосипеде. После активного рабочего дня болели руки и ныла спина, но ничего, зато свое, выращенное своим трудом, что у меня лично вызывало внутри большую гордость.
  Так мы весьма успешно с батей докапывали урожай, которого оставалось на один- два вечера, но какие-то «хорошие» люди решили нам под конец «помочь». В очередной вечер, прийдя на участок, мы обнаружили, что последние две грядки выкопаны, так же сорвали несколько кабачков, по краям вытащили свёклу и морковь, поэтому мы решили в этот момент, не откладывая, собрать все по максимуму и вывезти. Вернулись домой к 23.00, даже не ужинали. С утра я еле встал в школу, а отец поехал на работу. Непростое было время, многие тогда просто выживали, иначе не скажешь, и огород был огромным подспорьем, кормильцем. Мое поколение, за редким исключением, было приучено к труду, благодаря, прежде всего, своей земле. Можно говорить что угодно, рассуждая о современных технологиях и инженерии, но, по моему глубокому убеждению, то, что сделано или выращено своими руками, всегда дороже и вкуснее, потому что привычка к труду- это часть души человеческой, без которой наше пребывание здесь теряет всякий смысл.


Рецензии