Флаги войны против России
В истории геополитических интересов мировых держав России, Англии, Турции, Ирана и др. государства, в XIX веке одно из значительных событий, как в дипломатическом плане, так и в военных действиях это была Кавказская война. Традиционная Российская историческая наука определяет период 1817-1864 гг., как «Кавказская война». Основная и самая кровопролитная и масштабная война в исторической литературе Российской империи считается война на Восточном Кавказе. Из исторической литературы, документальных источников, известно, что самые значительные сражения и военные действия происходили за покорение в целом горных районов Дагестана, Чечни, Ингушетии. Где и отмечены основные боевые действия Российской империи и Кавказских народов. Западный Кавказ – 1834 год, начало военных действий.
Необходимо отметить особенности некоторых географических и политических понятий, этнических значений в отношении всего Кавказа.
В Европе, весь Кавказ называли «Черкесией».
В Османской империи весь Западный и Восточный Кавказ называли:
Kuzey Kafkasya - Северный Кавказ;
Название «Черкесия» отсутствовало.
В Российской империи – Западный Кавказ, называли «Закубанский край».
Достаточно указать на один пример: «ДЕКЛАРАЦИЯ О НЕЗАВИСИМОСТИ ЧЕРКЕСОВ, АДРЕСОВАННАЯ В СУДЫ ЕВРОПЫ», 1836 г., в журнал, «Портфолио» Том I.
«Жители Кавказа… Сорок лет мы победно протестовали против обвинений нашим оружием; эти чернила, как и пролитая нами кровь, провозглашают нашу независимость; Нас Четыре Миллиона, но мы, к сожалению, разделены на множество племен, языков и вероисповеданий; у нас разные обычаи, традиции, интересы, союзы и распри…»
В среде адыгских исследователей существует в «псевдо-научной» оболочке, что эта декларация это продукт «адыгов (кабардинцев, черкесов), и «черкесы» это только адыги. Но такая точка зрения – это всего лишь создание параллельной и искаженной «псевдо-науки», которое, к сожалению, присутствует в научных центрах в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Республике Адыгея.
Черкесы – кого называли в период «Кавказской войны черкесами».
Как видно из «Декларации…»
– Это все жители Кавказа, которые « разделены на множество племен, языков и вероисповеданий; у нас разные обычаи, традиции, интересы, союзы…»
В узком плане – это жители восточного Причерноморья: абадзы, шапсуги и натухайцы. И эти народы, отнюдь не – адыги.
В качестве примера, укажем на одно исследование: СИМОН ДЖАНАШИА,(1900-1947 гг.), ЧЕРКЕССКИЕ Дневники.
В 1929 году он первым из грузинских ученых посетил Черкесию и оставил записи в виде «Дневников». В общении с представителями местного населения и в фиксации собираемого материала ему безусловно помогало университетское лингвистическое образование и знание абхазского языка.
К сожалению, самому автору не удалось опубликовать этот интереснейший
материал. В 1968 году по решению и содействию редакторов IV тома работ С. Джанашиа, академиков В.Т. Топуриа и К.В. Ломтатидзе, «Черкесские дневники» были изданы в вышеназванном томе.
В Черкесии С. Джанашиа посетил разные места, населенные черкесами и
абазинами. Это путешествие для молодого грузинского ученого было
незабываемо не только с научной точки зрения, но и с точки зрения чисто
человеческих отношений.
Джанашиа
17.12.2007 г.
Экспедиция в Адыгейскую область Апрель-май 1929 г.
Совету педагогического факультета: Отчет лектора этого Совета Симона Джанашиа о научной командировке в Адыгейскую автономную область
и Шапсугский район. Целью этой командировки было собрать на месте и перепроверить материалы из языковой и этнографической действительности черкесских племен, потребность в которых возникла при работе над вопросами истории Грузии. Вместе с тем, в процессе исследования абхазского языка, нас заинтересовали грамматические свойства
черкесского языка. В первую очередь мы считали нужным ознакомиться с т.н. «кяхскими» наречиями, т.е. с речью кубанских и черноморских прибрежных черкесов. Необходимость поработать на месте была вызвана состоянием литературы по этому вопросу. Если кавказские языки вообще считаются не изученными, то это в первую очередь касается черкесского, особенно «кяхского» языка.
ДЕЛЕНИЕ ШАПСУГОВ
Здесь 7 человек и все единогласно заявляют: бжедуги – другие;
они адыгейцы, настоящие адыги.
Шапсуги, абадзехи, убыхи – один народ.
Сейчас в количественном отношении бжедугов больше всех, вот поэтому и назвали нашу область Адыгея, но если бы нас было больше, тогда назвали бы Шапсугией.
Ибрагим спрашивает: «Для шапсугов и абадзехов кто ближе: бжедуги или абхазы?» «Абхазы», – отвечают.
Я задаю вопрос: «Шапсуги сами себя назвали адыгами?»
«Шапсуги – не адыги, – отвечает один.
и другие с ним соглашаются, – адыги – только бжедуги.
Шапсуги – это шапсуги и черкесы», с.57.
КАБАРДИНСКИЙ. Информатор: из аула Ходз Куденетов.
Этот информатор называет черкесов «кяхами» и противопоставляет
кабардинцам;
кабардинцы не черкесы, хотя они все adигe.
Абазины тоже ade.
В здешних аулах дети недовольны тем, что их обучают на кяхском языке: «мы qabardейj, для чего нам нужно abazaxbzе;». Здешние больше склоняются к Кабарде.
«Черкесский язык» и «Кабардинский язык» употребляются как противоположные термины.
Необразованный, неотесанный кабардинец и тот считает себя adигe, он даже говорит, что я «adигеz'» (старый, настоящий адыгеец).
По-кабардински все кяхские племена называет abazaх;…», с.87.
Более полная информация, о том кого подразумевали «черкесами» восточного Причерноморья из книги Лонгворта «Год среди черкесов».
«МЕДЖИЛИС, ИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ
Меня ждал мистер Белл, и где должен был состояться большой совет или меджилис. Присутствие на этом мероприятии, не будучи переполненным, поскольку почти вся молодая часть населения, интеллекта двух провинций Шапсук и Натуквич, - Таматас, Эффенди и Оузденс - то есть старейшины, судьи и дворяне. Короче говоря, собрание имело характер достаточно внушительный, чтобы придать неоспоримую печать авторитета всем его действиям. Оно образует, действительно, в таких советах главный, если не единственный, момент… влияя, насколько он мог, на их решения; Необходимость этих национальных советов возникла, как я уже сказал выше, из-за общей опасности; и по мере того, как чувство этой опасности распространялось, они, конечно, становились все более важными…между провинциями Шапсук и Натуквич, уже скрепил их союз. Та же тревога распространялась на абасаков», с.102-104;
«В трех провинциях Натукойч, Шапсук и Аббасаки, как я уже намекал, в течение нескольких лет существовала тенденция, введенная, как я полагаю, магометанством, уравнивать все такие различия; и единственные права, насколько я мог обнаружить, на которые люди этого класса могли претендовать в настоящее время, это первенство в сражении или пиршестве, равное разрешение занимать первое место за столом или на поле битвы. К этим прерогативам они добавляют еще одну, столь же выдающуюся, право садиться первыми и любезно разрешать другим сидеть после себя…», сс.124-128. England, who thus earned the gratitude of Circassians.
Год среди черкесов - Дж. А. Лонгворт
books.google.ru›books…Год среди черкесов, Том 1 Джон Аугустус Лонгворт. 1840.
Западный фронт
Западный фронт в Российской армии назывался: «Правое Крыло Кавказской Линии, кроме земель черноморских казаков и линейных, поселенных по Кубани, заключает в себе все пространство, граничащее с севера и востока рекою Кубанью и землями вышеупомянутых казачьих войск; с запада — Черным морем от устья Кубани до Гагринской теснины, и с юга — Кавказскими горами; на протяжении между Эльбрусом и истоками Малой Лабы граница идет по гребню Кавказского хребта, а от истоков Малой Лабы южная граница поворачивает к юго-западу и прямою линиею доходит до Гагринского мыса. Все это пространство известно вообще под именем Закубанского, а народы — его населяющие, называются нами Закубанскими.
в. Черкесы
Все прочие народы, населяющие описанный нами край, принадлежат к племени черкесскому и вообще называются Русскими — Закубанскими народами. Сами же они разделяют себя на племена: Адыге и Абадзе.
К отделу Абадзе относятся: 9) Абадзехи, 10) Шапсуги, 11) Натухайцы, 12) Убыхи и 13) Джигеты. Сюда надо тоже отнести небольшие племена абхазского происхождения, выселившиеся из-за Кавказких гор на северо-восточную их покатость, как-то: а) Баракаевцы, б) Баговцы, в) Шахгиреевцы, г) Тамовцы, д) Кильбековцы, е) Башильбаевцы, Медовеевцы и проч.
К отделу Адыге принадлежать: 1) Беглые Кабардинцы, 2) Бесленеевцы,
3) Махошевцы, 4) Темиргоевцы (Кемкой), 5) Егерукоевцы, 6) Махмирцы, 7) Гатюкаевцы и 8) Бжедухи.
АНУЧИН Д. Г. ОЧЕРК ГОРСКИХ НАРОДОВ. DrevLit.Ru...
drevlit.ru›docs/kavkaz/XIX/1840-1860/Anucin_D_G…
После Адрианопольского мирного договора 1829 года между Российской и Османской империями военные действия при скрытом содействии турецких властей продолжается, как «национальная война «черкесов». Один из лидеров этого движения был татарский владелец Сефер-бий Занок Оглы. Турецкий исследователь Зубейде Гюнеш Ягджы в своей работе «Sefer Bey Zanoko O;lu 19. Y;zy;lda Kafkas Diplomatik ;li;kilerinin Tarihinde», «Сефер бей Занок Оглы в истории кавказских дипломатических отношений в 19 веке», Год 2016, Номер: 76, 59 - 86, 01.06.2016, пишет:
«Под влиянием Сефера Занико было принято решение продолжить борьбу с Россией и обратиться за помощью для этой цели к Османской империи.
Они даже писали письма султану, королеве Англии и императору Франции, прося признать их независимость (Penny Magazine 1838: 387).
Кроме того, на встрече вожди племен Натухач, Шабсыг, Абзех, Бжедуг, Кемиргуэй, Хатукай, Мехош, Бесни, Башлыбай, Теберде, Браки и Карачай дали доверенность Сеферу Занико представлять их интересы: (Bell 1998: 203).
Затем Занико заставил их поклясться на Коране, что они будут продолжать войну до тех пор, пока не прибудет помощь извне или пока они не потеряют надежду на нее (Лонгворт 1996: 236). Черкесы отправили в Стамбул делегацию из 22 человек во главе с Сефером Занико, чтобы просить помощи у Османской империи. Делегация привлекла большое внимание в Стамбуле, и членам делегации были вручены подарки и деньги в соответствии с их положением и классом (BOA.HH: 44240)...» В нашем исследовании основная тема это «Флаги войны против России», поэтому, «военную часть» мы особо не трогаем. Обратим внимание на одну особенность о племенах, которые были отмечены Дж. Беллом «12 племен» и «12 звезд», то, что в этих названиях племен - «кабардинцы (адыги)» не отмечены.
Зубейде Гюнеш Ягджы, пишет и о флаге: «Наибольшую симпатию к Сеферу Занико в Стамбуле проявили британцы. Дэвид Уркухарт7 — один из них (Лонгворт 1996: 237). Д. Уркухарт считал, что Англия должна поддержать черкесов и что ресурсы региона пойдут на пользу Англии. На самом деле в 1834 году он отправился на Северный Кавказ, чтобы поддержать черкесов и встретиться с ними.
Он провел встречу с 15 черкесскими лидерами на Агуйской равнине близ Анапы, вероятно, благодаря рекомендательным письмам, полученным им от Занико. На встрече была принята Декларация независимости Черкесии и разработан проект черкесского флага (Brewda 1999: 24)8.
Таким образом, Сефер Занико через Д. Уркарта добился того, чтобы декларация о независимости, была опубликована, и был определен черкесский флаг…»
В этой цитате есть несколько особенностей:
1. «Северный Кавказ» - «Kuzey Kafkasya’» в Османской империи весь Кавказ называют «Северным Кавказом», но не именуют «Черкесией».
2. Так называемый «черкеский флаг» и «Декларация независимости…» это полностью идея и работа английского резидента Д. Уркарта.
3. «Черкеский флаг» определяемый Зубейде Гюнеш Ягджы отличается от настоящего флага Д.Уркарта.
4. Самое важное и главное «черкеский флаг» не назван, как «Санджак Шериф». Турецкий автор знает, что «Санджак Шериф» - знамя пророка, главный символ Османской империи.
5. Адыгские авторы «черкеского флага» переработав флаг Уркварта, в целях маскировки истинных задач и целей «Флага Сопротивления против России», назвали свой «черкеский флаг» Санджак Шериф». При этом был совершен подлог в книгу Эд. Спенсера, создав «копию» новой книги Спенсера под редакцией Н. Нефляшевой, 1994 г.
В комментариях в сноске «8» дается описание этого флага:
«8 Флаг, разработанный при участии Д. Уркухарта, состоит из 12 желтых звезд и трех черных стрел на зеленом фоне.
Зеленый цвет представлял горы Кавказа, три черные стрелы представляли три великие семьи и смерть врагу (семьи Занико, Айтекчико, Болетеко), а желтые звезды представляли 12 регионов (Хатухай, Натхок, Шапсуг, Абзег, Убых, Бджедуг, Темиргой, Абхаз, Хатукай, Махош, Бесленей, Бракий, Карачай и Кабарда).
Сегодня этот флаг вывешен на флагштоке здания Парламента в Майкопе, столице Республики Адыгея, и на флагштоке здания Ассоциации Кабардино-Балкарии в Нальчике, столице Республики Кабардино-Балкария (Aydemir Kusha, 1997: 60)…»
Зубейде Гюнеш Ягджы, доц. док., университет Балыкесир, факультет естествознания и литературы, кафедра истории- Балыкесир/ Турция zyagci@hotmail.com.
Как появились лишние племена в этом перечне в сноске «8», объясняет следующая сноска Ягджы: Aydemi; ;u;ha, 1997: 60.
Aydemir Izzet (1997). “Adige Bayrak’ Tarihesi”. Nart I(4): 40-41.
ТАЙНА АДЫГСКОГО «Черкесского флага»
Исследуя работы, где упоминаются «флаги войны против России» мы выявили два флага, которые часто упоминаются в исторической литературе посвященной «Черкеской теме».
Это флаг Э. Спенсера упоминаемый, как «Санжак-Шериф» знамя пророка, турецкий флаг. Упоминается в 1836 г. Спенсером в следующей передаче:
«В надежде преуспеть в своем предприятии, один из их храбрейших сераскиров, доблестный Хирсис Оглоу, схватив Санжак Шериф, «In the hope of succeeding in their enterprise, one of their bravest Seraskiers, the valiant Hirsis Oglou, having seized the Sangiac Sheriff…». Сераскир – это название наместника одной из ногайской орды; Хирсис Оглоу – ногайский-татарский мурза.
«Санжак-Шериф» знамя пророка, турецкий флаг.
Второй флаг Девида Уркарта (Уркварта) 1834 года приведен в V томе журнала «Портфолио» 1836 г.: «Рисунок флага Девида Уркарта дается в V Tom Портфолио: 8 белых звёзд и три чёрные стрелы на зеленом фоне…»
В нашем исследовании мы привлекли новые работы, где есть упоминания, как «черкеский флаг».
Одна из работ это Зубейде Гюнеш Ягджы, доц. док., университет Балыкесир, с исследованием ««Sefer Bey Zanoko Oglu 19. Yzylda Kafkas Diplomatik ;li;kilerinin Tarihinde», «Сефер бей Занок Оглы в истории кавказских дипломатических отношений в 19 веке», Год 2016, Номер: 76, 59 - 86, 01.06.2016;
И вторая работа из сноски Зубейде Гюнеш Ягджы «8»: ADIGE BAYRAK;ININ TARIH;ES;: Adige
Легенда флага
Воскресенье, 11 ноября 2007 г.
История адыгейского флага
Иззет Айдемир Куша
«Конкретных письменных документов о первом флаге адыгского народа не существует.
Информацию по этому вопросу мы получаем из некоторых письменных документов, созданных европейцами, в основном британцами, начиная с начала XIX века.
Сведения об адыгском флаге мы встречаем также в трудах о черкесах, написанных дипломатами, купцами, писателями, путешественниками и даже людьми, посланными на Кавказ в качестве агентов.
Адыгейский флаг, изображенный на обложках некоторых книг, сначала имел 7 звезд, а затем — 9.
Общей чертой флагов является то, что их цвет — зеленый, а звезды, разбросанные по ним, — желтые.
Однако не уточняется, какое племя или племена представляют эти флаги, и в какую дату они были использованы.
Подробные сведения о рождении адыгского флага появились только после 1830-х годов. Дэвид Уркухарт, британский политик, в то время мелкий государственный служащий, истинный друг черкесов;
При содействии и поддержке британского правительства он прибыл на Кавказ в июне 1834 года. Цель его поездки — познакомиться с черкесами и, при необходимости и по возможности, оказать им политическую и конкретную военную помощь в их борьбе за свободу против русских.
Уркарт, высадившийся в Цемезе (Новороссийске) и оттуда отправившийся в Анапу, был встречен адыгским народом с большим интересом и любовью.
Обращаясь ко всем черкесам на съезде, организованном в его честь в Анапе, который проходил на равнине Агуй, он высказал мысль о необходимости создания черкесского союза под единым флагом для успешной борьбы с русскими.
Тем временем, с одобрения Занико Сефер-бея, бывшего в то время лидером адыгского народа, было создано временное правительство из 12 человек, представлявших 12 племен.
Через три года после того, как Уркарт покинул Кавказ, 6 мая 1837 года на знаменитом конгрессе Адханекум (также известном как Адакум, Атакум, Атахум), на котором снова присутствовали англичанин С. Джеймс Белл и наблюдатель Лонгворт,
развевался адыгский флаг из зеленого шелка с двумя черными стрелами и 10 желтыми звездами, символизирующими 10 племен.
Первый известный официальный флаг был использован на этом великом съезде в истории Адыгеи, в котором приняли участие 1000 делегатов во главе с Хавидко Менсуром (Хавдико, также известным как Хавудукуэ), представлявших все адыгские племена.
Год спустя, в 1838 году, 12 племен Западного Кавказа объединились под руководством трех вождей и приняли в качестве национального флага исторический адыгский флаг с тремя черными стрелами и 12 звездами на зеленом полотнище.
Именно такой флаг сегодня развевается на здании парламента Республики Адыгея в Майкопе.
Что касается цветов, звезд и стрел на адыгейском флаге: зеленый цвет шелковой ткани олицетворяет горы и равнины Кавказа;
Три черные стрелы символизировали три самые талантливые и известные семьи того периода (семьи Занико, Айтекчико и Болетеко),
черный цвет олицетворял смерть врагу,
а желтые звезды символизировали 12 регионов, где находились герои, проводившие всю свою жизнь под открытым небом, в сельской местности и горах, и спавшие, глядя на звезды на небе.
Эти 12 регионов; В его состав входят Натухай (Наткоч), Шапсуг, Абедза, Убых, Бжедуг, Темиргой, Абхаз, Хатукай, Махош, Бесленей, Бракий, Карачай и Кабардей.
Поскольку абедзахи, махоши и бжедуги этих 12 регионов подписали мирный договор с русскими,
а Кабарда и Абхазия находились под российской оккупацией,
они могли присоединиться к союзу только с представителями тех, кто нашел убежище среди других адыгских племен этих регионов.
Представителем Кабарды был Бесленийко Аслан, а представителем Абхазии – Рустем Пе….»
Вот такая легенда представлена Айдемир Изетом от 1997 г.
Aydemir Izzet (1997). “Adige Bayra;;’n;n Tarih;esi”. Nart I(4): 40-41.
Что удивительно, но в этих сведениях, повторюсь, нет ни одного упоминания, как флаг «Санджак Шериф» Эд. Спенсера.
Как выше уже написано в турецкой среде, что «Санджак Шериф», это «черкеский флаг» 12 племен адыгов-кабардинцев «черкесов»,как ложная версия, была бы убийственной, где быть мусульманином это не пустой звук, а истинная вера в Всевышнего.
И то, что касается символов ислама это святое чувство.
«Санджак Шериф» - от тур. sandschak - знамя, и араб. scherif - священный. Священное знамя пророка Магомета.
Но к сожалению для многих из тех, кто создавал искаженную, ложную историю для своего «избранного народа», такие чувства, как святость – это хуже того, как кого-то, назвать безбожником.
Даже те, кто боролись против России, не могли принизить флага мусульман мира.
«ВЫДЕРЖКА ПИСЬМА ИЗ КОНСТАНТИНОПОЛЯ.
Дата 22 марта, из "Times" от 17 апреля.
Несколько дней назад из Черкесии были получены сведения, которые произвели полное волнение среди турок, —
о Национальном флаге*, недавно развернутом в Суджак-Кале, после того как он был удостоен звания Санджак-Шерифа, или Святого Штандарта, и был помещен в здание, построенное специально для этого, где он хранится с таким же уважением, как в Турции к штандарту Магомета.
Важность этой информации может быть оценена в Европе только теми людьми, которые знают о степени уважения, с которой мусульмане относятся к Санджак-Шерифу.
Ниже приводится перевод письма на турецком языке, адресованного вождям Черкесии еще в августе 1835 года.
"Лондон, 21-го числа месяца Ребиул-Акир, 1251 (1835 г.)
"Я пока официально не ответил на различные сообщения, которые я получал в разное время, либо письмами, либо депутациями из разных провинций. Я не хотел этого делать, пока у меня не будет хороших новостей, чтобы сообщить вам, — пока я не смогу сказать вам что-то, что, доказав мою волю и силу оказать вам услугу, могло бы оправдать доверие, которое вы мне оказали. * См. «Портфолио» от 5 января 1837 г.
«Однако я опасаюсь, что мое долгое отсутствие и мое молчание, если оно продлится, могут задержать в ваших умах те новые чувства и ту жажду информации, которые, я верю, вскоре сделают вас народом и нацией, уважающими себя и уважаемыми другими.
Вы давно слышали об Англии; вы в последнее время много думали об Англии;
теперь вы получаете письмо из Англии; пусть оно будет распространено по провинциям — пусть беи, муллы и старейшины соберут людей, прочитают и объяснят его им;
и таким образом вы получите удовлетворение от прочтения вместе одних и тех же слов от Черного моря до Каспийского и услышите, как к вам обращаются одним общим именем — черкесы.
«Тогда, когда ее глаза будут обращены таким образом, ее негодование пробудится, и ее сочувствие пробудится, и только тогда, она должна осознать ошибку относительно вашего прошлого состояния и проинформировать о новой стадии национального существования, на которую вы вступили. Тогда, когда будет произнесено новое имя Черкесия — когда будет провозглашена старая независимость Кавказа — Черкесия будет провозглашена как новая звезда, взошедшая на Востоке».
Мне не нужно говорить вам, чтобы вы храбро сражались, но я бы умолял вас больше думать. Мысли, которые сейчас распространяются от деревни к деревне и от провинции к провинции, несут с собой и рассеивают семена, которые однажды могут созреть не просто в национальную независимость, но в национальное процветание, величие и славу.
«ДАУД», сс. 142-146.(Д. Уркарт).
The Portfolio: A Collection of State Papers and Other...
books.google.ru›books…
STATE PAPERS. 41. Documents and correspondence.Издатель. Shoberl, 1837.
Портфолио: Сборник государственных бумаг и других...
book.google.ru›книги…
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ. 41. Документы и переписка. 87. ... Издатель. Шоберль, 1837. Владелец оригинала: Баварская государственная библиотека. ТОМ VI. № XLII.—1 АПРЕЛЯ 1837 ГОДА.
Первые птенцы «черкеского флага»
Первые флаги называемый, как «черкеский флаг 12 племен», как символ сопротивления России появились в 1989 году, без какой – либо исторической подоплеки на авторство флага. Одна из первых легенд в Кабардино-Балкарии это легенда:
«Черкесский Флаг был предан забвению во
времена СССР. Лишь в 1989 году Науржанов Ибрагим воссоздал его.
Как это произошло рассказал кандидат исторических наук, Герой Абхазии Асланбек Марзей (Мирзоев-Х.Т.):
«Ибрагим был студентом исторического Факультета КБГУ. В те времена было мало книг по истории адыгов.
Лишь у ученых-историков был доступ к специальному хранилищу Института гуманитарных исследований, где хранились труды иностранных путешественников и дипломатов, в разные периоды посещавших Черкесию.
В одной из таких книг и был найден рисунок черкесского флага. Ибрагим узнал все пропорции зеленого полотна и первым заказал у соседа-художника национальный символ адыгов)".
Также интересной является история о том, как Адыгэ Хасэ Кабарды в качестве своей эмблемы выбрала черкесский флаг.
В актовом зале Института гуманитарных исследований шло заседание Хасы под руководством покойного Заура Налоева. Не могли выбрать эмблему и тут в зал зашел Ибрагим с зеленым полотном.
Проблема была решена моментально- символ всех адыгов мира стал символом Адыгэ Хасэ КБР.
«Ибрагим еще очень любил футбол,- продолжает Асланбек. Он не пропускал ни одной игры нальчикского «Спартака». На
один из матчей Ибрагим отнес воссозданный флаг. Все спрашивали: «Что это такое?» Ибрагим объяснял, что это адыгский флаг. 12 звезд и 3 стрелы стали сразу родными и для тех, кто приходил поддержать родную команду».
vk.com›wall-59736841_219191кНауржанов Ибрагим - человек, воссоздавший черкесский флаг в Кабарде…»
Но это всего лишь легенда. Легенда, в которой действительно, герой
Ибрагим Науржанов героически погиб 26 августа 1992 года, воюя за свободу братской Абхазии. И якобы унес тайну «черкесского флага».
Достаточно вернуться к тексту автора статьи А. Марзея:
«Лишь у ученых-историков был доступ к специальному хранилищу Института гуманитарных исследований, где хранились труды иностранных путешественников и дипломатов, в разные периоды посещавших Черкесию…»
В данном тексте указание, что в «Институте гуманитарных исследований» или был ПРОТОТИП «Черкесского флага» или же его создали в этом же институте, уже в современное время в 1989-1992 гг.
Почему же «Институт гуманитарных исследований» не представит нам книгу оригинал Э. Спенсера, в которой Наима Нефляшева нашла «черкесский флаг» от Спенсера, а ученые КБИГИ, не нашли?!
Версию, что Ибрагим Науржанов в 1989 году воссоздал «черкеский флаг» не подтверждает статья: «Голос женщин, голос матерей, требующих защитить жизнь, должен быть услышан. З. Цвижба (Нальчик – Гудаута) Газ. «Республика Абхазия», № 23, 6 мая 1993 г.», написанная раньше, чем появились легенды «флага Ибрагима Науржанова».
«Ибрагиму Науржанову 15 мая 1993 г. исполнилось бы лишь 27 лет. Так мало прожил он, но успел очень и очень многое. Совсем подростком стал он интересоваться историей адыгов и абхазов. Затем учеба на историческом факультете, где он был образцом в учебе и в личном поведении. Он много работал в архивах, собирал большой материал для создания книги об историческом единстве адыго-абхазских народов. Ибрагим успел полюбить Абхазию и ее народ, принимал абхазов всегда радушно. Он стоял у истоков создания молодежной «Адыгэ Хасэ», был одним из ее организаторов. Идея национального возрождения адыгов стала смыслом его жизни…
Ибрагим Науржанов был в гуще всех событий в братской Абхазии. Он один из тех, кто во время трагических событий 15 – 16 июля 1989 г. пришел в Сухум через перевал на помощь.
В середине июля 1992 г. Ибрагим принимал активное участие в летнем фестивале абхазо-адыгской культуры…» И ни слова о «черкеском флаге».
Эмма Анкваб, старший преподаватель кафедры иностранных языков Абхазского госуниверситета.
Газ. «Бзыбь», № 31, 12 мая 1993 г.
Похожая легенда с элементами детектива статья Земфиры Мамий «Кавказская символика в предметах быта от 03 сентября 2015 года
Так, к 450–летию союза Черкесии и России вышел в свет альбом "Сокровища культуры Адыгеи". Состав авторов и редакционной совета солидный, книга добротная, но, к сожалению, она имеет серьезные недостатки. Обо всех сегодня нет смысла говорить, мы отметим только то, что касается одного из главных символов республики – Государственного флага.
На девятой странице говорится: "…12 звезд (флага – А.К.) означают 12 черкесских племен, а три стрелы – три древнейших черкесских княжеских рода. Стрелы также ассоциируются с богом кузнецов Тлепшем. Зеленый цвет полотнища символизирует ислам…".
Черкесский витязь, когда был не на войне, обычно носил с собой три стрелы в колчане: стрелы вверх означают мир, а их связка – единение. Они не имеют никакого отношения к княжеским родам.
Что касается цвета флага, черкесы всегда говорили: "Огур шхъуантIэу, уцыр къашхъоу" - синее небо и зеленая сочная трава. Зеленый цвет – это цвет весны, а не ислама. Ни христианства, ни ислама еще не было, когда черкесы видели жизнь в зеленом цвете. Не надо связывать вместе то, что не может быть связано. Попытка очернить флаг черкесов – это далеко идущий тревожный сигнал, который может и протрубить – кого к войне, кого к защите родной земли…
25 апреля день черкесского флага
Учитывая, что государственный символ республики Адыгея – национальный флаг 1830 года до сих пор вызывает вопросы, хотелось бы остановиться более подробно на истории его создания.
Стяг с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из исторической ситуации XIX века. Историк Р. Трахо в книге "Черкесы", которая вышла в свет в Мюнхене в 1956 году, пишет: "...Петербургская Конвенция 1834 года подтвердила и уточнила статью трактата. Как раз в этот период черкесы подчинились "Великому свободному собранию". Вся страна была разделена на 12 округов. Правительство послало во главе с Исмаилом Зеушем посольство в Турцию, Францию и Англию и объявило всеобщую мобилизацию.
Символом черкесского единства служил национальный флаг 1830 года зеленого цвета с тремя скрещенными стрелами и 12 звездами по количеству основных племен и округов Объединенной Черкесии... ".
Данный флаг не был практически известен ни общественности, ни в научных кругах. Первый раз я увидел его в цвете в конце 80-х годов.
Это было время эмоционального подъема черкесского народа, время возрождения его самосознания. На собрании представителей национальной элиты по возрождению Адыгэ Хасэ – общественного движения черкесов, народного парламента, был избран оргкомитет, куда вошли достойнейшие люди. Ему предстояла ответственная работа. Мне предложили возглавить его, и я дал согласие, посчитав возлагаемую на меня обязанность за честь.
Работа предстояла нелегкая и доселе неизвестная. Главный пункт ее состоял в том, чтобы провести первый общенациональный съезд нового времени, который и стал бы отправной точкой воссоздания Хасэ. Ведь последнее всенародное собрание Хасэ Черкесии состоялось в 30-х годах ХIХ века.
На съезд Адыгэ Хасэ в Майкоп приехал известный в черкесской диаспоре человек, сделавший немало для возрождения адыгства в Сирии и Турции - Нихад Биданоко. К этому времени он уже жил в Нальчике и после съезда решил остаться на несколько дней в Майкопе у меня.
Узнав об этом, в один из этих дней нас пригласил к себе в гости писатель и ученый Аскер Гадагатль. Там-то все и произошло.
За прекрасно накрытым столом время прошло незаметно: семья Гадагатля всегда была хлебосольной. Мы говорили о многом, но больше всего о съезде, его итогах и, разумеется, о флагах.
Бысым (хозяин дома – А.К.) в свойственной ему манере, не спеша, отправился в другую комнату и вернулся оттуда с какой-то книгой и протянул ее мне.
Она была написана на английском языке: Эдмонд Спенсер, 1839 год, Лондон. Оригинал книги! Вот это да! Об авторе я слышал и раньше, поэтому мне стало сразу ясно – это ценнейшая для нас находка. Но все было впереди.
Раскрываю – на первой же странице во всей своей красе, в цветном изображении – великолепный флаг. Кинулись с Нихадом читать, что написано под ним. Наших скромных знаний английского (кое-где пригодился и словарь) оказалось достаточно, чтобы понять – перед нами знамя объединенных черкесских князей 1830 года!
Мы не могли сдержать эмоций, и Аскер Гадагатль сказал:
- Да, это единый флаг всех черкесов! Об этом раньше небезопасно было говорить. Вот он и пролежал у меня с давних пор… Да и сейчас, тоже, наверное, но, тем не менее – это наш символ.
Аскер Гадагатль, говоря "с давних пор" имел ввиду, видимо,
время, когда он выезжал в Америку и встречался там с соотечественниками,
которые подарили ему и Адыгее немало ценных книг по истории черкесов.
Искусствовед и художница Марина Хабаху подготовила линогравюру с изображением символики. Достать краски, найти офортный станок в художественных мастерских и зайти к первому же художнику, который оказался в мастерской – им оказался Махмуд Тугуз – было, как говорится, делом времени. Она напечатала на станке 70 линогравюр с изображением флага, которые мы разослали вместе с аннотациями из книги Э. Спенсера в Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, причерноморским шапсугам и за рубеж - черкесской диаспоре. Так черкесский национальный флаг начал свое возрождение.
Потом группа молодых энтузиастов из города Адыгейска - Гисса Абид, Адам Кабертай, два Сташа, оба Ахмеда, Сачнэт Дербе, Светлана Ашинова, Адам Читав и Адам Хуаде, позже Герой Абхазии, сложивший голову за свободу братского абхазского народа, сделали настоящий черкесский стяг – копию флага 1830 года.
"Зеленый флаг с 12 звездочками и тремя скрещенными стрелами стал сегодня символом возрождения Адыгеи, правды ее истории, свободолюбивого духа народа, - напишут они позже в газете "Гъуазэ" в апреле 1991 года. - Впервые изображение флага объединенных черкесских племен Ахмед Сташ и Сачнет Дербе увидели у ученого Асфара Куека, в оригинале книги Эд. Спенсера.
Близился час открытия учредительного съезда. В Теучежск (так раньше называли нынешний город Адыыгейск – А.К.) были приглашены члены совета Адыгэ Хасэ Адыгеи. Зал был до отказа заполнен.
Чести внести в зал флаг удостоились Хизир Мельгош и Сачнет Дербе. "Перед выходом мы попросили Асфара Куека рассказать об черкесском флаге – подготовить аудиторию", - вспоминал Ахмед.
Не правда ли трогательно! То, как знамя было встречено в зале, живо напомнило мне, как оно было встречено черкесами в далеком 1830 году. Об этом прекрасно написано в книге Эдмонда Спенсера "Путешествие в Черкесию".
"...После ружейных залпов, которые обычно возвещают приезд вождя, - пишет автор, - тысячи великолепных, красивых, статных воинов поскакали навстречу и через несколько секунд мы были окружены сот¬нями славных патриотов Черкесии. Некоторые из них были одеты в простые крестьянские одежды, другие в сверкающие доспехи. Затем мужественный вождь Херсис Султун-оглу развернул великолепное национальное знамя, которое он получил из Стамбула, разрисованное прекрасными руками черкесской княжны, занимавшей высокое положение в Турецкой империи (это отрицает попытку некоторых историков, предполагающих, что данный флаг был изготовлен англичанином Д. Уркартом – А.К.).
Здесь нужно отметить, что национальный флаг черкесов стал символом и для других свободолюбивых народов всего Кавказа. "Когда бы они (черкесы – А.К.) ни делали вылазку, - пишет Э. Спенсер, - национальное знамя всегда несут во главе части, и на каждой всенародной ассамблее оно выставляется на самом видном месте…
Насколько я смог собрать по крупицам от конфедеративных князей, существует 12 или 13 племен, которые поклялись обеспечить свою независимость при любом риске против доминиона России и которые приняли своим национальным знаменем Санджак Шериф.
Эти имена соответственно различаются под именами Хапсоухи, Абзехи, Ноттахайцы, Хатоухай, Демиргхой, Киркеней, Бжедоухи, Херкпети, Лезги, Мицудзехи, Оссеты, Чипакоуай и т.д.,
кроме огромных орд татар, турков и калмыков. Среди них, они говорят, двести тысяч человек всегда готовых выйти на поле брани, полностью экипированных для битвы…
С момента образования конфедерации Аттехей с другими кавказскими племенами и принятия Санджак Шериф (флага – А.К.) в качестве национального знамени, произошло полное изменение в характере, и моральной энергии народа был дан могущественный импульс. Ни один князь, вождь или племя не могли перенести войну на территорию другого без согласия Генеральной ассамблеи старейшин. Поэтому их извечная вражда, столь парализующая народную силу, полностью подавляется, их грабительские обычаи по отношению друг к другу сдерживались, и вся сила народа концентрировалась против общего врага России: и аттехей, лезги, турки, туркмены, калмыки или татары, все племена сейчас идут в бой под общим знаменем, одушевленные одним и тем же воинственным кличем – "Смерть или Независимость!"
Россия восстановила свой национальный флаг эпохи Петра I – триколор, флаг царя Московского от 1697 года. Никто не спрашивал представителей других национальностей, граждан Российской Федерации, желают они этого или нет, хотя, было известно, что у многих кавказских народов это вызвало внутренний протест. Но никто не стал оспаривать такое решение российского Парламента, потому что хотели понять русских, они, же восстанавливали свой исторический флаг.
25 апреля 2010 года черкесы всего мира отпраздновали 180-летие своего национального флага. Он был символом борьбы за свободу в ХIХ веке…
Асфар Куек
Ведущий научный сотрудник АРИГИ,
кандидат филологических наук,
Предеседатель Адыгейского республиканского общественного движения "Самгъур"
по связям с соотечественниками и помощи репатриантам. 2010 год
Символ единения и любви к Отечеству На одном из...
m.ok.ru›Кавказская символика в предметах бы…›Символ единения и любви к Отечеству
Флаг этот был зеленого цвета, на нем были изображены белые меч, полумесяци звезда.
Кавказская символика в предметах быта: Земфира Мамий
3 сен 2015.
Статью мы сократили, но отметим, что больше бреда или фантазий от «ведущего сотрудника АРИГИ, кандидата филологических наук А. Куека, не понять. Но ясно одно это «АРИГИ» очень вредная организация создающая «бредовые идеи великой Черкесии»…
Ещё один исследователь «национального флага»
«Черкесы провозгласили независимость в 1836 году (поощряемые черкесофилом шотландцем Дэвидом Уркухартом), и национальный флаг (зеленый фон, двенадцать золотых звезд, три скрещенные золотые стрелы) был принят в качестве одного из символов независимости» (А. Джаймуха, Черкесы: Справочник, Лондон и Нью-Йорк: Routledge, 2001, стр. 64.
Первое боевое крещение «черкеского флага» 1992 год.
С 24 сентября по 4 октября 1992 года в Нальчике проходил митинг, начавшийся с требований об освобождении президента Конфедерации горских народов Кавказа и перешедший к призывам об отставке руководства республики. Республика была на грани войны.
9 октября 1992 г. в Нальчике состоялась чрезвычайная сессия Верховного Совета КБР, обсудившая общественно-политическую ситуацию в республике, вызванную последними событиями.
«Митинг и связанные с ним события не были стихийными, — отметил Валерий Коков.
— Мы имели дело с тщательно спланированной и подготовленной попыткой насильственного антиконституционного переворота, направлявшегося весьма квалифицированными руководителями и специальным штабом.
Противостояние, которое не без нашего участия воспринималось общественностью как невинное, оказалось глубоко осмысленной, четко направляющейся политической борьбой за коренной поворот силой оружия к созданию самостоятельного исламского государства под знаменем Конфедерации горских народов».
Президент подчеркнул, что задержание Юрия Шанибова было лишь формальным поводом для прошедших событий.
Говоря о тех, кто был задержан с оружием, президент отметил, что среди них были «боевики КГНК, доморощенные активисты КГНК с далеко не безупречной репутацией и деятели от бизнеса, которым, видимо, тесновато в существующих законных рамках». Министр внутренних дел Хачим Шогенов, заявив, что милиция остается главной отрезвляющей силой для всякого, кто хотел бы привнести войну в республику, сообщил об изъятии 6 пистолетов, 15 автоматов, пулемета, 5 гранатометов, 14 противотанковых гранат, 6372 патронов и около 100 кг взрывчатых веществ. Генерал Шогенов предложил переизбрать состав Конгресса кабардинского народа: «Он должен приносить народу пользу, а не сеять противоборство».
Мэр Нальчика, депутат ВС КБР Султан Аброков рассказал, что у горожан вызывает недоумение фактическое бездействие правоохранительных органов в эти дни: «Почему народу не называют имена организаторов и исполнителей бесчинств? Почему некоторые депутаты Верховного Совета все еще находятся в составе Верховного Совета? Жители города предлагают ввести режим, приближенный к чрезвычайному, с тем, чтобы выявить все преступные формирования».
Фактически
Они (солдаты) попытались остановить массу демонстрантов слезоточивым газом «черемуха», а также дюралевыми щитами и резиновыми палками. Но это им не удалось. Многие солдаты остались без касок, противогазов, бронежилетов и щитов, потеряли пять автоматов. А около 20 из них попали позже в больницу. Один из солдат получил тяжелое ножевое ранение. В сообщении МВД, МБ и прокуратуры говорилось, что «участники митинга попытались с ходу ворваться в здание Дома Советов, обстреляли его из боевого оружия и забросали окна первого и второго этажа булыжниками». «В целях предотвращения массовых беспорядков, — говорилось в официальном сообщении, — работники правоохранительных органов вынуждены были применить спецсредства и открыть огонь в воздух холостыми патронами». События на площади 27 сентября обострили ситуацию в республике. Митингующие стали требовать отмены чрезвычайного положения, а затем заговорили и об отставке президента….»
В штурме Дома Советов впереди вооруженной толпы «реял «черкесский флаг» адыгов.
"В последующем в течение нескольких дней в разных районах республики было изъято 6 автоматов, более 3,3 тыс. патронов, один пулемет, около 20 гранат. Часть этого оружия была доставлена из Чечни. Правоохранительные органы связывали это с событиями на площади у Дома Советов. Этому способствовало и то, что у одного из задержанных было изъято удостоверение члена партии «Адыгский национальный конгресс». В ходе обыска в здании Конгресса кабардинского народа были изъяты автомат с 30 патронами, 6 бутылок с зажигательной смесью, защитные металлические щиты внутренних войск, несколько комплектов армейского обмундирования и противогазов.
В проекте «Декларации о государственном суверенитете Кабардино-Балкарской Республики» «Ады-гэ ХАСЭ» упор делался на формирование унитарного либерально-демократического государства, представляющего единую гражданскую нацию - народ Кабардино-Балкарии, и предусматривался полный суверенитет, без делегирования части его РСФСР, СССР1.
Одновременно в ее программе ставилась задача «формирования Федерации адыгских народов Кавказа»2. …»
Статья Олега Гусейнова, корреспондента «Газеты Юга» о происходивших в Нальчике событиях осенью 1992 года [14, №41–44 от 31.10.2002].
Это один из первых шагов адыгского «черкесского флага», флага, который был знаменем государственного переворота в Кабардино-Балкарии осенью 1992 года.
До этих событий осени 1992 года – 10 января 1992 г. в г. Нальчике проходит первый съезд кабардинского народа и именно на этом съезде впервые «развевался адыгский байракъ (флаг)». Это событие отмечено в Республиканской государственной газете, выходящей на кабардинском языке, газете «Адыгэ псалэ» от 15 января 1992 года, где под текстом фотографии адыгского флага на кабардино-адыгском языке имеется текст: «Как вы знаете, закончил свою работу (имеется в виду съезд или собрание) адыгов всей Кабарды. К фото в газете Текст: На этой встрече над ним развевался адыгский байракъ (флаг)…» На зеленом квадратном полотнище 12 золотых звёзд и три стрелы острием вверх.
Данный факт, что впервые «Черкесский флаг с 12 звездами» о первоначальном появлении на съезде Кабардинского народа в январе 1992 г.
Отметим одну деталь. На съезде Кабардинского народа флаг представлен без упоминания (единого черкесского флага).
Об этом будет сказано в книге Р.Трахо, которая «сдано в набор 03.03. 92г. Подписано в печать 16.09.92г.»
Такие обстоятельства и факты говорят о том, что первоначально на съезде Кабардинского народа, легитимность флага, как учрежденного на съезде такой задачи не было. А публикация книги Р. Трахо в том же 1992 г., уже подчеркивало, что «черкесский флаг» появился впервые в 1830 г., как символ объединения всех черкесов.
Но такой факт противоречит документальной истории. Фактически ни в одном документальном источнике такой флаг с 12 звездами не обозначен. Это фактически означает такое явление, как современную интерпретацию «кабардино-адыгского флага».
Есть два флага, которые были официально известны в первой половине XIX века, как флага Девида Уркарта дается в V Tom Портфолио, 1836 год:
8 белых звёзд и три чёрные стрелы на зеленом фоне;
И, «Санджак Шериф» Эд. Спенсера, знамя пророка, то есть мусульманский флаг.
«(Сам флаг зеленого цвета, и на нем изображен белый меч с полумесяцем и звездой.)»
Написано К. Марксом около 25 марта 1857 г. Напечатано в газете «The Free Press», т. IV, № 34, 1 апреля 1857 г. Печатается по тексту газеты Перевод с английского. На русском языке публикуется впервые. Собрание сочинений,
том 12. Карл Маркс 18190; Фридрих Энгельс 2983; К Маркс и Ф Энгельс 65558;
Самым интересным и удивительным является тот факт, что книга
Э. Спенсера о народах Кавказа не вошла в сборник «Адыги, Балкарцы, и Карачаевцы в Известиях Европейских Авторов XIII – XIX вв.», Нальчик, 1974. На наш взгляд работы Спенсера в Кабардино-Балкарии не опубликовали по нескольким причинам. В своем исследовании Спенсер очень тонко и остро отмечает все исследования по Кавказу сделанные до него другими исследователями. И очень, много интересного о тюркских народах, в том числе о карачаевцах. На наш взгляд перевод и публикация работ Э. Спенсера это открытие новых и интересных событий, исследование которых позволит уточнить многие спорные моменты в нашей истории. Вот и на этот раз работа Э. Спенсера:
Travels western caucasus, including imeritia, mingrelia, turkey, moldavia, galicia,
silesia, and moravia, in 1836.
By EDMUND SPENCER, Esq.vol iI. london: henry colburn, great marlborough street.1834.
Путешествие по западному Кавказу, в том числе имерития, мингрелия, турция, молдавия, галиция, силезия и моравия, в 1836 году.
ЭДМУНД СПЕНСЕР, эсквайр.том II. Лондон:генри Колберн, грейт-Мальборо стрит.1834., позволила раскрыть ещё одно искажение в истории, мошенничество и афёру, идеологическую диверсию с так называемым «Черкесским флагом, как символом объединения 12 племён».
Спенсер пишет: « Гл. XI.
Так было на самом деле в то время, когда я был на Кавказе,
воодушевленный их временными преимуществами, принял
решение пересечь Кубан с целью пронести огонь и меч на землю
своего врага.
В надежде преуспеть в своем предприятии, один из их храбрейших сераскиров, доблестный Хирсис Оглоу, схватив Санжак
Шериф, поставил себя во главе лучших юношей натухайцев, темиргоя и других племен,
населяющих Кущхаа (Горы - Горы, Горцев-Х.Т.), численностью около пяти тысяч человек: они, правда, разорили страну черноморскую, и унесли несколько сотен голов скота вместе с несколькими пленными; но они дорого заплатили за свою смелость, так как по возвращении между Анапой и Кубаном их встретил гарнизон этого города вместе с грозным отрядом казаков.
С такой силой, с которой было бы трудно бороться, если бы не быстрота их лошадей и их собственные необычные храбро прокладывая себе путь через все препятствия, горцы, должно быть, испытали самое катастрофическое отступление; в то время как, по всей вероятности, если бы артиллерия успела занять позицию, с их ружьями, по обычаю, приставленными к дулу виноградной дробью, ни один человек не вернулся бы домой. Как это было, это стоило их героическому лидеру жизни, и эта резня надолго запомнится многим любящим матерям и любящим женам…», сс.138-139. Спенсер.
Вот оригинал текста:
«the western caucasus,
vated by their temporary advantages, formed the
resolution of crossing the Kouban, for the pur-
pose of carrying fire and sword into the land of
their enemy.
In the hope of succeeding in their
enterprise, one of their bravest Seraskiers, the
valiant Hirsis Oglou, having seized the Sangiac
Sheriff,
placed himself at the head of the finest
youths of the Nottakhaitzi, Demirghoi, and other
you
tribes inhabiting the Kusch-haa, amounting to
about five thousand men : they did, it is true,
ravage the country of the Tchernemorsky Cos-
sacks, and carry off several hundred head of cattle,
together with a few prisoners; but they paid
dearly for their temerity, as they were met on
their return, between Anapa and the Kouban, by
the garrison of that town, in conjunction with a
formidable body of Cossacks. With such a force
ored
to contend against, had it not been for the fleet-
ness of their horses, and their own uncommon
bravery in cutting their way through every ob-
stacle, the mountaineers must have experienced
a most disastrous retreat ; while, in all probabi-
lity, if the artillery had had time to take up a posi-
tion, with their guns, according to custom, cram-
med to the muzzle with grape shot, not a single
man would have regained his home. As it was…», с.138. Спенсер.
«В надежде преуспеть в своем предприятии, один из их храбрейших сераскиров, доблестный Хирсис Оглоу, схватив Санжак
Шериф, «In the hope of succeeding in their
enterprise, one of their bravest Seraskiers, the
valiant Hirsis Oglou, having seized the Sangiac
Sheriff…»
Официально, кто первая внесла подлог и искажение в так называемый «черкесский флаг», как «Санджак Шериф» выступает перевод Н. Нефляшовой: «TRAVELS in CIRCASSIA KRIM — TARTARY, etc. including a steam voyage down the Danube, from Vienna to Constantinople, and round the Black Sea. By Edmund Spenser, ESQ, Third Edition in two volumes Vol. II London: Henry Colburn, Great Marlborough Street 1839,
«ПУТЕШЕСТВИЯ по ЧЕРКЕСИИ, КРЫМСКОЙ ТАТАРИИ и т.д., включая путешествие на пароходе вниз по Дунаю, из Вены в Константинополь и вокруг Черного моря. Эдмунд Спенсер, эсквайр, Третье издание в двух томах, Том. II Лондон: Генри Колберн, Грейт-Мальборо-стрит, 1839 год.
На форзаце: знамя конфедеративных князей Черкесии
На обложке: автор в черкесском костюме
Эдмонд Спенсер Путешествия в Черкесию
ЛР 010130 от 20.11.91. Технический редактор М. Коблева
Корректор Н. Шевлякова. Сдано в набор 21.03.94 г. Подписано в печать 13.04.94. Формат бумаги 84Х 108/32. Способ печати офсетн. Усл. печ. л. 7,98. Заказ № 81 Тираж 10000 Республиканское издательскополиграфическое объединение «Адыгея», Министерства национальной политики, печати и внешних связей Республики Адыгея, 352700, г. Майкоп, ул. Пионерская, 268
На 26-28 странице из 85 страниц этой книги Спенсера в переводе
Н. Нефляшевой, под заголовком: «ПИСЬМО 19
Планы России для подчинения Черкесии.— Приготовление конфедеративных племен к вступлению против России.— Отправление к черкесскому лагерю на Убине.— Прекрасный пейзаж.— Прибытие в лагерь.— Выставление национального знамени.— Энтузиазм народа...», есть следующий текст:
«Разгружая наше огнестрельное оружие, о прибытии которого уже сообщили вождю, огромное количество галантных воинов помчались от палаток и зарослей и в течение нескольких секунд мы были окружены сотней родовитейших патриотов Черкесии; некоторые были одеты в простой костюм своей страны, а другие — в сверкающих кованых доспехах.
Именно тогда храбрый вождь, Хирсис-Султан-Оглоу, развернул прекрасное национальное знамя, которое он только что получил из Стамбула, отделанное прекрасными руками черкесской княжны, занимающей высокий статус в Турецкой империи.
При виде долгожданного национального флага тысячи мечей взлетели в воздух и один всеобщий продолжительный вопль радости вырвался из необъятной толпы. Никогда до сей поры, не было большего проявления энтузиазма, ни решимости защищать их Отечество.
Так как общая угроза, проснувшись в их сердцах, впервые вызвала чувство необходимости единения как первого и как самого необходимого элемента к достижению успеха, каждый мужчина по всей стране поклялся никогда не покоряться русским, не входить с ними в торговые отношения, не поддерживать никаких связей с ними под любым предлогом…»
Не подтверждает версию перевода Н.Нефляшевой и работа К. А. Мальбахова, в его переводе с английского работы Эдмунда Спенсера «Описание поездок по западному Кавказу, включая путешествие через Иммеретию, Мингрелию, Турцию, Молдавию, Галицию, Силезию и Моравию в 1836 году Эдмундом Спенсером, Эсквайром. Автором «Описания поездок в Черкесию», Нальчик, 2008.
В переводе книги Спенсера К. Мальбаховым «Санжак шериф» описывается в Гл. 9, но в этом описании нет даже и намёка к тому, что переводит Н. Нефляшева. В переводе К. Мальбахова «Санжак шериф»: «В надежде переуспеть в своем предприятии один их храбрейших сераскиров, доблестный Хирзис Оглу, схватив «санжак шериф», встал во главе прекрасных юношей из числа ноттахайцев, демиргайцев и других племен…», с.84.
Как же другие адыгские исследователи пишут об этом флаге «Санджак Шериф»?
Фатима Озова, д.и.н. доцент, соавтор книги «История государства и права народов Кавказа: Учебник. Ч. III (1). Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХ и ГС, 2022. в Разделе «Государственность и право Черкесии», с.530: «В 1835 г. руководители союза Абадзехии, Шапсугия, Натукуадж/Натухая и Убыхии приняли Декларацию о независимости Черкесии и обратились с нею к османскому и европейским дворам. В 1836 г. был создан черкесский национальный флаг, ставший символом государственности и борьбы за независимость Черкесии. Первый экземпляр знамени сшит из зеленого щелка и вышит золотыми нитями черкеской княжной, имевшей высокий статус при османском дворе. Князь Сефер – бей передал его на родину и он был торжественно поднят в небо на собрании/Хасешхо Западной Черкесии в 1836 г.», сноска 881 Спенсер Эд. Путешествия в Черкесию. С.50. и ничего более, ни год издания, ни перевод, ни редакция.
Полностью эта цитата от д.и.н. Озовой Ф., искажение исторических и документальных фактов. И это учат студенты?
Перевод Нефляшевой Эд. Спенсера: «Где,— плакал старый воин,— моя страна? где сотни тентов, которые покрывали головы моих людей; где их стада; где их жены и малыши; и где сам мой народ?
О, Москва! ненавистная Москва! — ненавистные русские — она рассыпала их пыль на четырех ветрах неба; и таков будет ваш рок, о, дети Аттехей, если сложите свои мечи против захватчика!..», с. 30.
В оригинале настоящей книги Спенсера этого текста нет.
Другой адыгский исследователь Кожев З.А. (г. Нальчик) УДК – 94(470.6)
КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ПЕРСПЕКТИВЫ ОСМЫСЛЕНИЯ. СС.15-32.
ФГБУН Кабардино-Балкарский Институт Гуманитарных Исследований КБНЦ РАН
Кавказская война: актуальные проблемы исторического дискурса (к 150 летию окончания). Нальчик.2014.
В самый разгар перестройки и развала СССР сторонники официальной имперской историографии не отказались принципиально от своей позиции. Но она потеряла авторитет в глазах значительной части российского общества. Убеждение в возможном торжестве исторической справедливости по отношению к черкесам было настолько сильно, что этим настроениям
поддался истеблишмент адыгских республик.
«Постановление Верховного Совета Кабардино-Балкарской ССР от 7 февраля
1992 г. «Об осуждении геноцида адыгов (черкесов) в годы Русско-Кавказской войны» аккумулировало ожидания адыгского общества:
«Столетняя колониальная Русско-Кавказская война (1763–1864 гг.), принесшая адыгам (черкесам) неисчислимые бедствия и страдания, не имеет аналогов в истории нового времени. Большая часть адыгского этноса, в том числе свыше 90 процентов населения Кабарды, была физически уничтожена, более 500 тыс. адыгов насильственно изгнано царским самодержавием в Османскую империю…
Столетняя колониальная Русско-Кавказская война (1763-1864 гг.), принесшая адыгам (черкесам) неисчислимые бедствия и страдания, не имеет аналогов в истории нового времени…»
Цитата, заключенная в кавычки это полное искажение истории, которое документально, ни по одному пункту, не подтверждается и не «имеет аналогов такой лжи и искажений в истории нового времени».
Кожев: «Путем долгих переговоров, консультаций, многомесячных (а иногда и многолетних, проводившихся с перерывами) собраний – зафесов, к середине 30-х годов XIX в. адыги генерировали два зримых символа национального единства.
Это, во-первых, знамя черкесской конфедерации («Санджак шариф»
или «Священное знамя»), принятое на одном из собраний представителей всех независимых обществ Черкесии как общенациональное2. Спенсер Э. Путешествие в Черкесию. Майкоп, 1994, С.46-50.
А во-вторых, «Декларация независимости Черкесии», документ, составленный политическими лидерами черкесов, и представленный ряду европейских правительств как открытая апелляция к мировому сообществу с целью привлечь его внимание к неравной борьбе адыгов за свое естественное право быть свободным народом на своей земле3.
Знамя черкесской конфедерации появилось в эпоху утверждения в Европе идей национального государства.
И оно старше национальных флагов многих современных государств – Германии, Италии, большинства стран Восточной и Южной Европы.
Черкесская конфедерация с ее идеей мирного соседства и отстаиванием права народа жить на своей земле по своим законам оказалась органически несовместима с Российской империей.
Поражение в Кавказской войне адыгское национальное сознание не восприняло как капитуляцию.
Национальные символы сопротивления Российской империи остались незапятнанны.
В песне «ИстэмбылакIуэ» («Переселение в Стамбул») есть знаковая строка: «…Адыгэжь бэракъ гущэри уей жьыбгъэм зырехьэ!» («Адыгское знамя развевается на ветру!»).
Национальный флаг не спущен, он и сейчас один из главных объединяющих символов всех адыгов, где бы они ни жили…», если учесть ещё то обстоятельство, что песня "Переселение в Стамбул" с флагом это современная интерпретация "современных черкесов".
Самомнение этого псевдо-ученого выше крыши. Но главное, в этом опусе этого лжеисторика, это то, что З. Кожев проговорил, то о чем обычно скрывают:
«Национальный флаг один из главных объединяющих символов всех адыгов, где бы они ни жили…»
Это флаг тех, кто за рубежом с этим «черкеским флагом» протестуют против России;
Это флаг тех, кто выступал против проведения в 2014 году Олимпиады в Сочи;
Это флаг тех, кто в 2022 г. в Турции сжигали и топтали Российский государственный флаг на фоне «черкесского флага»;
Это флаг тех, кто с этим флагом «деколонизируют Россию»: Ибрагим Яганов,
Л. Тупцокова, Б. Кмузов, М. Темиров, А. Казаноков, Кесе Киков, Мартин Кочесоков и многие другие;
Это флаг тех, кто в Верховной Раде Украины и флагом Украины в «обнимку» кричат о «геноциде адыгов»;
Это флаг «черкесских организаций и активистов» за рубежом приветствуют «признание» Верховной Радой Украины «геноцида адыгов», которого не было. Но это шанс на преференции в будущем «этим адыгам»;
Это флаг тех, кто вышли на шествие 25 апреля, 21 мая 2025 г., несмотря на запрет властей;
Это флаг тех, кто выходят на шествия с плакатом «единой Черкесии», как призыв к созданию своего государства, против многонациональной Российской Федерации;
Это флаг тех, как Нусрет Баш, президент Федерации черкесских организаций, выступающих против России;
Это флаг тех, которых Мартин Кочесоков призывает к «сопротивлению» за «Черкесию» и таких и тех, кто призывает с этим флагом против Российской Федерации вместе с теми, кто создает параллельную, полную искажений историю слишком много развелось.
Итого:
1. Турецкие исследователи считают, что «черкеский флаг» Уркарта, который «высадившийся в Цемезе (Новороссийске) и оттуда отправившийся в Анапу, был встречен адыгским народом с большим интересом и любовью.
Обращаясь ко всем черкесам на съезде, организованном в его честь в Анапе, который проходил на равнине Агуй, он высказал мысль о необходимости создания черкесского союза под единым флагом для успешной борьбы с русскими…»;
2. Турецкие исследователи не упоминают, как «черкеский флаг» адыгов «Санджак Шериф» Спенсера;
3. Современный «черкесский флаг» адыгов, по рисунку повторяет флаг английского резидента Д. Уркарта с доработкой количеством звезд и цветами символов, как «символ борьбы против России»;
4. Перевод Н. Нефляшевой «TRAVELS in CIRCASSIA KRIM — TARTARY, etc. including a steam voyage down the Danube, from Vienna to Constantinople, and round the Black Sea. By Edmund Spenser, ESQ, Third Edition in two volumes Vol. II London: Henry Colburn, Great Marlborough Street 1839,
«ПУТЕШЕСТВИЯ по ЧЕРКЕСИИ, КРЫМСКОЙ ТАТАРИИ и т.д., включая путешествие на пароходе вниз по Дунаю, из Вены в Константинополь и вокруг Черного моря. Эдмунд Спенсер, эсквайр, Третье издание в двух томах, Том. II Лондон: Генри Колберн, Грейт-Мальборо-стрит, 1839 год, искажение оригинала книги и подлог в книгу Спенсера, так называемого «черкесского флага» 12 племен с искажением текста и призывом бороться против русских;
4. Адыгские исследователи из научных центров отрабатывают «Проект Нефляшевой: «Санджак Шериф»,что это адыгский «черкесский флаг», несмотря на многочисленные противоречия и искажения исторических документов;
5. Вопрос к официальным государственным структурам: Источники указаны, авторы известны. Нам Россиянам, такая искаженная история, ведущая к расколу Российской Федерации и взращиванию ненависти к России, к русскому народу – не нужна!
Фактически современный аналог "черкеского флага" 12 звезд, три стрелы на зеленом полотнище" это флаг Дэвида Уркарта, политического противника России, символ флага - это борьба против России.
Современные поклонники Д. Уркарта, немного видоизменили флаг Уркарта добавив себя "адыгов Кабарды", для дальнейшей претензии на земли Причерноморья, как "часть "адыгского мира".
"Санжак Шериф" - это, кто-бы, что не писал и не говорил это название мусульманского флага, как знамя пророка, и никак не соответствует,тому, что "12 звезд и три стрелы" представляют, как флаг "Санджак-Шериф".
В основе «черкеского» адыгского флага находится, существование в политическом пространстве XIX века 12 племен адыгов «черкесов», которые, якобы, расселялись между - Черным морем и Каспийским морем. Как пишет адыгский историк Аслан Боров, считает Черкесию,«черкесов» адыгами: « В XVIII в. она охватывала территории Северо-Западного и Центрального Кавказа от устья Кубани до района современного Сочи по побережью Черного моря; левобережную часть бассейна реки Кубань; предгорную и равнинную части бассейна Терека до впадения в него Сунжи…»
А. Боров, кандидат исторических наук (КБГУ, г. Нальчик) «ПОЛИТИЗИРОВАННАЯ ЭТНИЧНОСТЬ: «ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС» - ЕЩЕ ОДИН ОЧАГ НАПРЯЖЕННОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ?»
Материалы Международной научной конференции (Казань 23-24 мая 2013 г.)», Казань, 2013 г.
Это такое же псевдо-наука, как и «черкеский» адыгский флаг, которые в документальной исторической науке выступают искажением действительной и фактической истории. Это отработка «Черкесского вопроса» к созданию «единой Черкесии» - государства адыгов «черкесов» с претензией на Краснодарский, Ставропольский края, на республики КБР, КЧР, Республика Адыгея.
В основе мифологема «Черкеское государство», «Иналидов».
Это претензия на выход к внешним границам Российской Федерации и забрать у России «Черноморское побережье», то, что не удалось сделать в XIX веке Англии и Франции.
Фактически «адыги» это часть населения в Кабардино-Балкарии, часть населения в Карачаево-Черкесии, часть населения в Республике Адыгея. В истории нет документальных фактов и источников, что когда – то, и где-то, в какие-то, времена «адыги» Кабарды и «адыги» Республика Адыгея имели собственную государственность или единую территорию, как «Черкесия» или «Адыгея». Мы не против того, чтобы адыги имели государственность, но мы против искажения истории и против «территориальных претензий» того, чего не было, того, чем не владели.
И главное, основное мы ратуем за сохранение сильной и единой Российской Федерации.
Хадис Тетуев, историк, 13.06.2025 г.
Свидетельство о публикации №225061301688