Психологический портрет поколения альфа

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Твердоступ, Д. А. К проблеме определения термина "психолого-педагогическое сопровождение" // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете – 2025 : тезисы докладов научных конференций Международного научно-практического фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 14–23 апреля 2025 г. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 2025. С. 411.

Составление психологических портретов молодежи определено Правительством РФ как одно из приоритетных направлений научных исследований. Для выявления тенденций развития современных детей нами было проанализировано 20 отечественных и 20 зарубежных научных трудов, изданных за последние 4 года и посвященных возрастным и психологическим особенностям поколения «альфа». Поколением «альфа» или «Digital Masters» (цифровыми мастерами), «поколением стекла» (из-за контакта с сенсорными гаджетами) исследователи называют людей, рожденных после 2010 года. Их взросление пришлось на эпоху высокоскоростного интернета и доступных цифровых технологий. Подавляющее большинство (90 %) умело использовали планшеты уже к двум годам своей жизни. А будучи подростками (> 65 % ребят) они проводили в гаджетах более чем 4 часа свободного времени в день. То есть, вычитая время на пребывание в школе и сон, экранное время занимало как минимум треть того времени ребят, что они проводили дома. Таким образом, для «альф» техника была и оста;тся неотъемлемой частью жизни. Это сказывается и на их стратегиях мышления. Даже повседневные задачи «поколение стекла» решает с помощью гаджетов. При этом если ясного ответа сразу найти не уда;тся, «альфы» не впадают в ступор – умеют маневрировать в среде с высокой степенью неопределенности, изменчивости. В то же время у «цифровых мастеров» отмечают низкую фрустрационную устойчивость. Мы считаем, это связано с отсутствием широкого опыта переживания ситуаций, где решение не удается найти быстро. Многие исследователи – как российские, так и зарубежные – выделяют и особую вспыльчивость, импульсивность «альф», а также их завышенную самооценку. Кроме того, отмечают, что «цифровые мастера не склонны погружаться в информацию:» они не заинтересованы в анализе и воспринимают все достаточно поверхностно – не ищут истины, смыслов. Таким образом, можно сделать вывод, что главным фактором развития личности для «поколения стекла» была и оста;тся цифровая среда, которая сформировала в «цифровых мастерах» высокую адаптивность, взамен не всегда основательного подхода в работе.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Твердоступ, Д. А. К проблеме определения термина "психолого-педагогическое сопровождение" // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете – 2025 : тезисы докладов научных конференций Международного научно-практического фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 14–23 апреля 2025 г. – Иваново : Иван. гос. ун-т, 2025. С. 411.


Рецензии