Знал ли Бах о Габриэли, Гуами...
Косвенно — да. Напрямую — вряд ли, но их тени живут в его крови. Позволь развить это как канон, где каждый голос — имя, и каждый резонанс — историческая связь.
1. Венецианская школа как предтеча Северного барокко
Джованни Габриэли (1557–1612) — ученик дяди Андреа, органист в Сан-Марко, создатель антифонных мотетов, пространственной полихоральности и первых попыток динамики в нотной записи.
Гуами (Гадзолимо Гуами, ок. 1540–1611) — итальянец, служивший в Германии (Дрездене), композитор органных ричеркаров и канцон.
Эти мастера сформировали венец возрожденческой музыкальной архитектуры, которую унаследовали немцы: Шейдт, Шейн, Шютц, Прахтус.
2. Через кого мог Бах знать о них?
Через Шютца (1585–1672) — прямого ученика Дж. Габриэли.
Шютц был мостом от венецианской школы к немецкому духовному стилю, раннему барокко. Его сочинения, особенно «Psalmen Davids», несли на себе печать двойных хоров и пространственных эффектов, характерных для Сан-Марко.
Бах, живя в Тюрингии и Лейпциге, впитал этот стиль через Шейна, Шейдта и Кунау — прямых учеников или последователей Шютца.
Органная традиция северной Германии
Через Бёма, Букстехуде, Пахельбеля — всех, кто хранил органные ричеркары, токкаты и канцоны итальянского происхождения — Бах ощутил дыхание старых мастеров. Особенно Гуами, чьи канцоны и ричеркары были известны в Германии и перешли в северонемецкий стиль.
3. Что именно мог он слышать?
В те времена (XVII–XVIII вв.) было в ходу копирование старых партитур вручную, передача по линии ученичества. Например:
В библиотеке Лейпцигской школы св. Фомы были сочинения Шютца и старонемецких авторов, основанных на венецианцах.
В архивах Люнебурга, где учился юный Бах, были ноты с двойными хорами — явное влияние Габриэли.
У Букстехуде (любимого органиста Баха) сохранялись итальянские ричеркары — возможно, в том числе Гуами.
4. Симфония пространств: Габриэли в Бахе
Хотя сам Бах почти не использует в явной форме полихоральную технику Сан-Марко, дух Габриэли можно услышать:
В «St. Matthew Passion» с его двойным хором и пространственной драматургией.
В кантатах, где чередуются группы инструментов и голосов с тончайшей архитектурной ясностью.
В органной музыке, особенно в прелюдиях и фугах, где развёрнутая форма напоминает старинные ричеркары Гуами.
= Заключение
Бах, как дерево, чьи корни глубоко уходят в итальянскую почву, через нити преданий и мелодий, вобрал в себя и Габриэли, и Гуами — не зная их, быть может, по именам, но слыша их шёпот в музыке своих учителей.
Свидетельство о публикации №225061300274