Хоум бук. Home book real. Рассказ, какой он бывает
Существует три жанра литературы. Поэзия или стихи, что используют эстетические и ритмические качества языка. Проза или литературный текст, который применяет естественный поток речи и обычную грамматическую структуру. Драматургия или тексты для театрального исполнения, радио и кино, драма может сочетать поэзию и прозу. Рассказ это проза.
Рассказ имеет небольшой объем. В этом преимущество его перед повестью и романом, ведь короткую историю может написать практически любой человек, обладающий более-менее обширным словарным запасом и желанием написать. В коротком рассказе может быть от 1 000 до 5 000 слов. Этого уже достаточно, чтобы участвовать, например, в конкурсах коротких рассказов от издательств. В этом тексте 2200 слов.
Исследования и онлайн-тестирования, проведённые Григорием Головиным на сайте myvocab.info, показывают, что современный российский подросток к окончанию школы знает 51 000 слов и до 20 лет его словарный запас растёт с постоянной скоростью: примерно 3 новых слова в день. С 20 лет и до 45 скорость набора новых слов постепенно сокращается и после 45 лет словарный запас практически не изменяется, если человек не занимается научной работой, если занимается - тогда насыщение продлевается до 54 лет. Люди, получившие высшее образование знают в среднем 81 000 слов, кандидаты и доктора наук – 86 000. После достижения 55 лет некоторые слова забываются, если не используются достаточно долго. Для обычной бытовой речи человеку достаточно около 400 слов. Исследовав произведения великих российских писателей, учёные подсчитали суммарное количество используемых слов в произведениях: Пушкина А.С. – 23 000 слов, Лермонтова М.Ю. – 15 000, Достоевского Ф. М. - 43 000, Толстого Л.Н. – 70 000 слов. Словарь В. И. Даля содержит около 200 000 слов, наиболее часто используются из которых всего 6 000. Учитывая все диалектные и исторические формы, число слов русского языка может достигать 500 000, что является прекрасной базой для литературного творчества российского народа.
В народе, в фольклоре берут истоки проза и поэзия, и драматургия, рассказ берет исток в устных пересказах, в сказаниях и притчах и относится к роду эпических произведений, также как повесть и роман.
Рассказ иногда именуется также новеллой, от итальянского слова «novella», что значит «новость». Новелла – это короткий рассказ. В английском языке есть слово «novel», что значит повесть, роман и это иногда вносит путаницу при переводах.
Рассказ отличается от повести тем, что является более кратким и компактным литературным произведением, обычно имеющем небольшой объём и сосредоточенном на одном основном сюжете или идее. В рассказе отражена какая-либо одна проблема. Повесть имеет более объёмный характер и развитый сюжет с большим количеством деталей и персонажей.
Повесть отличается от романа тем, что имеет более сжатую форму и меньший объём, чем роман. Роман обычно содержит более разветвлённый сюжет, большое количество персонажей, подсюжетов и деталей.
Рассказы одного автора зачастую появляются циклами произведений, а накопленные за определённый период рассказы могут издаваться позднее сборниками. Собрание рассказов, посвящённое определённой теме, художественному направлению или проблеме называется уже не сборником, а антологией. Антологии могут составляться из рассказов нескольких или одного автора.
В рассказе повествование ведется от лица реального или вымышленного рассказчика, наблюдателя, участника или героя события. Если персонаж вымышленный, то рассказ относится к художественной литературе, а если история рассказывается без прикрас, то к документальной или так и называется «non fiction». Нон-фикшен литература – это нехудожественные произведения, произведения прикладной направленности, основанные на фактах и реальных исследованиях, исторических событиях и личном опыте. Информация о том, какие существуют виды литературных произведений, взята из образовательных материалов американской компании по разработке программного обеспечения, в том числе для образовательных процессов, Storyboard That на сайте storyboardthat.com.
Рассказы художественные и документальные возникли очень давно. Самое древнее художественное литературное произведение это стихотворный «Эпос о Гильгамеше» на глиняной табличке из южной Месопотамии или по-другому поэма «О всём видавшем». Она датируется 22 веком до нашей эры, а значит, записана 4 тысячи 200 лет назад. Датировка Эпоса о Гильгамеше иногда оспаривается то в большую, то в меньшую сторону, так как наиболее полная версия произведения на 12 табличках была датирована 7 веком до н.э., а найдены они были только в середине 19 века при раскопках Ниневии – города на севере современного Ирака.
Многие художественные произведения древности передавались из уст в уста и оттого их возраст установить проблематично, и часто не представляется возможным, так, индийские веды до 11 века нашей эры не были записаны, хоть известны были задолго. Индийская пурана (древнее сказание) Шримад Бхагаватам была составлена по историческим исследованиям около 3100 г. до н.э., то есть не позднее 5 тысяч лет назад, а доказательство существования текста имеется лишь с 9 века н.э., то есть 1100 лет назад. Эпос о Гильгамеше, Шримад Бхагаватам, как и многие древние произведения были составлены в стихах и могли читаться нараспев, петься, поэтому древние рассказчики были ещё и певцы.
В Шримад Бхагаватам 12 песен из 18 000 стихов, в Сказании о Гильгамеше 3000 стихов. Произведения считают также по числу слов и в рассказе, в среднем менее 10 тысяч слов. В повести больше – от 7500 до 15000 слов, в романе до 50 тысяч слов. Самый длинный роман в мире написан был в 20 веке французским писателем Жюлем Романом и имеет 27 томов и более 2 миллионов слов. Называется он «Люди доброй воли». Самыми маленькими стихотворениями являются японские хокку, известные с 14 века и имеющие всего 17 слогов, а народная мудрость выражает себя ещё короче – парой слов в пословицах и поговорках разных народов, записанных в основном, после 18 века, но имеющих тысячелетние истории.
В России первые художественные произведения также не записывались, а передавались изустно и читались нараспев, часто под аккомпанемент гусель. Так, например, былины и эпические песни, сложенные народом европейской территории с 11 по 16 век планомерно записывать стали только к веку 18. Благодаря стараниям российских учёных 18-19 века, мы знакомы сейчас с многочисленными высокохудожественными произведениями, такими как «Садко», «Василий Буслаев», «Вавила и скоморохи», «О большом быке», «Птицы» и самыми любимыми: былинами о богатыре Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и былинами о Вольге и Микуле Селяниновиче. В 19 веке также собрана и записана была карело-финская «Калевала» из ранее передававшихся баянами (певцами-сказителями) народных песен - рун. Элиас Лённрот совершил 11 поездок по финской и русской Карелии, в Олонецкую и Архангельскую губернию, чтобы собрать разрозненные руны в одно произведение. На Кавказе были свои рассказчики и певцы народных сказаний, например, армянские рассказчики - випасаны известны были за тысячу лет до н.э. (3000 лет назад), особой популярности они достигли к 6 веку до н.э.(2600 лет назад), когда стали певцами гусанами. Произведения, ими передаваемые, записываться начали лишь с 5 века н.э.(1500 лет назад), тогда они впервые упоминаются в трудах историков древности Агафангела, Егише и других, то есть 1500 лет они передавались устно. К середине 20 века самые известные устные и письменные произведения многочисленных народов России были изучены, записаны и переведены на русский язык. Благодаря этому теперь мы можем прочитать якутские сказки также легко, как и татарские сказания, и многие другие.
Документальные произведения, аналогично, известны очень давно, например, также с бронзового века в той же Древней Месопотамии. Это Вавилонские хроники 8 века до нашей эры, то есть записанные 2 тысячи 800 лет назад биографии правителей на глиняных табличках. В 1 веке до н.э. римский поэт Лукреций создал прообраз научно-популярной книги: стихотворная поэма «О природе вещей». В 77 году нашей эры римский писатель Плиний Старший создал первую энциклопедию – «Естественную историю». Спустя 300 лет в 397 году Августин Блаженный записал первую биографию – «Исповедь», где описал свои 33 года жизни богослова.
Первым документальным произведением в России признаётся «Слово о Законе и Благодати» написанное митрополитом Илларионом в 1037 году и сохранившееся до наших дней оригинальное произведение. 12 веком датируется самая известная летопись «Повесть временных лет», оригинал которой не сохранился, а копия – Хлебниковский список датируется 16 веком. А первым полноценным научно-популярным произведением в России исследователи считают послание в стихах Михаила Васильевича Ломоносова «О пользе стекла» от 1752 года.
Современная документальная литература не стоит на месте и развивается. К собственно документальной литературе всё чаще относят только биографии, мемуары, дневники и эссе (небольшие произведения без жанровых границ на философскую, литературно-критическую, историко-биографическую тематику и публицистическую прозу), а к литературе нон-фикшен научно-популярные книги, литературу по саморазвитию и другие жанры. В 1966 году в литературе нон-фикшен появился новый жанр – true crime, когда американский писатель Трумен Капоте создал роман «Хладнокровное убийство». К этому жанру относятся произведения, где исследуются реальные преступления от начала и до суда. Произведения нон-фикшен создаются сейчас авторами разных специальностей и профессионалами в различных сферах деятельности от врачей и до путешественников, об этом пишут в своих статьях специалисты портала «Культура.РФ».
С развитием искусственного интеллекта, доступностью компьютеров для создания текстов и рисунков, возможность стать автором рассказов открывается для большего числа людей.
Новый тренд в современном обществе: когда люди устали от гаджетов, они снова возвращаются к чтению книг.
В 21 веке читателям открываются заново книги категории «home book». Это домашние книги. Они появились, когда люди стали пересказывать семейные истории и записывать рецепты своих родственников, домашние частушки и стихи с пожеланиями к праздникам. Как и вся литература, рассказы вначале передавались устно, сказки рассказывались детям перед сном, рецепты записывались в тетрадях от руки ещё в 19 и 20 веке.
Сейчас к книгам категории хоум-бук можно отнести как художественные, так и документальные, а также сборники и того, и другого. По объёму произведения могут быть не только рассказами, но и повестями, и романами. Домашними книгами можно сделать не только произведения одного автора, но также антологии разных авторов, и не только в прозе, а и в поэзии, и драме, а также сборниками того и другого. Домашние книги могут быть только для личного пользования, для друзей и родственников, а могут быть доступными для широкого круга читателей. Современные условия типографий и издательств позволяют печатать книги от одного экземпляра самостоятельным заказом и с привлечением специалистов крупных издательств большим тиражом.
Художественные домашние книги могут быть сборниками домашних сказок, анекдотов и историй, сочинённых друзьями и родственниками специально для веселья, для воспитания своих детей, а также они могут составляться из историй, рассказанных под гипнозом или мистических происшествий, гороскопов и таинственных семейных легенд «home book creation» (хоум бук криэйшн).
Значительное количество домашних книг это документальные книги, собственно документальные, такие как биографии, описания семейных древ и родословных, и литература категории нон-фикшен. Это самое популярное в настоящее время направление в литературе и домашних книг также. Написать историю создания семейного бренда, открытия домашнего кафе или выращивания собственного сада – это значит идти в ногу со временем. Домашние книги с рассказами о самых любимых и близких людях, о себе и своих достижениях, о любимых местах и занятиях, о секретных рецептах и озарениях, всё это направление в категории нон-фикшен «home book real» (хоум бук риэл). Домашние книги, начатые предками в 19 и 20 веке на тетрадях и листах бумаги, сейчас, имея технические возможности, можно продолжить в повествовании и оформить в достойный вид в типографии.
«Home book real» в виде одной книги - сборника рассказов встречается и в виде ответов на вопросы. Например, что я люблю больше всего делать? чему научили меня соседи? какой самый счастливый день в моей жизни? каково было самое запоминающееся путешествие в детстве? за что я благодарен родителям? что самое важное из того, что научились делать мои внуки? какой самый лучший город на Земле? что особенного есть во мне и какие таланты? Слова «соседи» заменяются на «коллеги» и «друзья», а «родители» на «супруг» и «возлюбленные», тогда список тем – вопросов расширяется. Создание таких произведений с недавних пор используется в работе психологами. Направление хоум бук в литературе ничем не ограничивает авторов и даёт возможность эстетическому выражению, оно целиком направлено на создание благостной атмосферы радости принятия и проживания жизни.
Хоум бук дает возможность творчества, как самой яркой созидающей силе. Возможность передать детям опыт, а также искру радости и любви, выразить благодарность предыдущим поколениям, дает помощь в терапии различных психоэмоциональных и психосоматических состояний, просто дает возможность создавать моменты счастья и глубокого понимания себя и отношений с близкими для полной жизни, причём как в виде создания произведений, так и в виде потребления этих жемчужин творчества при чтении и другом применении.
В начале 21 века, в 2008-2013 годах, британские учёные провели серию независимых экспериментов и выяснили, когда литература имеет наисильнейшее оздоравливающее влияние. В 2008 году специалисты университета Дьюка доказали, что чтение можно использовать для лечения, например, ожирения. В группе девочек-подростков, читающих роман о девочке с избыточным весом, которая пыталась похудеть, в 2 раза по сравнению с контрольными группами снизился индекс массы тела. Джон Стейн из Оксфорда, используя МРТ-сканирование, выявил «эффект погружения», при котором у читателя текста о природе активизировались те участки мозга, которые возбуждаются при реальных ощущениях прогулок на природе. Когда человек представлял себя на месте героя, мозг симулировал то, что переживает герой, а общая польза от чтения не меньше, чем от спорта, так как задействуется весь мозг. В университете Сассекса Девидом Льюисом было установлено, что после искусственного стресса прослушивание музыки снижает стресс на 61%, чашка кофе и чая на 54%, прогулка на 42%, видеоигры на 21%, а чтение побило все рекорды и показало 68%. Для нормализации пульса и расслабления мышц достаточно почитать 6 минут. Главное, это погрузиться в чтение, сопереживать героям и происходящему. В 2008-2013 годах в Эксетерском, Оксфордском и Ливерпульском университетах изучалось влияние прозы и поэзии на мозг. Было установлено более сильное влияние на мозг классической поэзии, и поэзии Шекспира в частности в оригинальном тексте, а не в пересказе. Наибольшее влияние было отмечено от историй приятных, читаемых для удовольствия и текстов для критического анализа как перед экзаменами. Доказано было влияние чтения на самоанализ человека и улучшение профессионального уровня врачей. Об этом пишет в своей статье С. С. Тверская ГСГУ г. Коломна.
Исходя из всего вышесказанного и перечисленного, становится понятной современная ценность литературы хоум бук, ведь создать произведение возможно под личные потребности читателя и группы, начиная с решения персональных проблем со здоровьем и заканчивая высокохудожественной рекламой профессиональной деятельности.
Свидетельство о публикации №225061300032