17. 6 Духовная линия
Из книги «Око духа» Кена Уилбера:
(Стр. 268) «Согласно первому определению, духовность – это просто пост-постконвенциональные уровни любой линии. По второму определению, духовность сама образует отдельную линию со своим собственным развёртыванием. Я считаю, оба определения полностью приемлемы, при условии, что мы точно оговариваем, что именно мы имеем в виду, поскольку они явно относятся к совершенно разным феноменам.
Начнём с духовности как отдельной линии развития. Я полагаю, что мы вправе так считать, но, тем не менее, мы сразу же сталкиваемся с несколькими трудностями. Для начала, как мы можем определить «духовное», не используя при этом только термины более высоких, надличностных, трансментальных уровней. Вы видите, что если мы определяем «духовное», используя какой-либо из этих «транс» или «пост» терминов – трансвербальное, трансментальное, трансконвенциональное, постформальное, трансэгоическое, - то мы возвращаемся к другой модели (в которой духовность существует только в более высоких сферах и, следовательно, может развиваться только после низших сфер)».
Духовное это область духа. Узнать, как эта область устроена, значит ли это, что стал духовным человеком?
«Точно так же мы не можем определить «духовность», используя только термины других линий развития (эмоциональной, моральной, межличностной, когнитивной и т.д.). Считая духовность отдельной линией развития, мы не можем определить духовность как эмоциональную открытость или как моральное сочувствие, или как эмоциональное блаженство, или как когнитивную интуицию и прозрение и так далее (поскольку у них всех уже есть свои собственные линии развития).
Как видите, определение «духовной линии» становиться крайне щекотливым делом, и большинство людей, которые утверждают, что духовное развитие параллельно психологической и другим линиям, при этом вообще не определяют «духовное» в каком-либо конкретном смысле».
Оно бы и было параллельным, если бы человек изучал духовный мир, как и другие науки.
«Эти затруднения были причиной того, что в прошлом я иногда (но отнюдь не всегда) умышленно хранил молчание по поводу отдельной «духовной линии» существующей наряду с другими. Обычно я (Уилбер) намерено ограничивал своё обсуждение более определёнными линиями – развития познания, эмоций, мотиваций, самоощущений, моральной ответственности, потребностей самости, мировоззрений и так далее. Это привело к понятному (но неверному) мнению, будто я считаю, что духовность существует лишь на «более высоких» уровнях. Хотя я часто называю эти более высокие сферы «духовными» (или «подлинно духовными»), я никогда не утверждал, что духовность попросту отсутствует на более низких уровнях (поскольку, фактически, все уровни – это уровни Духа!).
Так, я нередко упоминал о магической религии, мифической религии, рациональной религии, психической религии (шаманы/йоги), тонкой религии (святые), каузальной религии (мудрецы) и недуальной религии (сидхи), каждая из которых представляет собой уровень или волну духовной линии или потока – иными словами, линию развития духовности при её прохождении через полный спектр сознания.
Реальная трудность, как мне кажется, состоит в том, чтобы выявить или охарактеризовать линию развития, которую мы могли бы назвать «духовной». Труднее убедить хоть кого-нибудь ещё согласиться с тем, что мы сами понимаем под «духовным». Этот термин практически безполезен для любой сколько-либо внятной дискуссии, не говоря уже о модели. (И помните, определяя духовную линию развития, мы не должны использовать ни термины более высоких надличностных уровней, ни термины других линий развития. В противном случае, мы имеем дело со смесью других линий и уровней, а не с подлинно отдельной духовной линией.)
Поэтому я (Уилбер) просто выскажу своё личное предпочтение. Вслед за Паулем Тилихом я определил бы духовную линию как линию развития, в которой субъект руководствуется своими высшими интересами. То есть духовная линия – это линия развития высших интересов, независимо от их содержания. И как почти все другие линии развития, сама линия высших интересов будет развёртываться через те же расширяющиеся сферы сознания, от доконвенциональной озабоченности (эгоцетрической) к конвенциональной заинтересованности (социоцентрической), к постконвенциональному участию (мироцентрическому) и пост-постконвенциальной заботе (бодисаттвической). Или, говоря подробнее и используя термины соответствующих мировоззрений, от архаических интересов к магическим, мифическим, ментальным, психическим, тонким и каузальным интересам».
Субъект руководствуется своими высшими интересами? Что значит высшими интересами? Какими могут быть высшие интересы у человека, если он не развит духовно. Гитлер тоже руководствовался высшими интересами для своей нации, уничтожая другие нации. Но разве это можно назвать развитием духовности?
Моё определение духовной линии – это линия развития, в которой субъект руководствуется любовью ко всему окружающему. Переход от «я» к «мы». От дуальности к единству. Но, духовность не может развиваться, если не будут развиваться и другие сопутствующие ей линии развития сознания, особенно мораль и нравственность. Духовная линия это постепенное осознание недуальности всего окружающего мира. Дуальность существует только в нашем низшем уровне сознании. Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать всё существующее.
Свидетельство о публикации №225061300345
-
Духовная линия это постепенное осознание недуальности всего окружающего мира. Дуальность существует только в нашем низшем уровне сознании. Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать всё существующее.
------
Размышляю: В нашем существует ("низшем" опустим, "только" опустим)уровне сознания, в ЭТОМ НАШЕМ СОЗНАНИИ - дуальность. МЫ ДУАЛЫ.
Так какого хрена нам пыжиться неким осознанием "недуальности всего окружающего мира"?
Именно что "пыжиться", надувая щёки всяко ПРЕДСТАВЛЯЕМЫМ "сверх"
"Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" - Мф. 5:37.
Христос учит, чтобы мы говорили только правду, а она "ТО КАК ЕСТЬ".
Бог учит простоте и уметь делать конкретный и правильный выбор. Между добром и злом. -
Его Заветом и бес толковым занятием "воображаемости".
Говоря об Отче, Он для понимания Его Высшей Мудрости, говорит так =Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?=
В этом ищите ответ и понимание ЧТО НАМ ДОЛЖНО - "недуальность" утверждать, типа всё одно.., или в различении совершенствоваться ЧТО РЫБА, а ЧТО ЗМЕЯ...
Лена Валевич 13.06.2025 12:57 Заявить о нарушении
.
Эти цитаты вероятно трактуются : что сын маленький и к твёрдой пище не приспособлен, и рыбы он поймать не может.
Есть источники, как древние циви разжижали камень и лепили строительные формы.
Либо он сам взрослеет и учится пользовать свой жидкий кристалл сознания, до того как тот статически отвердеет.
.
Цитатами ворочать ни камни таскать...)
Бамбек 13.06.2025 13:35 Заявить о нарушении
Лариса Болотова 14.06.2025 22:48 Заявить о нарушении