К 5. Глава 19 Кикладская цивилизация
Фактически Кикладские острова – это вершины древнего горного массива Эгеиды, который погрузился в море около 5 миллионов лет назад. Этот массив – одно из самых древних тектонических образований Греции. Его можно разделить на три группы. Южные вулканические острова – Мелос и Тира (Санторин). Вторая группа состоит из кристаллических пород: гранита, гнейса, мрамора и шифера. Эти острова расположены поблизости от Аттики и Эвбеи. Третья группа включает острова из известняков и осадочных пород.
Вы когда-нибудь ловили себя на мысли стоя на берегу моря и видя вдали на горизонте остров «хочу его достичь и увидеть, а что там»? Эгейское море в этом плане район особенно благодатный. Тут откуда в море ни глянь, а обязательно что-нибудь да увидишь. Но… стоит добраться до одного острова, как с него видишь другой, а за ним еще и третий. Но только ли любопытства ради совершали люди в прошлом такие плавания? Наверно их побуждала к этому еще и мысль о том, что там они могут найти для себя нечто полезное, такое, чего нет там, где они живут. А теперь, прежде чем мы перейдём к истории Кикладской цивилизации давайте насладимся изумительными пейзажами этих островов. Трудно найти место, более обласканное солнцем и морем.
Современные Киклады — это голые скалистые острова, но в древности они были покрыты густыми лесами. По современным меркам, острова не богаты полезными ископаемыми. Однако следует знать, что многие из полезных ископаемых и минералов были выработаны еще в древности, сыграв огромную роль в развитии Кикладской цивилизации. Это в первую очередь обсидиан, наждак и мрамор, которые использовались островитянами еще с доисторических времен. Всегда существующая проблема на Кикладских островах — это ограниченные водные ресурсы. Небольшие источники пресной воды существуют и существовали на всех островах, но их не хватало для сельского хозяйства. Даже сегодня сбор дождевой воды — важная задача местных жителей.
Этнически обитатели Киклад отличались от критян, но принадлежали к родственным племенам. Самоназвание жителей Киклад неизвестно. Геродот называет их лелегами. Народ лелеги упоминается и другими греческими источниками, которые говорят о порабощении лелегов карийцами. Лингвистических данных о языке лелегов нет, но археологические находки позволяют предположить их связь с филистимлянами.
Первые поселения на островах появились в среднем и позднем неолите, то есть в 5–4 тысячелетиях до н. э. Тогда не было кораблей, но люди всё же переселились туда и даже привезли с собой скот. Одно из самых известных поселений этой эпохи обнаружено на острове Салиагос, который находится в проливе между Паросом и Антипаросом. Это древнейшее поселение, судя по находкам, может быть названо центром обработки и распространения изделий из обсидиана.
Обсидиановые инструменты. Схематичные идолы. Салиагос. IV тыс. до н.э.
Изделия того времени также включают керамику с круговыми и геометрическими орнаментами, примитивные мраморные идолы и женские вотивные фигурки с гипертрофированными формами, символизирующие плодородие. Эти фигурки, изготавливаемые из мрамора и глины, обычно изображают сидящих женщин со скрещёнными ногами, как знаменитая «Дама из Салиагоса». Культура Салиагоса распространилась и на другие острова архипелага.
"Дама из Салиагоса" V - IV тыс. до н.э. Мраморный идол. Салиагос - 5300 - 4300 гг. до н.э.
В период с 3200 по 2000 год до нашей эры кикладская культура вышла из неолита и начала стремительно развиваться. Это время отмечено волной миграции, вероятно, из Малой Азии. Именно эти люди принесли на острова технику выплавки бронзы. Основные источники информации об этой эпохе — некрополи.
Археологи обнаружили, что самые древние некрополи ранней бронзы состояли из небольших групп могил, не более 10–15. Они располагались на пологих склонах холмов. Могила представляла собой простую яму трапециевидной формы, вырубленную в мягком скальном основании. Стены и иногда пол выравнивались каменными плитами. В каждой могиле находилось одно погребение: покойник лежал на правой стороне, подтянув колени к животу, руки сложены перед лицом, спиной к длинной стороне трапеции. Иногда создавалось впечатление, что труп был туго связан перед погребением.
Погребальный инвентарь был скромным: ювелирные украшения, сосуды и иногда инструменты. В могилах не было предметов, которые могли бы принадлежать не только погребенному, но и всей общине, таких как ручные мельницы, пифосы для хранения продуктов, посуда для приготовления пищи или инструменты. В детских могилах предметы почти отсутствовали. Рядом с некрополями часто находили насыпи из гальки и искусственные каменные платформы, вероятно, использовавшиеся для погребальных ритуалов. Исследование этих некрополей показывает, что они существовали три-четыре столетия, удовлетворяя потребности одной семейной общины.
Вблизи некрополей не найдены остатки поселений. Раньше считали, что причина — использование недолговечных материалов для строительства жилищ. Но, учитывая широкое распространение некрополей на островах Наксос и Парос, есть другое объяснение. Если каждый некрополь принадлежал одной семейной общине, значит, она жила в изолированном сооружении, где все были под одной крышей. Сегодня такие дома обнаружить трудно. Семейная община была типичной сельскохозяйственной ячейкой первобытного общества. Она вела натуральное хозяйство на универсальных фермах и полностью обеспечивала себя всем необходимым. Поэтому этот период развития Кикладской цивилизации часто называют «периодом ферм».
Ранние кикладские инструменты, 2800 – 2200 гг. до н.э.
В конце 3 тысячелетия население островов значительно выросло. Появились более крупные поселения, вокруг которых возводили крепостные стены. Так, например, на Лемносе было поселение Полиохни, на Лесбосе — Ферми, а на Сиросе, Кеосе и Наксосе поселения были с особенно мощными крепостями. Однако эти поселения не были большими. Самый крупный некрополь этой эпохи, найденный близ Халандриани на Сиросе, включает около 600 могил. Рядом с ним находилось укреплённое поселение Кастри с десятком домишек, где могло жить не более сотни человек. Именно в таких деревнях в то время жила основная часть населения архипелага. Обычно они располагались на вершинах холмов, укреплённых самой природой.
Судя по сохранившимся строительным остаткам, жилая застройка кикладских поселений того времени выглядела крайне скромно. Обычно дома состояли из одной-двух комнат с неровными стенами, сложенными из плохо подогнанных каменных плит. Из того же сланца или известняка делали и могилы в виде каменных ящиков. В строительстве жилищ, вероятно, также использовалось дерево. Некоторые из них напоминали круглые хижины с конусообразными крышами из соломы.
Несмотря на скромность в строительстве, кикладцы опередили другие народы Эгейского моря в кораблестроении и мореплавании. Древнейшие изображения судов появились на «кикладских сковородках», датируемых примерно 2500 годом до нашей эры. Эти плоские круглые предметы с ручкой, напоминающие сковороду, до сих пор вызывают споры. Возможно, их использовали в культе мёртвых, кладя на них хлеб и плоды, или даже, если налить в них воду, как зеркало для покойника. Экономика кикладских общин уже тогда ориентировалась на морские промыслы, среди которых почетное место, несомненно, как и в более поздние времена, принадлежало трем тесно связанным между собой способам добычи средств существования: рыбной ловле, обмену и пиратству. Находки изделий кикладского происхождения по всему Эгейскому региону подтверждают масштабы их мореплавания.
Сороконожка на «сковородке» - изображение корабля
Развитие мореплавания и торговли способствовало быстрому росту ремесленного производства. В частности, металлургия, ювелирное дело, резьба по камню, дереву и кости, ткачество и гончарство достигли высокого уровня. Кикладские мастера первыми в Эгейском мире освоили выплавку и обработку бронзы. Их изделия, такие как кинжалы, наконечники копий и инструменты, почти не уступают восточным образцам того времени. Украшения из серебра, хоть и скромные, но всё же имеют свои достоинства.
Кикладская керамика отличается строгим изяществом. Сосуды имеют почти металлическую или каменную твёрдость и холодность. Возможно, мастера подражали изделиям из камня или металла. На тёмную поверхность сосудов наносился геометрический орнамент, который затем заполнялся белой пастой и обжигался. Излюбленным орнаментом была бегущая спираль, которую также использовали резчики по камню для украшения пиксид (шкатулок с коническими крышками) и других предметов.
Образцы керамики с острова Санторин
Однако настоящим шедевром кикладского искусства являются знаменитые мраморные идолы. Лучшие из них поражают чистотой линий, чёткостью силуэта и законченностью формы. Исследования показали, что их создатели следовали определённому канону и создали уникальную, автономную форму, изолированную от внешних влияний. Эта тенденция к самоизоляции характерна для всего кикладского искусства.
Все статуи лишены глаз, их головы запрокинуты, а носки ног вытянуты. Размеры варьируются от 5 см до 1,5 м — почти до человеческого роста. Большинство фигурок явно женского пола: у них треугольная нижняя часть живота и слегка выступающая грудь. На некоторых идолах сохранились следы краски: охрой нарисованы диадемы и татуировки на щеках. Вероятно, глаза и другие детали тоже были раскрашены. Встречаются изображения мужчин и даже целых семей. Некоторые статуи имеют следы починки, что говорит о том, что их бережно хранили.
Учёные до сих пор спорят о назначении кикладских статуэток. Существует несколько версий:
1) Это изображения «жён» и «наложниц» умерших.
2) Статуэтки заменяли человеческие жертвоприношения.
3) Они символизируют предков.
4) Идолы служили проводниками душ в подземный мир.
Женские формы кикладских фигурок напоминают «палеолитических венер» и неолитических статуй матери-богини. Однако между ними есть заметные различия. Палеолитические и неолитические статуэтки отличаются гипертрофированными формами, подчёркивающими мощь и тучность женского тела. Кикладские же идолы, напротив, изображают худощавых женщин, похожих на моделей из современных журналов. В первых скульптурах воплощена грубая сексуальность, во вторых — абстрактная схематичность, где о половой принадлежности говорят лишь едва заметные детали.
Очевидно, знали на островах и музыку
Письменных источников на островах не найдено. Вероятно, кикладцам они были не нужны. Письменность в Древнем Мире возникала там, где требовалось управлять крупными хозяйствами: вести учёт доходов и расходов, отправлять приказы и послания, фиксировать свои деяния. Но Киклады, скорее всего, состояли из мелких общин, а не единого царства. Археологи не обнаружили ни дворцов, ни богатых могил знати, что говорит об отсутствии развитой системы власти. Детали кикладской истории остаются загадкой. Если какие-то записи и существуют, то они могут быть только на критских табличках, которые пока не расшифрованы.
Конец кикладской культуры был внезапным и загадочным. Между 2300–2200 годами до н. э. (на переходе от «периода Керос – Сирос» к «периоду Филакопи») численность поселений на островах резко сократилась, что свидетельствует о демографическом спаде. Из могильников этого периода исчезли характерные черты культуры: мраморные идолы, «сковородки». При этом нет признаков появления новой культуры. Это говорит о том, что кикладская цивилизация, возможно, погибла естественным образом. Новая культура, возникшая в II тыс. до н. э., уже не имела ничего общего с предшественницей.
Несмотря на археологические находки, многое в Кикладской цивилизации остаётся тайной. Назначение статуэток продолжает вызывать споры, оставляя простор для исследований. А Кикладская культура, хотя и не затмила минойскую и микенскую, оставила заметный след в Эгейском мире. Их художественные достижения, особенно статуэтки, стали символами бронзового века, а их влияние прослеживается в художественных традициях соседних культур, подчёркивая взаимосвязь региона.
Свидетельство о публикации №225061300642