Тема войны в творчестве Миколы Гомолко
Они писали о войне …,
Чтобы и потомки не забыли
этот подвиг славный.
Чтоб не забыли павших имена.
И чтоб утихли войны во всем мире.
Как в тот далекий год,
Когда неистово везде черемуха цвела.
Книги о войне. Это духовное наследие, живой голос очевидцев, помогающий людям узнать о том, через что прошли наши предки в суровые военные годы. Читая такие книги, вместе с их героями переживая горькие события, мы учимся также беречь мир. И когда сегодня не стихают исторические споры и дискуссии о Великой Отечественной войне, военная литература о тех тяжелых днях - лучшее свидетельство о нашей истории. Многие писатели и поэты сказали свое слово о той суровой войне. Среди них и Николай Иванович Гомолко (литературный псевдоним - Микола Гомолко), наш земляк, военный опыт которого нашел отражение в творчестве.
На Полесье хорошо известно, особенно старшему поколению, имя этого белорусского писателя. 14 марта 1922 года здесь он родился, здесь прошли его детские и школьные годы. Учился будущий писатель сначала в Бриневской школе Петриковского района, затем – в Житковичской СШ Гомельской области. Рано проявились его поэтические способности. Интерес к литературе и привел юношу в 1939 году на филологический факультет Белорусского государственного университета. Но война разрушила все его планы. Со второго курса Николай Гомолко пошел в Советскую Армию, в которой служил с 1940 – по 1946 гг. В ней он прошел путь от рядового до командира взвода. Учебу в университете Николай продолжил заочно уже после войны.
В 1946 году вышел первый сборник его стихов «Возвращение счастья». В сборнике отражены чувства молодого автора, который оказался на своей Родине – Беларуси, разрушенной военным лихолетьем, но готовой к обновлению и уже начавшей его. Вместе с тем, в творчестве Миколы Гомолко проявился и талант прозаика: впоследствии работал он больше в жанры прозы.
Обратимся к некоторым его произведениям, в которых нашла свое отражение тема Великой Отечественной войны. Так, в повести «Лето в Калиновке» автор рассказывает о жизни подростков на протяжении одного лета, об их дружбе, работе в колхозе, их стремлении ко всему
необыкновенному и героическому. Это мирное время, но война напоминает о себе. Писатель раскрывает характеры детей, подчеркивая индивидуальность каждого героя. Один из них – Володя Заранко, с его необыкновенной и сложной судьбой. Зимой 1943 года отца мальчика - партизана расстреляли немцы, а маленького Володю с матерью вывезли в Германию. Там ребенка силой забрали у матери. Она потом долго везде искала своего сына. После окончания войны, вернувшись домой мать Володи тоже не прекращала поиски. И только через пять лет нашли Володю в Канадском приюте уже под другим именем, бледного, худого, испуганного. Дома в Калиновке мальчик постепенно освоился, но ни с кем не дружил, говорил мало и неохотно. У подростка сложился свой взгляд на взаимоотношения людей. Еще в детстве, в канадском приюте он выяснил для себя, что люди завидуют друг другу, враждуют между собой и стараются унизить более слабого. И только со временем подросток поверит людям, своим одноклассникам, станет своим среди калиновских ребят.
Отголоски прошедшей войны в то мирное лето неожиданно затронули и жизнь подростка Антона Славутина. Его отчима не любили люди, считали, и не без оснований, казнокрадом. Не любил его и Антон, но ради матери – терпел, зная, как тяжело матери одной. Но особенно трудно пришлось Антону, когда у него появляются бумаги, доказывающие, что отчим - предатель. В годы войны он выдал немцам многих односельчан. Мальчик был в отчаянии. В нем борются ужас и ненависть к отчиму и переживание за здоровье матери: как она сможет пережить это. И все же, после мучительных колебаний показывает другу эти бумаги, изобличающие его отчима. Автор подчеркивает, что дружба, взаимопонимание детей и взрослых, их совместный труд, искренность помогут всем выдержать трудности жизни. И он оптимистично заканчивает свою повесть.
Военная тематика нашла свое отражение и в повести – хронике этого автора «Девушка шла по войне». Здесь рассказывается о сложной судьбе комсомолки Нины Вороновой и ее окружения: семьи, соседей, школьных друзей и подруг. Перед началом войны Нина окончила девятый класс, ей было 17 лет. Это веселая, добрая, самостоятельная девушка, искренняя в своих чувствах, в своей первой любви. Но ее мечты перечеркнуло черное воскресение – день, когда тревожный голос диктора объявил о начале войны. В эти тяжелые, первые месяцы военного лихолетья, чувствуя свое бессилие, люди надеялись, что вскоре все станет на свои места и будет так, как и раньше. Но этого не произошло. Вскоре их родной поселок Лесную Гуту оккупировали немцы. Автор отмечает, что гитлеровская оккупация, холод, голод, потери своих родных и друзей меняют взгляды людей, осмысление ими жизни. Изменилось и мировоззрение Нины Вороновой. Оставаясь жить в поселке, она становится тайной связной у партизан. В огне войны закалялись характеры людей, рождались мужество и отвага, казалось бы, у самых обычных советских людей. В июле 1943 года Нину вместе с другими молодыми людьми, погрузив в эшелон, отправляют на работу в Германию. На железнодорожной станции в Минске ей с подругой удалось сбежать. Решение было принято однозначно: идти в партизаны. И повесть на этом как бы обрывается, но остается уверенность, что Нина Воронова нашла партизан и продолжила борьбу с фашистами.
Суровое дыхание войны присутствует и в остросюжетной повести Миколы Гомолко «Лесная крепость». В ней говорится о судьбах людей, живших в Беларуси в тяжелый период оккупации, о борьбе белорусских партизан с немцами. В центре повести – простые люди, которые в это трудное время совершают непростые поступки. Главные герои повести – 14-летний подросток Алесь Коляда и сельский учитель Вадим Николаевич Мурашко. На глазах Алеся фашисты сожгли его родную деревню Сырой Бор, в которой погибли, видимо, все жители. Что сталось с его родными, мальчик не знал. Прячась в лесу, Алесь встретился с учителем Вадимом Николаевичем - мудрым, смелым и рассудительным человеком, который не терпит предательства, думает в первую очередь о других людях. С его помощью Алесь быстро взрослеет, набирается опыта и смелости. Война свела их на маленьком острове посреди озера без еды, в окружении немецких войск. А где-то рядом сражаются партизаны, чтобы прорвать немецкую блокаду и выйти из окружения. Им нужна любая помощь. Вадим Николаевич и Алесь делают все возможное , чтобы помочь партизанам. Очень тяжелой при немцах стала жизнь еще одной героини повести - Оксаны Рутковской. По заданию секретаря райкома партии она осталась здесь, на оккупированной немцами территории, вошла в доверие к новой власти, поступила переводчицей в комендатуру. Для этого ей пришлось порвать с близкими людьми, например, с Владимиром Мурашко, знакомыми, чтобы сотрудничество выглядело естественным. Люди же смотрели на нее с презрением и ненавистью. И это все надо было выдержать. Но были и такие, кто действительно думал только о своей выгоде и становился предателем, как Егор Климчук, по кличке Криворотый.
Тема войны присутствует также и в повестях «Соколы – соколята», «Партизанские сестры» и др. Надо сказать, что Гомолко Николай Иванович оставил нам замечательную прозу, которая проникнута глубокой трепетной любовью к своему народу, к земле белорусской, гордостью за людей наших. Даже в самых экстремальных, безвыходных, казалось бы, ситуациях советский человек находит в себе силы, чтобы выдержать, выстоять и остаться человеком. Его творчество посвящается детям, подросткам, молодежи. А ведь сегодня ответственность за будущее нашей страны ложится на плечи молодых. Кому как не им строить наше будущее? Кому как не им выбирать, каким оно будет? Очень хочется, чтобы и они, юные читатели, смогли сегодня открыть дверь в волнующий и добрый мир произведений Миколы Гомолко.
Июнь, 2025 год
Свидетельство о публикации №225061300947