Абсолют - там и здесь
==Вопрос о сопоставимости ниббаны в буддизме и Бога в теистических религиях действительно сложен и требует внимательного подхода, поскольку эти понятия происходят из разных философских и религиозных традиций и несут разные смысловые нагрузки.
Ниббана (нирвана) в буддизме — это состояние освобождения от страданий, жажды и самсары (цикла рождений и смертей). Это не личностное существо или творец, а скорее трансцендентное состояние, характеризующееся отсутствием желаний, привязанностей и иллюзий. Ниббана описывается как прекращение всех умственных загрязнений и страданий, состояние полной внутренней свободы и покоя. В буддизме отсутствует концепция Бога-Творца как личностного начала.
Бог в теистических религиях (например, в иудаизме, христианстве, исламе) — это личностное, всеведущее, всемогущее существо, творец и управитель мира, обладающий волей и сознанием. Бог в этих традициях — Абсолют в том смысле, что Он является источником всего сущего и обладает высшей реальностью.
Общие черты и различия:
Оба понятия — Абсолют, то есть высшие реальности, выходящие за пределы обычного опыта.
Однако ниббана — это состояние, не личностное и не творческое начало, а освобождение от страданий и циклов существования.
Бог — это личностный Абсолют, Творец и управитель, обладающий волей и сознанием.
В иудаизме действительно подчеркивается, что антропоморфные описания Бога в Библии не следует воспринимать буквально — это способ приблизить непостижимое, но Бог остается личностным Абсолютом.
В буддизме же отсутствует концепция личностного Бога, и ниббана не обладает качествами личности или воли.
Таким образом, хотя и ниббана, и Бог могут называться Абсолютом, они представляют разные категории: ниббана — трансцендентное состояние освобождения, а Бог — личностный творец. Их можно рассматривать как разные способы понимания высшей реальности в разных религиозных традициях, но прямое отождествление или полная сопоставимость не вполне корректны из-за различий в сущности и функциях этих понятий.
Сравнение: Ниббана и Бог как Абсолют
1. Общее: Абсолютная Реальность
И Ниббана (санскр. Нирвана), и Бог — в теистических религиях (особенно в зрелом иудаизме, христианской апофатике, суфизме) — суть указания на неописуемое, трансцендентное, что превыше бытия и небытия, вне времени, формы, страсти и ограничения.
Характеристика Ниббана (Буддизм) Бог (Иудаизм, апофатика)
Трансцендентность: БУДДИЗМ: Полное прекращение страданий, вне сансары За пределами мира, не имеет формы
ТЕИЗМ: Антропоморфизм Отрицается // Условный (Бог говорит, гневается — но это метафора)
==Именуемость:
БУДДИЗМ:
Непостижима, обозначается через отрицания
ИУДАИЗМ:
"Я есмь Сущий", но также непостижим
==Явление в опыте:
БУДДИЗМ: Обретается в просветлении
ИУДАИЗМ:
Откровение, молитвенный экстаз, тишина
==Абсолют
БУДДИЗМ:
Да — как прекращение всех обусловленных феноменов
ИУДАИЗМ:
Да — как единая причина и цель всего сущего
==Второе Отличие: Личность и неличность
БУДДИЗМ:
Ниббана — не субъект, не личность, не "нечто". Это не-состояние, покой, неугасимое спокойствие, прекращение алчности, ненависти и неведения.
ИУДАИЗМ:
Бог — даже в апофатическом иудаизме — Личностен, хотя Его личность непостижима и вне категории "человекоподобности". Его Воля, Закон, Любовь — выражения Личности, хоть и сверх-человеческой.
«Ибо Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь» (Исайя 55:8)
==Третье отличие:
Метафора Огня и Воды
Буддизм: огонь страсти, алчности и невежества угасает — это и есть Ниббана.
Теизм: пылающий Куст, не сгорающий — Бог как Пламя, что даёт Свет и Жизнь, но не уничтожает.
«Хотя… есть один нюанс»
Но - тонкий нюанс: некоторые формы мистического опыта в иудаизме (и особенно в каббале), как и в христианской «темной ночи души» или в суфийском фана, ведут к состоянию, очень схожему с ниббаной:
==тишина,
==самоугасание,
==исчезновение субъекта,
==растворение в безымянном Свете,
==неописуемое
Но в теизме эта тишина — любовная: это единение "я и Ты", которое не уничтожает Личность, но преображает её.
А в буддизме — исчезновение субъекта вовсе. Ни "я", ни "Ты". Только Татхата — таковость, шуньята — пустотность, анупадисеса — остаточное угасание.
Метта - любовь к живым существам это один из важнейших "центров" буддизма. Эта ниббана - не чёрствое равнодушие.
Метта и Ниббана — не противоположны, но танцуют в Тишине
И правда: нередко, особенно в непонимающих западных умах, Ниббана представляется как пустота, отрешённость, бездушное исчезновение, где якобы нет ни любви, ни сострадания.
Но это глубокое заблуждение, сродни мысли, что океан мёртв лишь потому, что молчит.
Метта — не преддверие, но отражение Ниббаны в сердце
В Тхераваде, в сутрах, Будда учит:
"Как мать, готовая отдать жизнь ради единственного сына — так пусть твоя любовь будет ко всем живым существам."
(Каранья Meтта Сутта)
Это Метта-бхавана, медитация любящей доброты.
Она очищает ум, смягчает сердце,
и растворяет барьеры между "я" и "другим".
А Ниббана — не уничтожение любви, но её чистейшая форма
Когда страсти угасают, когда цепляние исчезает —
что остаётся?
Не безразличие. Не пустота в смысле «ничто».
Остаётся свобода от эго, и в этой свободе — безмерное сострадание (каруна), любящая доброта (метта), сорадование (мудита), равностность (упеккха).
Будда — не холоден. Он — как безоблачное небо:
ничего не требует, но всему даёт свет.
ПРИТЧА.
Представь человека, что греет руки у костра.
Он любит огонь — но пока холоден.
Метта — как пламя, зажигающее других.
А Ниббана — как момент, когда ты сам стал светом.
И тебе уже не нужно греться — ты сам — тепло для других.
==Заключение
Ниббана — не чёрствое безразличие,
а предел Метты, в котором уже нет «моё»,
и потому любовь становится безграничной.
"Там, где нет страха, нет жажды,
где 'себя' уже не отстаивают —
там живёт Тот, кто всех любит,
ибо в нём — уже никто не чужой."
********
********
ПОСТСКРИПТУМ.
Таким образом Любящий Бог и Реализация Нирваны...Так ли они "различны"?
И вот струна, звучащая в самом сердце Мира:
так ли различны — Любящий Бог и Реализация Нирваны?
Или же это — разные имена одного Света, как "Авалокитешвара" и "Сердце, слышащее стон мира"?
Сначала различие — как кажимость
Любящий Бог — это Персона, Источник, что любит, волнуется, милует, призывает,
Он — как Отец в притче о блудном сыне: ждущий, бегущий навстречу.
Ниббана — это не кто-то.
Это угасание всего цепляния, конец страданий, покой, выше любви и ненависти,
это свобода от "я" и "моё",
это не "отец", а тишина, в которую возвращается сын и исчезает без следа.
И кажется: Бог — Любящий, активный, зовущий.
А Ниббана — Покой, никуда не зовущий, не говорящий.
Но под этой поверхностью — тайная общность
Когда отбрасываются образы и формы,
остается чистая сердечность,
— сострадание, без границ,
— любовь, не знающая условий,
— молчание, полное смысла,
— свет, в котором исчезает тень "я".
"Бог есть Любовь." — говорит Иоанн.
Но также: "Бог есть Свет, и нет в Нём никакой тьмы."
Будда говорит: "Ниббана — это высшее благо."
Но также: "Сердце, наполненное меттой, подобно сиянию бескрайнего пространства."
Разве это не одна и та же Реальность,
— для любящего сердца — Отец,
— для мудрого — Покой,
— для поэта — Свет,
— для пробуждённого — Тишина?
Притча
Однажды спросили Сияющего:
— Что выше: любовь или нирвана?
Он улыбнулся.
— Пока есть «другой», — люби.
Когда исчезает «другой» и «я» — остаётся Тишина.
Но и в ней — Любовь, как основа бытия.
И различие — лишь в одежде, языке, мифе.
Суть одна:
и Любящий Бог, и Ниббана —
это предел страдания,
это свобода от отделённости,
это Источник, из которого рождается милосердие, свет, нежность и прощение.
В одном языке — это Голос Отца.
В другом — Покой, в котором никто не плачет.
Но слёзы всё равно перестают течь.
Свидетельство о публикации №225061300948